6 дней
О сайте2 | MEL CO 0549 дата записи: 1984 |
1 Симфония № 3 (1973) 30.14 2 Симфония № 6 (1980) 29.42 Общее время: 59.56 Гамлет Гонашвили, тенор (1) Арчил Харадзе, альт (2) Гия Чадунели, альт (2) Государственный симфонический оркестр Грузии. Дирижер – Джансуг Кахидзе Записи 1979 (1), 1981 (2) гг. Звукорежиссер – Михаил Килосанидзе Ремастеринг – Елена Барыкина К 85-летию со дня рождения выдающегося грузинского композитора, известного миллионам людей по музыке к фильмам Георгия Данелия и спектаклям Роберта Стуруа, «Мелодия» издает в цифровом формате его симфонические опусы. В издании использованы аннотации Альфреда Шнитке и Гиви Орджоникидзе, написанные специально для грампластинок «Мелодии». «Я был бы счастлив, если бы в будущем на мои сочинения – если их не забудут – смотрели, как на попытку выбежать из тьмы на свет...» «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза», «Ханума», «Кавказский меловой круг»... С этими фильмами и спектаклями, с неувядаемым экранным обаянием Вахтанга Кикабидзе ассоциируется у большинства имя Гии Канчели. Между тем, более полувека композитор работал в академическом жанре. Семь его симфоний, написанных в период с 1967 по 1986 годы – уникальное явление в пространстве советской музыки конца ХХ столетия. К сожалению, в архиве «Мелодии» сохранились записи только четырех симфоний, магнитная лента с записью первой симфонии утеряна, вторую и седьмую «Мелодия» не записывала. «...Семь прожитых жизней, семь глав эпопеи об извечной борьбе добра со злом, о трудной судьбе красоты», – писала Наталья Зейфас о симфониях Гии Канчели. Третья симфония с участием певца-солиста – своеобразный монумент многовековой традиции грузинского хорового пения. Четвертая посвящена Микеланджело Буонарроти; в ней композитор впервые обратился к философской антиномии «Вечное – Преходящее». Пятая симфония, посвященная памяти родителей Канчели, продолжает мемориальную линию, но выделяется пронзительной исповедальностью высказывания. Шестая симфония, написанная по заказу лейпцигского оркестра Гевандхауз и с триумфом прозвучавшая на многих сценах Европы, сочетает монументальность драматургии с монолитным единством образно-звукового пространства. Симфонии Канчели исполняет Государственный симфонический оркестр Грузинской ССР под управлением Джансуга Кахидзе. Крупнейший дирижер современной Грузии был связан с композитором многолетней дружбой. компакт-диск SUCD 10 00129 |
буклет ------- Третья симфония Г. Канчели написана в 1973 году и посвящена дирижеру Джансугу Кахидзе. В ней, как и во всех остальных своих симфониях, автор избегает формальных и образных стереотипов этого жанра – здесь нет ни сонатной формы, ни многочастности, ни четкого драматического развития. Ее своеобразная «антидраматургия» основана на контрастах образов, которые сами по себе почти не подвергаются развитию, но вступают все время в новые взаимоотношения. Это основанный на интонациях сванского погребального пения рефрен голоса, пронизывающий все сочинение от начала до конца как олицетворение вечного духовного начала. Это мужественные скандированные «хоровые» возгласы медных духовых. Это настороженная пульсация струнных (звук извлекается нажатием пальцев левой руки). Это отдаленные удары колокола. Это тихие бесплотные звучания скрипки, парящие над неподвижным аккордовым рельефом. Это внезапные острые изломы ритма, молниеносные прорывы tutti, бесконечно тянущиеся долгие отзвуки. Все это представлено лишь краткими мотивами или просто тембровыми пятнами. Но калейдоскопичности нет – редкие вспышки родственных мотивов оставляют в сознании долгие слуховые следы, между ними протягивается интонационная связь, они воспринимаются как поток пунктирных линий, образующих изменчивую полифонию тембровых пластов. Именно монтажно-кинематографическая незавершенность, бескадансовость каждого фрагмента и создает иллюзию многомерного пространства. Шестая симфония Гии Канчели написана в 1978–1980 годах по заказу Лейпцигского оркестра «Гевандхауз» для торжественного открытия нового концертного зала «Гевандхауз» в октябре 1981 года. В этом сочинении композитор продолжает линию философско-эпического симфонизма. Пронизывающий симфонию тембровый рефрен двух солирующих альтов связывает целую цепь контрастных эпизодов: трепетное прерывистое дыхание жизни, сосредоточенное размышление, трагическое похоронное шествие, удары неведомой злой силы, лирическое откровение, исступленное насилие, гордый стоицизм смирения – все это проходит перед нами последовательно (а иногда и одновременно в многомерном контрапункте). Мы не знаем, когда и где случились эти события, которые даны нам не в исчерпывающей полноте, а в незавершенности. Альфред Шнитке Третья и Шестая симфонии Г. Канчели записаны на пластинку народным артистом Грузинской ССР, лауреатом премии имени Шота Руставели Джансугом Кахидзе. Он обрел славу превосходного музыканта, тонкого интерпретатора музыки разных эпох и стилей. В репертуаре дирижера более тридцати опер и балетов, творения Гайдна и Прокофьева, Бетховена и Шостаковича, Берлиоза и Стравинского, Р. Штрауса и Малера. Исполнение Кахидзе изобилует тонкими нюансами, отличается глубиной и естественностью, самая же значительная черта его искусства – цельность и продуманность замысла, ясность формы, скульптурная вычерченность образов. Думается, что Кахидзе в совершенстве постиг музыку Гии Канчели оттого, что любит ее и по достоинству ценит ее красоту. Их содружество основано на глубочайшем творческом доверии. Оба они нарушают довольно распространенное представление о неуемности южного темперамента: напротив, их искусство строгое, в нем нет преувеличенного пафоса. Оба музыканта, каждый в своей сфере, обращают на себя внимание не только исключительной силой воображения, но не менее значительным даром обуздывать фантазию, подчинять ее идее, концепции, рожденной их собственным отношением к миру. Кахидзе великолепно воплощает в своих интерпретациях ясность, отточенность и красоту формы, присущие музыке Канчели. Гиви Орджоникидзе РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН РЕДАКТОР – ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ РЕМАСТЕРИНГ – ЕЛЕНА БАРЫКИНА ДИЗАЙН – ИЛЬДАР КРЮКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН |