6 час.
О сайте17 3 | М70-41207-16 (5 пластинок) 1978 |
Пластинка 1 (6) Путешествие в мир симфонической музыки Н. Ф. Петрова. Инструменты симфонического оркестра. Беседа Читает Е. Федоров Звукорежиссер Н. Чибисова 6-я беседа знакомит с тембрами различных инструментов симфонического оркестра как выразительными средствами создания художественных образов. Иллюстрируется она преимущественно фрагментами произведений симфонических, оперных, музыки к кинофильмам. Музыкальные иллюстрации даются по ходу беседы: Романс Шостаковича из к/ф «Овод», тема Шехеразады из одноименной симфонической сюиты Римского-Корсакова, тема альтов в начале сцены в келье из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, вокализ Рахманинова в переложении для виолончели, тема контрабаса в сцене Ивана Грозного с боярами из музыки Прокофьева к к/ф «Иван Грозный», танец пастушков из балета Чайковского «Шелкунчик», хор мальчиков из оперы Бизе «Кармен», вступление ко второму действию балета «Лебединое озеро» Чайковского, ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмила» Глинки, тема Франчески из симфонической фантазии Чайковского, начало альборадо из «Испанского каприччио» Римского-Корсакова, тема Дедушки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и Волк», тема саксофона из Анданте 1-й сюиты «Арлезианка» Бизе, соло валторны из 2-й части V симфонии Чайковского, тема трубы из «Поэмы экстаза» Скрябина, тема тромбона из вступления к опере «Мейстерзингеры» Вагнера, тема трубы из детской песенки «Тигр» Слонимского, соло арфы из балета «Раймонда» Глазунова, начало «Болеро» Равеля, конец сцены в нолях из «Фантастической симфонии» Берлиоза, тема белочки из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Пластинка 2 (7) Путешествие в мир симфонической музыки И. А. Барсова. Симфонический оркестр. Беседа Читает Е. Федоров Звукорежиссер Ю. Стельник 7-я беседа — «Путешествие в мир симфонической музыки» — посвящена симфонии и ее отдельным частям, а также другим симфоническим жанрам и формам. В ней звучат начало симфонической сказки «Петя и Волк» Прокофьева, II симфония Бородина (начало), фрагмент увертюры «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, фрагмент балета «Коппелия» Делиба, «Смерть Озе» из музыки к драме «Пер Гюнт» Грига, скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, «Весна священная» Стравинского (первая часть — вступление), «Испанское каприччио» Римского-Корсакова (начало четвертой части), «Траурный марш» из «Гибели богов» Вагнера (фрагмент), начало третьей части «Шехеразады» Римского-Корсакова, Антракт ко второй картине оперы «Нос» Шостаковича, скерцо из IV симфонии Чайковского, экспозиция первой части V симфонии Бетховена, фрагмент шестой части III симфонии Малера. Пластинка 3 (8) В. П. Варунц. Программная музыка. Беседа. Читает автор Звукорежиссер Ю. Стельник 8-я беседа — «Программная музыка» — разъясняет само понятие «программная» музыка и рассматривает различные типы программности, связанные с воплощением картин природы или живописи, литературных сюжетов, развитие сюжетной линии или обобщенное воплощение идеи произведения, а также жанровую программность. В беседе звучат первая часть сюиты № 1 «Пер Гюнт» Грига, фортепианные пьесы «Ночью» Шумана и «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха (пятая и шестая части), «Шелест леса» из музыкальной драмы «Зигфрид» Вагнера, «Колокола» из первой сюиты для 2-х фортепиано Рахманинова, «Игра воды» Равеля (фрагмент), «Лиможский рынок» из «Картинок с выставки» Мусоргского (в оркестровой транскрипции Равеля), соната «По прочтении Данте» Листа (фрагмент), фрагмент фантазии «Франческа да Римини» Чайковского. «Фантастическая симфония» Берлиоза (фрагменты), «Арагонская хота» Глинки (тема хоты). Завершается беседа симфонической картиной «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Пластинка 4(9) Ц. С. Рацкая. Что такое опера. Беседа. Читает Л. Шапошникова Звукорежиссер Ю. Стельник 9-я беседа — «Что такое опера» — предваряется во введении (в буклете) кратким обзором развития оперы. В беседе (на пластинке) дается характеристика оперных жанров и форм, их роли в музыкально-драматическом развитии оперы. Беседа иллюстрируется сольными вокальными номерами, ансамблями, хорами и симфоническими эпизодами различных опер. Звучат каватина Сюзанны и ария Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Россини, дуэт Виолетты и Альфреда из третьего акта «Травиаты» Верди, дуэт Марцелины и Сюзанны из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, хор половецких девушек из второго действия и русский хор девушек из первого действия оперы «Князь Игорь» Бородина, пролог к «Борису Годунову» Мусоргского (фрагмент), Комсомольская песня из первого действия «Семьи Тараса» Кабалевского, Мазурка из второго действия и начала четвертой картины «Ивана Сусанина» Глинки, «Рассвет на Москва-реке» из «Хованщины» Мусоргского (фрагмент). Антракт к четвертому действию оперы «Кармен» Бизе. Пластинка 5 (10) А. М. Камионская. Музыка в жизни В. И. Ленина. Беседа Читает Е. Федоров Звукорежиссер Ю. Стельник 10-я беседа — «Музыка в жизни Ленина» — завершает первую часть программы. В ней формулируются эстетические принципы В. И. Ленина, их основополагающая роль в развитии советского искусства и музыки. Показана широта его интересов в области музыки, любовь к народной, революционной песне, любовь и понимание «настоящего высокого» искусства музыки. В пластинке звучат любимые произведения Ленина: песни «По духу братья мы с тобой», «Варшавянка», «Песня коммуны» А. Митюшина, «Утес Степана Разина», романсы «Свадьба» Даргомыжского, «Приют» Шуберта, «Растворил я окно» Чайковского, ария Елецкого из «Пиковой дамы», Прелюдия № 18 Шопена, «Полет Валькирий» из музыкальной драмы «Валькирия» Вагнера, финал «Аппассионаты» Бетховена. |