6 дней
О сайте20 3 | М70-41197-206 (5 пластинок) 1978 |
Пластинка 1 Г. В. Крауклис. Музыка и жизнь. Беседа. Читает автор Звукорежиссер Ю. Стельник В беседе звучат две народные песни — протяжная («Калинушка») и бурлацкая («Эй, ухнем»), а также две контрастные песни из Восьми народных песен для симфонического оркестра Лядова (Протяжная и Плясовая). Затем исполняются революционная песня «Смело, товарищи, в ногу» и Этюд № 12 Шопена («Революционный»), после чего следуют романс Глинки «В крови горит огонь желанья», «Песня темного леса» Бородина, эпизод грозы из увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини, хор «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая» из «Бориса Годунова» Мусоргского и фрагмент из Седьмой, «Ленинградской» симфонии Шостаковича. Пластинка 2 Г. В. Григорьева. Язык музыки. Беседа. Читает автор Звукорежиссер Ю. Стельник 2-я беседа — «Язык музыки» — посвящена отдельным элементам музыкальной речи — мелодии, ритму, гармонии, ладу, динамике, фактуре, их выразительным возможностям в создании художественных образов. В беседе звучат следующие музыкальные произведения, связанные с ее содержанием: романс Варламова «На заре ты ее не буди», начало 2-й части VI симфонии Чайковского, «Танец рыцарей» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», песня «Мельник» Даргомыжского, фрагмент 17-й сонаты Бетховена, пьеса «Киарина» из «Карнавала» Шумана, Полет шмеля из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, романсы «Мне минуло шестнадцать лет» Даргомыжского и «Рыцарский романс» Глинки, Экспромт до минор Шуберта, романс «Весенние воды» Рахманинова, песня «Священная война» А. В Александрова, 2-я часть II симфонии Чайковского и два прелюда Шопена. Пластинка 3 Т. В. Попова. Народ-творец прекрасного. Беседа. Читает Л. Шапошникова Звукорежиссер Ю. Стельник 3-я беседа — «Народ — творец прекрасного» — иллюстрируется рядом подлинных народных песен различных жанров, а также произведениями классической музыки, основанными на народных мелодиях или воссоздающими характер народной музыки. Звучат старинная протяжная хоровая песня «Горы Воробьевские» и подвижная «Веснянка», а также хоровая песня «Завью венки» в обработке Римского-Корсакова (из оперы «Майская ночь»). Образцы одноголосной песни представлены армянской народной песней «Арнос» и русской «Эх ты, Ванька». В хоре поселян, в опере «Князь Игорь», Бородин тонко воссоздал подголосочное народное исполнение, а в «Камаринской» Глинки инструментально варьируется народная плясовая мелодия. Затем звучит обработка русской песни Бетховена и одна из «Курских песен» Свиридова. Романс Варламова «Ожидание» дан в народной трактовке (в исполнении Н. Обуховой). Хор гребцов из «Ивана Сусанина» Глинки, песня «Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова и «Страдание» из «Русских песен» Гаврилина воссоздают различные жанры народной песни. Завершается беседа исполнением «Дубинушки» (А. Огнивцев, хор) и темой «Беснуйтесь, тираны» из Одиннадцатой симфонии Шостаковича. Пластинка 4. В. П. Бобровский. Песня, танец и марш. Беседа Читает Е. Федоров Звукорежиссер Ю. Стельник 4-я беседа — «Песня, танец и марш» — демонстрирует на образцах классических инструментальных произведений огромную роль этих бытовых жанров в профессиональной музыке. В пластинке звучат Трио 3-й части I симфонии Калинникова, экспозиция первой части «Неоконченной симфонии» Шуберта, тема из второй части VI симфонии Чайковского, две мазурки Шопена (до мажор и фа минор). Вальс из «Лирических пьес» Грига, фрагметы из третьей и четвертой частей VII симфонии Бетховена, «Русская» из первой картины «Петрушки» Стравинского, «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Хачатуряна, начало финала V симфонии Бетховена и вступление к «Фантазии» фа минор Шопена. Пластинка 5 Г. В. Григорьева. Музыкальные формы и жанры. Беседа Читает автор Звукорежиссер Ю. Стельник 5-я беседа — «Музыкальные формы и жанры» — подготовлена предыдущими занятиями. Она обобщает и закрепляет сведения, полученные ранее, дает представление о принципах формообразования в музыке, рассказывает о музыке, как искусстве, развивающемся во времени. процессе, в отличие от искусств пространственных (живописи, скульптуры). Данная беседа ограничивается знакомством с более простыми формами — куплетной, вариационной, двухчастной и трехчастной, формой рондо. Использованы следующие музыкальные произведения: песни «Мой Лизочек» Чайковского, «Мельник и ручей» Шуберта, Прелюдия № 21 Шопена, песня «В углу» Мусоргского, Вариации на тему французской песни Моцарта, финал Второй симфонии Чайковского, Вариации из Квартета № 3 Шостаковича, «Вальс-фантазия» Глинки, песня «Вечер на рейде» Соловьева-Седого, рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки. |