6 дней
О сайте3 | R10 00661-2 1992, дата записи: 1991 |
Сторона 1 НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. Звонарь Игорь Коровин Благовест — 4.25 Пасхальный трезвон — 8.00 ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ. Звонарь Игорь Коновалов Благовест. Пасхальный трезвон — 8.32 Звон на отьезд Владыки — 3.20 Сторона 2 ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ НА ДОНСКОЙ УЛИЦЕ Звонарь отец Георгий (Юрий Соседов) Благовест. Пасхальный трезвон — 6.18 БОГОЯВЛЕНСКИЙ ПАТРИАРШИЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ Звонарь Вячеслав Пирковский Благовест — 2.02 Пасхальный трезвон — 8.36 ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА. СЕРГИЕВ ПОСАД Ансамбль звонарей под руководством послушника Федора Звоны Крестного хода на Пасху — 2.52; 2.35 Запись 1991 г. (цифровая) Звукорежиссер С. Теплов. Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Толмачевой. Фото В. Зубрицкого ПАСХА ХРИСТОВА В безмолвии, под ризою ночною, Москва ждала, и час святой настал: И мощный звон промчался над землей, И воздух весь, гудя, затрепетал. Певучие серебряные громы Сказали весть святого торжества... (А.Хомяков) «...Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь: Он воскрес...» (Евангелие от Матфея. Гл. 28) Велика тайна Воскресения Христова. Для православного сознания Пасха — это время, когда открывается путь к Богу. Человек чувствует себя частью всего мироздания. Люди и ангелы, живые и умершие — все живут одной общей жизнью, общим ликованием и восторгом. "В день Пасхи Церковь не просто исповедует веру в бессмертие души, но преодоление смерти, тьмы и распада... Воскресение означает реальность присутствия Христа среди верных Ему. «Учения», «идеи» приносили людям многие вожди и пророки, Иисус же Сам остается с Церковью как Брат и Собеседник, как Друг и Спаситель, как вечно пребывающий лик, обращенный к миру...» (А.Мень). Старые и молодые — все христосуются на Пасху и говорят друг другу: «Христос Воскре-се», так как все — братья между собой, от великой радости не помнящие ни врагов своих, ни обидчиков. Эту радость человеческую в церкви подчеркивает все: и пышное убранство храма со множеством свечей, пылающих, словно души людей, и одежды церковных служителей, производящих таинство службы, и хоровое пение, звучащее на самые торжественные и яркие гласы, и колокольные звоны... Предлагаемая пластинка посвящена пасхальным звонам Москвы и записывалась автором в пасхальную неделю 1991 года. Русский православный звон — это яркая страница нашей отечественной культуры. Возникший на Руси тысячелетие назад, он постепенно развивался от простого сигнала до ярких художественных произведений. Христианский православный обряд, составной и неотъемлемой частью которого являются колокольные звоны, стал для этого искусства той духовной силой, которая на протяжении столетий созидала и развивала его, а в трагические годы лихолетья сохранила и уберегла от разрушения. Поэтому и смогли русские музыканты-звонари создать поистине симфонию звонов: будничные, погребальные, встречные, красные, малиновые, свадебные, праздничные, малые, великие и еще множество других, способных выразить эмоциональное состояние человека, его духовность. Колокольные звоны — это глас Православной Церкви, глас Родины, глас наших предков, объединяющий поколения, зовущий к духовному единению. Звоны данной пластинки записаны в крупнейших храмах Москвы и в Сергиевом Посаде, где сохранился старый набор колоколов, жива традиция колокольного искусства. На колокольне Новодевичьего монастыря звонит Игорь Юрьевич Коровин — ученик старейшего звонаря Москвы В.И.Мошкова. Сама манера звона, его стиль, характер — все говорит о сохранении традиции молодым звонарем. Особенно ярко, торжественно, возвышенно звучит праздничный благовест-перезвон на трех больших колоколах. Пасхальный трезвон имеет краткий вступительный раздел, после чего следуют три части всей композиции, звучащие без перерыва, в величаво-спокойном, торжественном тоне. В Даниловом монастыре звонит Игорь Васильевич Коновалов — молодой, но уже опытный звонарь, прекрасно владеющий техникой звона, создающий свою звонарную школу. Поэтому и едут из разных мест звонари перенять даниловские звоны, потому любят бывать на колокольне дети, обучаясь у мастера. Богата и разнообразна палитра пасхального трезвона. После благовеста как переход к основной части звучит мелодия высоких колоколов, трогающая душу своей щемяще-грустной русской красотой. Три части трезвона ярко различаются между собой. Если первая часть — это постепенное включение всех колоколов, показ их музыкальных достоинств, то во второй части трезвона темы получают значительное развитие. Третья часть — более энергичный, активный музыкальный период с новым, трехдольным ритмом. В этом же характере звучит звон на отъезд Владыки, который завершает всю композицию. Весь же трезвон — лиричный, мягкий, светлый. В церкви Ризоположения на Донской улице в эти дни звонил дьякон отец Георгий (Юрий Александрович Соседов), который учился у старого звонаря М.И.Соловьева. Запомнились ему слова учителя: «Главное, чтобы Пасхальный звон выражал радость христиан». Поэтому и отличается его трезвон большой активностью и воодушевлением. Особой красотой впечатляет звук большого 164-пудовог колокола, который отлит в 1772 году знаменитым московским мастером Петром Мозжухиным. Издалека слышен рокот 305-пудового колокола Богоявленского Патриаршего собора в Елохове. Звонарь — Вячеслав Сергеевич Пирковский постигал традицию у своего предшественника И.И. Долвня. Частый звон малых колоколов с плясовым: элементами, ритмическими «перебивами», форшлагами, настроение общей радости и ликования — вот характер звона. В знаменитой Троице-Сергиевой Лавре звонили ученики известного звонаря отца Михея под руководством послушника Федора. Звон сопровождал Крестный ход, поэтому та кой энергией и воодушевлением отличается его характер. Пусть же радостью наполнят наши серии Пасхальные звоны — голос христианской Руси. А. Ярешко Подписи под фотографиями 1. Звонарь И.Ю.Коровин 2. А.С.Ярешко, автор пластинки, в Даниловом монастыре у звонаря И.В.Коновалова 3. Звонарь отец Георгий (Ю.А.Соседов) 4. Звонарь В.С.Пирковский 5. Звонарь послушник Федор |