5 дней
О сайте12 2 | Д 13349-50 1964 |
1. Фантазия до минор, В. 906 2. Хроматическая фантазия и фуга ре минор, В. 903 3. Адажио (по Б. Марчелло) 4. Фантазия и фуга ля минор, В. 904 5. Прелюдия (Фантазия) ля минор, В. 922 Эдвин Фишер (1886—1960) — один из наиболее выдающихся и разносторонних музыкантов нашего времени. Он родился в Швейцарии, где и получил первоначальное музыкальное образование, в 18-летнем возрасте переехал в Берлин, брал уроки фортепиано у М. Краузе (ученика и секретаря Ф. Листа), а затем у Э. д'Альбера. Вскоре он приобретает известность как превосходный пианист — аккомпаниатор и солист, интерпретатор сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса. Он выступает с дирижерами А. Никишем, Б. Вальтером, Ф. Вейнгартнером и, особенно часто, с В. Фуртвенглером, с которым его связывала большая дружба. В 1926 году начинается дирижерская деятельность Э. Фишера. На протяжении многих лет он совершал поездки с основанным им камерным оркестром, которым дирижировал, сидя по старинной традиции за клавиром — исполняя или цифрованный бас, или (в клавирных и фортепианных концертах) партию солиста. Э. Фишер вел регулярную педагогическую деятельность. Несмотря на частые концертные поездки, он не терял связи со своей родиной, а в 1942 году возвратился в Швейцарию. Э. Фишер — автор ряда сочинений и каденции к фортепианным концертам, редактор педагогических изданий многих произведений Баха и Моцарта. Его перу принадлежат также книги „Музыкальные размышления", „О задачах музыканта", „Фортепианные сонаты Бетховена", „Иоганн Себастьян Бах". Творчество Баха особенно привлекало к себе внимание Э. Фишера как исполнителя и исследователя. Он писал: „Музыка Баха обращается к каждому человеку, даже и не музыканту... она — всегда правда, абсолютная подлинность; это придает ей красоту и силу воздействия". В эту пластинку вошли записи сочинений Баха, сделанные Э. Фишером в разные годы — от 1931 до 1949. Фантазия до минор (BWV 906) создана в 1738 году. Стремительные арпеджированные пассажи с самого начала придают ей экспрессивный драматический характер, сохраняющийся до конца этой построенной на едином движении пьесы. (Запись 1949 г.). Хроматическая фантазия и фуга (BWV 903) написана в 1720 году, окончательная редакция сделана около 1730 года. „Эта фантазия неповторима и никогда не имела себе равных", — писал биограф Баха И. Н. Форкель. Действительно, это произведение выделяется своим ярким драматизмом, эмоциональными контрастами и масштабностью. Наиболее ярким разделом является фантазия. В ней поток чувств кипит и переливается через край. Её открывают пассажи, каждая нота которых проникнута выразительностью; затем следуют друг за другом арпеджированные аккорды (иногда в очень смелых сочетаниях) и, наконец, драматический речитатив — наиболее интересная часть фантазии, приближающая ее, с одной стороны, к органным сочинениям Баха (в частности, к органной Фантазии соль минор), с другой стороны — к музыке более поздних эпох (Фантазии Моцарта). Бах достигает необычайного мастерства воплощения в инструментальной музыке тончайших оттенков речевой декламации — от робкого, трепетного вопроса до патетического утверждения. Речитативные фразы все время обрываются властными аккордами. Заключение построено на скорбных ниспадающих интонациях. Фуга, в отличие от фантазии, выделяется строгостью и сосредоточенностью настроения. В ее основу положена певучая протяженная тема. По своим масштабам фуга приближается к монументальным органным произведениям Баха. (Запись 1931 г.) Адажио из концерта ре минор (BWV 974). В 1708—1717 гг. Бах сделал обработки для клавесина 16-ти инструментальных концертов итальянских и немецких композиторов. Эти обработки представляют собой попытку передачи на клавесине эффекта, присущего инструментальному концерту — противопоставления солирующей партии и всего оркестра (tuttl). Творческим отражением этих опытов явился Итальянский концерт, созданный Бахом значительно позднее. Записанное на пластинку Адажио — вторая часть одного из 16-ти концертов, представляющего обработку Концерта для гобоя итальянского композитора Бенедетто Марчелло (1685—1739). (Запись 1939 г.). Фантазия и фуга ля минор (BWV 904) написана в 1725 году. В отличие от „Хроматическое", этой фантазии свойственны текучесть и непрерывность развития музыкальных мыслей, стройность формы. В основу положена аккордовая тема. Развитие этой темы, захватывающей своим эмоциональным напряжением, чередуется с эпизодами более спокойного, плавного характера. Фуга (двойная) строится на развитии двух контрастных тем. Первая тема вся как бы устремлена вверх. Активные восходящие шаги и четкий ритмический рисунок определяют ее очертания. На этой теме основана небольшая фуга; затем следует вторая фуга, в которой разрабатывается новая тема, идущая ровными длительностями, построенная на ниспадающих хроматических интонациях. В заключительном разделе обе темы развиваются в одновременном сочетании. Монументальный характер этого цикла приближает его к органным произведениям. Неслучайно некоторые исследователи высказывают предположение, что это сочинение первоначально предназначалось Бахом для органа. (Запись 1937 г.). Прелюдия (Фантазия) ля минор (BWV 922) относится к раннему периоду творчества композитора (около 1710 г.). Ее отличает импровизационность развития — пассажи свободно чередуются с речитативными и аккордовыми эпизодами. Непосредственный юношеский эмоциональный порыв играет' здесь значительно большую роль, чем трезвая рассудочность мастера. (Запись 1937 г.). Н. Копчевский |