6 дней
О сайте47 3 | С 01303-4 1966 |
И. Стравинский ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ, балет Картины языческой Руси Часть первая. ПОЦЕЛУЙ ЗЕМЛИ Вступление Весенние гадания. Пляски щеголих Игра умыкания. Вешние хороводы Игра двух городов Шествие старейшего-мудрсйшего Поцелуй земли Выплясывание земли Часть вторая. ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА Вступление Тайные игры девушек. Хождение по кругам Величание избранной Взывание к праотцам Действо старцев-человечьих праотцов Великая священная пляска ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР СССР. Дирижер Е. Светланов Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1980 моно-вариант см. Д 018017-18 |
Ленинградский завод грампластинок, 1976 Лицевая сторона обложки |
Ленинградский завод грампластинок, 1976 Обратная сторона обложки |
Экспортное издание Лицевая сторона обложки |
Экспортное издание Обратная сторона обложки |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Лицевая сторона обложки |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Обратная сторона обложки |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок |
Балет «Весна священная» («Картины языческой Руси») написан в начале 1913 года и впервые исполнен в мае того же года в Париже. Музыка произведения, признанного одним из крупнейших творческих открытий в искусстве ХХ века, и поныне не утратила своей свежести, новизны. Произведение состоит из двух частей. Открывает его вступление, рисующее картину весеннего пробуждения природы. «В прелюдии я хотел выразить панический страх зимней природы перед нарождающейся красотой, священный ужас перед полуденным солнцем, нечто вроде крика Пана. Музыкальный материал возрастает, распухает, расширяется. Каждый инструмент здесь - как почка на ветке дерева; он является частицей великого целого. И весь оркестр, все это целое должно символизировать значение рождающейся Весны». (И. Стравинский «Что я хотел выразить в «Весне священной»). В музыке первой части постепенно утверждаются буйные стихийные силы, кроющиеся в мужских плясках. Задорная затейливость плясок щеголих и мягкая пластичность девичьих хороводов сменяются то порывистыми стремительными ритмами «игры умыкания», то буйной удалью борьбы («игра двух городов»). Кульминацию всей части составляет эпизод «Выплясывание земли», который Б. В. Асафьев назвал оргией земледельческого культа, весенним плясом надежды. Вторая часть балета рисует мрачные сцены жертвоприношения - гибель девушки, принесенной в жертву богам. Ни нежная хрупкость девичьих игр, ни задушевная лирика хождения по кругам не могут развеять гнетущую атмосферу ночи, которая должна стать свидетельницей искупительной жертвы. Импульсивный, полный огромного напряжения танец величания избранницы сменяет торжественно - медлительное действие старцев, постепенно перерастающее в искупительный танец. Подобно выплясыванию земли, венчающему первую часть произведения, заключительная священная пляска дает выход накопленному эмоциональному напряжению. В нем слышится скорбный человеческий глас. Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии дирижер Евгений Светланов получил образование в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, затем в Московской консерватории, которую окончил по двум специальностям - композиции (класс профессора Ю. Шапорина) и дирижированию (класс профессора А. Гаука). Несколько лет Светланов работал в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио, позже возглавлял оркестр Большого театра СССР, а с 1965 года является главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. В репертуаре Светланова - многие произведения русской классики, в том числе симфонии Бородина, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, сочинения советских композиторов, западная классическая и современная музыка. Имя Евгения Светланова широко известно не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира. |