5 час.
О сайте7 2 | С40 31593 005 (2 пластинки), АКВО-АРТ 1991 |
Автор сценария и режиссер А. ПАРРА Матфей —А. ЛАЗАРЕВ Иоанн — Б. ПЛОТНИКОВ Звукорежиссер Т. СТРАКАНОВА Редактор Л. ГАВРИНА Продюсер Г. БУСЛАЕВА 1. Евангелист Лука 2. Жены-мироносицы у гроба воскресшего Христа 3. Поклонение волхвов 4. Собор архангела Михаила 5. Рождество Христово 6. Ветхозаветная Троица 7. Параскева Пятница в житии (деталь) 8. Чудо в Хонех. Святой Георгий На лицевой стороне альбома: Храмы России Автор альбома народный художник СССР 3. ЦЕРЕТЕЛИ Фирма «АКВО-АРТ», 1991 Студия «Крокус» Запись 1991 г. Типография АЗГ Заказ 836. Тираж 50000 |
«Есть книга, — писал незадолго до смерти Пушкин, — коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие» (Полн. собр. соч. М. — Л., 1949. Т. VII, с. 443). В самом деле, кто, кроме евангелистов, сумел справиться с этой грандиозной задачей — запечатлеть образ Иисуса из Назарета, причем пользуясь удивительно скупыми средствами? Некоторые полагают, что Иисус Христос стал центральной личностью в истории лишь только потому, что о нем написали четыре гениальных писателя. Однако логичнее предположить обратное: именно уникальная личность Иисуса вызвала к жизни четыре литературных шедевра — четыре канонических Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Надежда Яковлевна Мандельштам говорила, что в историчности Иисуса ее убеждает «чудо Евангелия», эти книги не могли возникнуть без реального существования Того, о Ком они рассказывают. В самом деле, задумаемся над несколькими простыми фактами. Иисус родился в Палестине — маленькой римской провинции. Он никогда не покидал пределов этой небольшой страны и прожил короткую жизнь — немногим более 30 лет, а Его общественное служение продолжалось лишь 3 года. Его социальное положение было самым простым — сын плотника, унаследовавший ремесло Своего названного отца. Он не написал ни одной книги. Его дело, с точки зрения Его противников, окончилось крахом—Он был казнен как преступник, а Его ученики в страхе разбежались. И в то же время мы не можем назвать никого, кто мог бы сравниться с Иисусом по тому влиянию, которое Он оказал на весь ход мировой истории. Нам известны имена и других великих учителей — Будда, Лао-цзы, Платон, Магомет. Для каждого из них истина открывалась в результате мучительных исканий, как нечто безмерно превосходящее их слабые человеческие силы. И только один Иисус говорит: «Я есть Путь, Истина и Жизнь»; «Я и Отец — одно»; «Видевший Меня — видел Отца». Что это? Слова безумца или экзальтированного проповедника? Но Иисус, каким мы знаем Его со слов видевших Его учеников, был совершенно чужд всякой нездоровой экзальтации или надрыва. Он был свободен от конфликтов, которые с детских лет терзают человека; над Ним не имели власти демонические стихии. Если и знал Он внутреннюю трагедию, то рождали ее лишь одиночество, сострадание, боль от соприкосновения с миром зла, а не муки борьбы с темными инстинктами. Даже такой враждебный христианству ученый, как Давид Штраус, после длительных размышлений над Евангелием признал, что гармоничность духа Иисуса была не следствием преодоленного внутреннего кризиса, а результатом естественного раскрытия заложенных в Нем сил. «Все характеры, — писал Штраус,—очищенные борьбой и сильными потрясениями, например апостолы — Павел, Августин, Лютер, сохранили неизгладимые черты такой борьбы, их образ дышит чем-то суровым, резким, мрачным. Ничего подобного нет у Иисуса. Он сразу предстает перед нами как совершенная натура, повинующаяся только своему собственному закону, признающая и утверждающая себя в своем сознании, не имеющая нужды превращаться и начинать новую жизнь» (Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с. 195). В Нем не было чувства греховности, которое присуще каждому святому, не было ничего ущербного. Пусть даже часто Он оставался непонятым и одиноким— это не омрачало просветленности Его духа; Иисус постоянно был с Тем, Кого Он называл Своим Отцом. Итак, повествования о жизни, смерти и Воскресении Иисуса из Назарета сами их авторы называют Евангелием. В переводе с греческого это слово означает «благая» или «радостная весть». Такое название объясняется тем, что Евангелие рассказывает об исполнении в личности Иисуса тех многочисленных пророчеств, которые давались израильскому народу на протяжении пятнадцати веков, как пришествие в мир Мессии, Помазанника (по-гречески — Христос). Эти пророчества говорили о том, что настанет время, когда народ израильский, лишившийся государственной независимости, теснимый могущественными соседями, получит Царя, который не только восстановит царство Давида, но и положит основание новому Царству — самому могущественному и славному по сравнению со .всеми земными царствами. В этом новом царстве будут господствовать не власть и сила, а справедливость и любовь. Поэтические образы этого будущего Царства в народном сознании нередко интерпретировались в виде чисто земного могущества. Именно это ложное понимание Царства Мессии, Царства, в котором будет господствовать Божественная справедливость, привело к той трагедии, о которой мы узнаем, читая Евангелия. Общественное служение Иисуса Христа началось принятием Им крещения, то есть омовения от Иоанна Крестителя. Крещение Иоанна было приготовлением народа к встрече Того, Кого Бог послал в мир. Принимая это крещение, Иисус показал, что Он солидарен со всеми, кто готов, оставив прошлое, войти в новый народ Божий, готов принять требования высшей Божественной правды. Проповедь Иисуса начинается с призыва идти дальше лишь внешнего исполнения заповедей Божьих. Бог хочет от людей чистоты помыслов и намерений. Борьба со злом должна начинаться в глубине человеческого сердца. Чудеса и исцеления, совершаемые Иисусом, за редким исключением были проявлением любви к немощным и страдающим людям. И лишь в некоторых случаях — свидетельствами Божественной Природы Иисуса. Длительное время Иисус как бы скрывает Свое Мессианство, поскольку Он слишком хорошо видит, что народ жаждет земного царя, земного благополучия. Царство Иисуса—«не от мира сего». Оно развивается по иным законам. Его сила и слава не во внешнем блеске и могуществе, а во внутренней правде и верности Богу-Отцу. Очень скоро Его проповедь наталкивается на сопротивление религиозных вождей Израиля, для которых нарушение субботнего покоя — исцеление в этот день больных — перечеркивало все то добро и мудрость, которые были неизменно видны во всех действиях Учителя. Когда Иисус толковал Закон в духе учения пророков, книжники обвиняли Его в покушении на «предания старцев». Когда Он говорил, что милосердие угоднее Богу, чем обряды, в глазах фарисеев это был подрыв всей системы «Закона». Обрядоверие — упорный недуг, коренящийся в глубине человеческой психики. Потому-то в истории бушевало столько страстей и было пролито столько крови из-за обрядов и церемоний. Сходная болезнь поражала нередко и христиан, которые забывали, что для Христа любовь к Богу и к людям несравненно выше любых внешних предписаний. Думая своей набожностью приблизить времена Мессии, вожди Израиля, сами того не сознавая, отвернулись от Того, Кто принес им весть о спасении. От чего же спасает Иисус Христос? Почему мы называем Его Спасителем? Каждый человек несет в себе и доброе, и злое. Нередко зло в человеческом сердце не может быть преодолено одними лишь усилиями воли. Необходимо изменение человеческого сердца. Именно это изменение и совершает Бог, когда мы верою принимаем Сына Его, Иисуса, как нашего Учителя. Когда мы во всем стремимся поступать в соответствии с Его учением, получая помощь от Него самого через молитву, церковные таинства, через все то богатство духа, которое было накоплено Церковью за почти 2000 лет ее существования. Высшая точка конфликта наступает во время суда иудейских первосвященников над Иисусом. Видя недостаточность предъявляемых обвинений, первосвященник прямо спрашивает Иисуса: «Ты ли Мессия, Сын Благословенного?» «Я», — был ответ. В лицемерном ужасе судья разрывает на себе одежды. Приговор выносится без колебаний; «Повинен в смерти!» «Если Иисус не воскрес из мертвых,—скажет позже апостол Павел, —то тщетна вера наша, мы самые жалкие из людей!» Факт Воскресения стал основанием веры Церкви в Божественность Иисуса. Только этим опытом встречи учеников с Воскресшим Учителем можно объяснить превращение растерянных и испуганных рыбаков в пламенных апостолов. Только чудесное присутствие Иисуса Христа в жизни Церкви сохраняет ее на протяжении веков, несмотря на внешние гонения и внутренние кризисы. Кем и когда были написаны Евангелия? Самые первые записи «Слов Господних» были сделаны учеником Иисуса Матфеем в 40 — 50-х годах I века н. э. В самом начале 60-х годов было написано Евангелие от Марка. Его автор — ученик апостола Петра, описавший события, основываясь главным образом на рассказах главы апостолов. Лука, врач и спутник апостола Павла, пользуясь записями Матфея, Евангелием Марка и другими источниками, составил свое повествование между 60-ми и 70-ми годами. Самым последним было записано Евангелие со слов Иоанна, любимого ученика Иисуса. Временем написания считают 90-е годы I века. Прошли века... Возникали и рушились империи, гибли цивилизации, менялся облик Земли, но Церковь, основанная Иисусом из Назарета, продолжает жить и притягивать к себе все новых и новых людей. Вера, которую сначала исповедовало всего несколько десятков человек, движет сегодня миллиардом жителей земли, говорящих на разных языках. В каждую эпоху Новый Завет обнаруживал скрытые в нем неистощимые импульсы к поиску истины и творчеству. Его откровение озарило Августина и Паскаля. Любовь к Иисусу вдохновляла поэтов и ваятелей, вызывала к жизни могучие звуки симфоний и хоралов. Образ Иисуса запечатлен Андреем Рублевым, Микёланджело, Рембрандтом. На пороге третьего тысячелетия Евангелие переведено на 1500 языков и расходится по всему миру, призывая каждое сердце к справедливости и любви, открытой для нас Богом в Богочеловеке Иисусе Христе. Священник Александр БОРИСОВ Благодарим за консультации священника Глеба ЯКУНИНА Запись осуществлена по изданию: Евангелие и Деяния. Пер. с греч. Лондон: Британское и иностранное библейское общество, 1963 |