2 дня
О сайте2 | MEL CO 0590 1972, дата записи: 1971 |
Франц Шуберт Соната № 20 для фортепиано Ля мажор, D. 959 1 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.47 2 II. Andantino . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.57 3 III. Scherzo. Allegro vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.47 4 IV. Rondo. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.41 5 Allegretto до минор, D. 915 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.17 6 Экспромт Ля-бемоль мажор, соч. 90 № 4 . . . . . . . . . . . . . . 7.59 Общее время: 50.02 Елизавета Леонская, фортепиано Когда-то она получила «музыкальное благословение» от Святослава Рихтера. В конце 1970-х, эмигрировав из СССР, впервые выступила на Зальцбургском фестивале. Сегодня Елизавета Леонская – «последняя гранд-дама советской фортепианной школы» (по мнению французской прессы), «выдающаяся исполнительница не только сегодняшнего дня, но целой эпохи» («Diapason»), кавалер Ордена Почета I степени в области наук и искусств Австрии, лауреат «Caecilia Prize», «Diapason d’Or» и «Midem Classical Award» – престижных международных премий в области звукозаписи; почетный член венского общества «Konzerthaus». К юбилею пианистки «Мелодия» предлагает вспомнить ее студийную запись, осуществленную почти полвека назад. Недавняя выпускница Московской консерватории по классу профессора Якова Мильштейна, уже проявившая себя лауреатскими званиями на международных конкурсах им Дж. Энеску в Бухаресте (1964), М. Лонг в Париже (1965) и королевы Елизаветы в Брюсселе (1968), Леонская начала выступать совместно со С. Рихтером, но не оказалась в тени его могучего дарования. На пластинке звучит фортепианная соната Франца Шуберта Ля мажор (№20, D. 959) – самая загадочная и малоизвестная из трех «посмертных сонат» композитора; Экспромт Ля-бемоль мажор (соч. 90 № 4) и Allegretto до минор (D. 915) – миниатюры, созданные, как и соната, в последний год жизни Шуберта. В записи Я. Мильштейн отметил «музыкальный интеллект, чувство меры, эмоциональную гармоничность» молодой артистки – качества, которые «превосходно соответствуют стилю шубертовской музыки». винил СМ 03095-6 |
буклет ------- «Каждое время ищет своего Бетховена и своего Шуберта» Елизавета Леонская Елизавета Леонская родилась в 1945 году в Тбилиси (ее семья была эвакуирована из Одессы в начале войны). Мать будущей пианистки, когда-то мечтавшая посвятить себя музыке, рано заметила одаренность дочери и сделала все для развития ее таланта. В возрасте 11 лет Елизавета впервые выступила с оркестром, в 13 лет дала сольный концерт. В 1964 году 18‑летняя пианистка одержала свою первую победу, получив «золото» на III Международном конкурсе имени Дж. Энеску в Бухаресте. Перед конкурсом она прослушивалась у профессора Якова Мильштейна, который без колебаний взял ее в свой консерваторский класс. Выдающихся музыкант, из-за болезни руки вынужденный полностью посвятить себя педагогике, он сразу распознал незаурядный талант Елизаветы Леонской. «Она все делает обыкновенно, но выходит у нее необыкновенно», – писал он позже о своей бывшей ученице. Будучи студенткой Московской консерватории, Леонская стала лауреатом еще двух международных состязаний: конкурса Маргерит Лонг в Париже (1965) и конкурса Королевы Елизаветы в Брюсселе (1968). Но главное событие, во многом определившее дальнейший творческий путь пианистки, произошло вне консерваторских стен. Благодаря мужу, скрипачу Олегу Кагану, Елизавета Леонская познакомилась со Святославом Рихтером и скоро вошла в ближний круг гениального музыканта. С начала 1970‑х годов начались их совместные выступления, молодая артистка нередко помогала Рихтеру на репетициях, проигрывая партию оркестра на втором фортепиано. «Вначале я со слепой верой приняла все, о чем Святослав Теофилович говорил и как он играл, – признавалась Леонская, – настолько это было однозначно убедительно». Вместе они исполнят Andante con variazioni Роберта Шумана, четырехручные сонаты Вольфганга Амадея Моцарта, двухрояльный концерт Франсиса Пуленка, транскрипции моцартовских сонат Эдвара Грига. Наступит новое столетие, но ее по-прежнему будут называть «полномочной представительницей Святослава Рихтера» на современной сцене, слышать в ее игре «величественный дух рихтеровской эпохи» (Анастасия Рахманова, Deutsche Welle, 2009). Когда артистка примет решение покинуть Советский Союз, то рекомендация Рихтера откроет ей двери зала «Моцартеум» в Зальцбурге. С того памятного концерта 1979 года началась новая страница в артистической судьбе Елизаветы Леонской. Вот уже более сорока лет пианистка живет в Вене, где впервые выступила в 1974 году. Она дает концерты в самых престижных залах мира, выступает с Нью-Йоркским филармоническим, Лос-Анджелесским, Кливлендским, Лондонским, Чешским и Роттердамским филармоническими оркестрами, оркестрами Берлинской филармонии, Цюрихским Тонхалле и Лейпцигским Гевандхаус-оркестром, Национальным оркестром Франции и оркестром де Пари, амстердамским Консертгебау, а также с оркестрами Гамбургского, Кёльнского и Мюнхенского радио. Елизавета Леонская играла под управлением Курта Зандерлинга, Курта Мазура, Элиягу Инбала, Кристофа Эшенбаха, Мариса Янсонса, Владимира Ашкенази, Юрия Темирканова, Пааво Ярви, Кристофа фон Донаньи; среди ее ансамблевых партнеров квартет имени Бородина, квартет имени Альбана Берга, «Гварнери-квартет», «Эмерсон-квартет», Венский филармонический камерный ансамбль, певицы Марьяна Липовшек, Бригитта Фассбендер и многие другие. Ее студийные записи отмечены премиями Caecilia Prize (фортепианные сонаты Иоганнеса Брамса, 1990), Diapason d’Or (соната Ференца Листа, 1990), Midem Classical Award (концерты для фортепиано Феликса Мендельсона-Бартольди, 2006) и Opus Klassik (сонаты Роберта Шумана, 2020). В 2006 году Елизавета Леонская была удостоена австрийского Ордена Почета «За науку и искусство» I степени. В обширном репертуаре Елизаветы Леонской, охватывающем фортепианную сольную и ансамблевую музыку трех столетий, сочинениям Франца Шуберта принадлежит особое место. В 2015 году пианистка провела в австрийской столице цикл из шести концертов, в котором прозвучали все фортепианные сонаты композитора, а в течение последующих трех лет осуществила их студийную запись. Музыке Шуберта была посвящена и самая первая ее пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия» в 1972 году. Безусловно, в этой записи 26‑летней артистки весьма ощутимо влияние рихтеровской ауры. В конце концов, именно Рихтер вернул на «высокую» концертную эстраду шубертовские сонаты, раскрыв эту музыку во всей ее неисчерпаемой глубине. С другой стороны, он не обращался к выбранной Леонской большой сонате Ля мажор (D. 959) ни в концертах, ни в студии звукозаписи. В аннотации к пластинке Яков Мильштейн отметил свойственные ей «музыкальный интеллект, чувство меры, эмоциональную гармоничность» – качества, которые «превосходно соответствуют стилю шубертовской музыки». Из трех больших сонат, созданных Шубертом в последний год жизни, соната Ля мажор наименее известна. Возможно, причина в том, что в ней куда явственнее, чем в создававшихся одновременно сонатах до минор (D. 958) и Си-бемоль мажор (D. 960), отражается новаторство музыкального мышления Шуберта, мистическая загадочность его «последнего периода». Соблюдая внешние рамки привычных форм, он фактически порывает с венско-классическим мышлением – за видимыми контурами проступают черты нового и, в какой-то мере, так и не реализованного до конца музыкального макрокосма. «Многие его особенности… искушают воображение; тысячи едва намеченных им мыслей хочется развить», – писал о последних шубертовских произведениях Роберт Шуман. Так, масштабный и величественный облик главной темы как будто задает тон первого Allegro, но в дальнейшем звуковом потоке «…мысль композитора течет от страницы к странице все дальше и дальше» (Шуман), нанизывая россыпь новых мотивов и словно забывая о строгой логике развития. С еще большей настойчивостью возвращается тема в репризе, чтобы в последних тактах части истаять в pianissimo, оставляя нас с чувством неразгаданности. Столь необычная концовка готовит к восприятию Andantino; его поначалу скромное звучание лишь постепенно развертывается во всей эмоциональной глубине. На всей части лежит отпечаток сдержанной скорби, в которую «изредка вторгаются более резкие порывы» (Шуман). Но ажурное, почти невесомое изящество Скерцо снова переносит нас в мир светлых грез. Основная тема финального Рондо, заимствованная из ранней сонаты, переосмыслена в песенно-лирическом ключе; набегающие порой тени мрачных созвучий только подчеркивают ее светлое настроение. И вновь предоставим слово Шуману: «…заканчивает он бодро, легко и приветливо, словно завтра же может начать все снова. Но судьба решила иначе. Со спокойным взором мог он встретить последнее мгновенье». Запись сонаты дополнена двумя небольшими пьесами, также созданными Шубертом в последний год жизни. Наивная лирика Allegretto до минор (D. 915) – сердечный музыкальный привет Шуберта «Дорогому другу Вальхеру» (как написано в автографе), юноше, дружба с которым озаряла его жизненный закат. Экспромт Ля-бемоль мажор, завершающий опус 90 – великолепный пример «огранки» фортепианной миниатюры, в которой смена настроений так по-шубертовски смягчена светотенью мажора и минора – как в быстротечной жизни, «где радость и печаль так переменчивы и порою так похожи друг на друга, а все вместе – так невыразимо прекрасно…» (Дмитрий Благой). «Я чувствую, что в какой-то степени прикоснулась к Шуберту, но за этим еще очень большие слои, как при раскопках» – так говорила Елизавета Леонская о своем исполнении шубертовских сонат в 2015 году. С течением времени меняется ее исполнительский стиль: более отчетливыми становятся детали, неуловимые акценты обогащают привычное новыми красками. Пластинка, записанная в 1971 году (почти полвека назад!), стала первым шагом артистки на ее большом пути к Шуберту. Но как не померкла ее индивидуальность на фоне рихтеровского масштаба, так и достижения последних лет не умаляют ранних записей Елизаветы Леонской, в которых она уже предстает зрелым мастером. Мастером, убедительно раскрывшим образный мир столь редко звучащей шубертовской сонаты. Борис Мукосей ЗАПИСЬ 1971 ГОДА. ЗВУКОРЕЖИССЕР – ВАСИЛИЙ АНТОНЕНКО РЕМАСТЕРИНГ – НАДЕЖДА РАДУГИНА РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – НАТАЛЬЯ СТОРЧАК ДИЗАЙН – АННА КИМ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН |