5 дней
О сайте12 1 | Д 26323-4 1969 |
Фриц Крейслер и Ефрем Цимбалист И. С. Бах Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор, В. 1047 01. Vivace 02. Largo ma non troppo 03. Allegro Записано 14 января 1915 года в сопровождение струнного квартета Джеральдина Фаррар (сопрано) и Фриц Крейслер 04. Э. Невин - Венок из роз 05. А. Тома - Ария Миньон («Миньон», 1 д.) Записи 1915 г. Джон Мак-Кормак (тенор) и Фриц Крейслер 06. В. Годар - Колыбельная («Жоселен») 1914 г. 07. С. Рахманинов - Не пой, красавица 1920 г. |
Фриц Крейслер, прославившийся как один из величайших скрипичных виртуозов, был страстным любителем игры в ансамблях. Искусство ансамб-листа — одна из блистательных граней изумительного исполнительского таланта Крейслера. Любовь к ансамблевому музицированию зародилась у него еще в детские годы. Отец Крейслера, известный венский врач, сам недурно владел смычком. Каждую субботу в доме собирались его друзья, чтобы послушать в исполнении домашнего квартета Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса. На этих субботах маленький Фриц обучился нотной грамоте раньше, чем овладел азбукой. Страсть к ансамблевому музицированию осталась у него на всю жизнь. В 1900—1901 годах молодой Крейслер выступал в постоянном ансамбле с пианистом Иосифом Гофманом и виолончелистом Жерарди. Дж. Энеску в своих воспоминаниях писал: «В 1905 году в Париже у нас было заведено собираться у одного общего приятеля и заниматься камерной музыкой. Нас было пятеро: Эжен Изаи — первая скрипка, Жак Тибо — вторая скрипка, Фриц Крейслер — альт, Пабло Казальс — виолончель и я — фортепиано. Мы играли потому, что это нам нравилось. Нас слушало несколько друзей, но играли мы фактически для себя, ради собственного удовольствия. На этих вечерах особенно глубоким пониманием камерной музыки отличался блестящий солист Крейслер. Когда он восторженно, со слезами на глазах благодарил нас за доставленное ему удовольствие (которое, впрочем, мы все разделяли), он был счастлив, как ребенок». Крейслер записал с Е. Цимбалистом Концерт Баха для двух скрипок, а с американской певицей Дж. Фаррар и с ирландским певцом Дж. Мак-Кормаком ряд песен и романсов. Позднее были сделаны записи сонат Шуберта и Грига в исполнении Крейслера и Рахманинова. То, что Крейслер записал концерт Баха именно с Ефремом Цимбалистом, не случайно. Крейслер всегда с большим уважением относился к русской скрипичной школе, а позднее к советской. Как он признавался на склоне лет, один из его любимейших скрипачей — Давид Ойстрах. Он высоко ценил педагогическую деятельность главы петербургской школы Л. Ауэра, воспитавшего плеяду первоклассных скрипачей: М. Эльмана, Е. Цимбалиста, Я. Хейфеца, М. Полякина. Крейслер не скрывал влияния, оказанного на него в молодости звуковой стороной игры юного Эльмана. В 1915 году Крейслер и Цимбалист были в зените своей артистической славы, и их запись концерта Баха является уникальным образцом ансамблевого музицирования высокого класса. Все три части концерта Баха построены на непрерывном «состязании» двух скрипок, то как бы соревнующихся между собой, то сливающихся воедино. Как и сольные концерты Баха, этот концерт пленяет жизнерадостностью музыки, ее необычайной певучестью, которая характеризовалась в те времена итальянским термином «кантабиле». «Всякое музыкальное произведение, вокальное или инструментальное, должно быть кантабиль-ным», — утверждал современник Баха немецкий музыкальный писатель И. Маттесон. Эта «кантабильность» великолепно раскрывается в исполнении таких мастеров инструментального пения, как Крейслер и Цимбалист. Особенно впечатляет вторая часть Концерта — одна из прекраснейших страниц инструментальной лирики Баха. Скрипичная мелодия, удивительно напевная и теплая, изложена в форме лирического диалога двух скрипок. Она звучит на фоне строго размеренного оркестрового аккомпанемента, как бы сдерживающего излияние чувств исполнителей и напоминающего о том, что страстность и интенсивность выражения никогда не должны переходить границ «возвышенного». Создание ансамблей для голоса и скрипки имеет давние традиции, восходящие еще к итальянской опере XVII века. Примечательно, что сам процесс усовершенствования скрипки, как инструмента широкого мелодического «дыхания», проходил в Италии параллельно с формированием вокального стиля «бельканто». Художественная взаимосвязь, гармоничность слияния человеческого голоса и скрипки впервые нашли свое яркое выражение в оперных ариях А. Скарлатти, в которых певческий голос и смычковый инструмент соперничают в виртуозном блеске и пластичности звучания. Позднее Бах и Гендель, используя облигатную (обязательную) скрипку для поэтической характеристики музыкального образа, создали замечательные образцы такого рода ансамблей в своих ораториальных и кантатных ариях. Удивительная вокальность скрипичного «голоса» Крейслера, его «говорящая» выразительность, певучесть и красота тембра прекрасно выявляются в ансамблях с двумя блестящими вокалистами: ирландским певцом Джоном Мак-Кормаком (1384—1945) и американской певицей, солисткой «Метрополитен опера» Джеральдиной Фаррар (р. 1882). И. ЯМПОЛЬСКИЙ |
Д-26323-4. Фриц Крейслер (Fritz Kreisler) в ансамблях. Выдающиеся скрипачи 01 01.Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор, В. 1047 (И.С.Бах) 1.Vivace; 2.Largo ma non troppo; 3.Allegro 02 02.Венок из роз (Э.Невин) 03.Ария Миньон ("Миньон", 1 д.) (А.Тома) 04.Колыбельная ("Жоселен") (В.Годар) 05.Не пой, красавица (С.Рахманинов) Фриц Крейслер и Ефрем Цимбалист (Efrem Zimbalist) (1) Джеральдина Фаррар (Geraldine Farrar) (сопрано) и Фриц Крейслер (2,3) Джон Мак-Кормак (John McCormack) (тенор) и Фриц Крейслер (4,5) Записано 14 января 1915 года в сопровождение струнного квартета (1) Записи 1914 (4), 1915 (2,3), 1920 (5) гг. На английском (2, 4, 5) и французском (3) яз. |