5 дней
О сайте3 2 | М10 38735-6 1976 |
1. Э.НАПРАВНИК. Арозо Маши («Дубровский, 4 д.) 2-4. А.БОРОДИН. Сцена Ярославны и Галицкого; Ариозо Ярославны; Дуэт Ярославны и Игоря («Князь Игорь», 1 и 4 д.). Галицкий – А.Пирогов, Игорь – А.Батурин 5-7. П.ЧАЙКОВСКИЙ. Дуэт Лизы и Полины; Ариозо Лизы; Сцена у канавки («Пиковая дама, 1 и 3 д.). Полина – М.Максакова, Герман – Н.Ханаев. Оркестр Большого театра СССР. Дирижеры: А.Мелик-Пашаев (1, 2), С.Самосуд (3-7) Архивные записи |
М10-38735-6. Ксения Держинская, сопрано 200 лет Большому театру 01 01.Ариозо Маши (Дубровский, 4 д.) (Э.Направник) 02.Сцена Ярославны и Галицкого (Князь Игорь, 1 д.) (А.Бородин) 03.Ариозо Ярославны (Князь Игорь, 1 д.) (А.Бородин) 04.Дуэт Ярославны и Игоря (Князь Игорь, 4 д.) (А.Бородин) 02 05.Дуэт Лизы и Полины (Пиковая дама, 1 д.) (П.Чайковский) 06.Ариозо Лизы (Пиковая дама, 1 д.) (П.Чайковский) 07.Сцена у канавки (Пиковая дама, 3 д.) (П.Чайковский) Галицкий – А.Пирогов (2) Игорь – А.Батурин (4) Полина – М.Максакова (5) Герман – Н.Ханаев (7) Оркестр Большого театра СССР Дирижёры: А.Мелик-Пашаев (1,2), С.Самосуд (3-7) Архивные записи Редактор И.Орлова |
Искусство Ксении Георгиевны Держинской — одна из наиболее ярких страниц в истории русского, советского музыкального театра. Имя Держинской вошло в летопись оперного искусства вместе с именами Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, Е. К. Катульской, В. В, Барсовой, И, С. Козловского, С. Я. Лемешева — той замечательной плеяды певцов, чье творчество, продолжив лучшие традиции русской вокальной школы, заложило основы ее дальнейшего плодотворного развития. Более тридцати лет Держинская выступала на сцене Большого театра. Партии, исполненные певицей, явились образцами высочайшего вокального и сценического мастерства, своеобразным эталоном для следующих поколений артистов Большого театра. Держинская (1889—1951) родилась и вьюосла в Киеве в семье преподавателя математики. Наиболее яркие музыкальные впечатления детства будущей певицы связаны с оперным театром. Одним из первых увиденных ею спектаклей, на котором она побывала в возрасте двенадцати лет, был «Евгений Онегин» с участием таких замечательных певцов, как Собинов, Яковлев, Боль-ска. Позднее Держинская вспоминала: «Уже первые звуки увертюры захватили меня, а при выходе Ленского мне показалось, будто ослепительно яркий луч солнца вдруг нарушил серый полумрак театра и озарил сцену и партер радостным сиянием весеннего дня... Чудесная музыка «Онегина» и весь спектакль в целом произвели на меня огромное впечатление! Этот вечер решил мою судьбу: приехав домой после спектакля, я тотчас объявила родным о своем намерении посвятить свою жизнь сцене». Природные вокальные данные и музыкальная одаренность проявились у Держинской рано. Она с неизменным успехом выступала на вечерах в гимназии, с 16 лет стала брать уроки пения, занималась у различных киевских педагогов пластикой, мимикой, гримом. В 1911 году в Киев с гастролями приехал С. В. Рахманинов. Услышав исполнение Держинской, Рахманинов с проницательностью, присущей выдающемуся музыканту, угадал в ней редкостный талант и пригласил принять участие в своем авторском концерте, организованном Киевским отделением Русского музыкального общества. Концерт прошел с большим успехом, и композитор в память об этой встрече оставил свой автограф на нотах романса «Отрывок из Мюссе»: «Душевно благодарю Кс. Г, Д. за великолепное исполнение этого романса. С. Рахманинов». Сохранился и портрет с дарственной надписью и строкой вокальной партии того же романса. Встреча с С. В. Рахманиновым стала знаменательной в творческой судьбе Держинской: уверовав в свои силы, певица вскоре едет в Петербург, где начинает заниматься у выдающейся русской певицы и актрисы Е. И. Терьян-Коргановой. Ученица Маркези и Полины Виардо, опытный педагог, человек высокой культуры, ума, кипучего темперамента, Терьян-Корганова сыграла большую роль в воспитании певческого мастерства и артистического таланта Держинской. Летние месяцы 1913 года Держинская провела в Киеве, где готовила ряд партий под руководством Л. П. Штейнберга — известного впоследствии дирижера Большого театра. Осенью в Москвэ состоялся дебют певицы. Первой ее сценической работой была партия Марии в «Мазепе» Чайковского, которую она подготовила за 18 дней. Спустя несколько месяцев она уже пела Ярославну («Князь Игорь» Бородина\ Наташу («Русалка» Даргомыжского), Лизу («Пиковая дама» Чайковского) и Аиду. Слава о молодой певице распространилась очень быстро. Ее приглашают в театры Петербурга, Киева, Одессы. Но Держинская, считая, что вокальное мастерство требует еще большего совершенствования, едет по окончании сезона в Берлин, где берет уроки у известной певицы Матильды Маллингер. По возвращении в Москву Держинская с успехом дебютирует 15 января 1915 года в партии Ярославны на сцене Большого театра — театра, с которым будет связана вся ее дальнейшая творческая жизнь. Начало работы Держинской в Большом театре совпало с тем временем, когда на его сцене выступали корифеи русского вокального искусства. Это была эпоха блистательных триумфов Шаляпина, Собинова, Ершова, Неждановой. В творческом общении с этими выдающимися мастерами происходило художественное становление певицы, приобщение к лучшим традициям русского реалистического вокально-сценического искусства. Много дала Держинской совместная работа с Шаляпиным. В 1917 году он выступил как режиссер и исполнитель роли короля Филиппа в опере Верди «Дон Карлос». Гениальный певец и артист сам выбрал молодую певицу для исполнения партии королевы Елизаветы, с которой Держинская справилась превосходно. Шаляпин пригласил ее участвовать и в следующей своей режиссерской работе — «Русалке» Даргомыжского. Ему импонировала творческая индивидуальность Держинской, искренность, непосредственность ее исполнения. «Мне нравится, что ты не играешь», — говорил он ей на репетициях. Обаятельный талант, высокое вокальное и сценическое мастерство Держинской высоко ценил К. С. Станиславский. Однажды после спектакля «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, где певица исполняла одну из лучших своих партий — партию девы Февронии, Константин Сергеевич прислал ей огромную корзину цветов, благодарственное письмо и портрет с надписью; «Дорогой и чудесной Ксении Георгиевне Держинской в знак любви и преклонения перед замечательной певицей от сердечно преданного К. Станиславского». За время работы в Большом театре Держинская исполнила свыше двадцати партий драматического сопрано. Ее голос необычайной красоты и силы, ровный во всех регистрах, многокрасочный по тембру, ее яркая внешность, тонкий вкус, благородство, умение создавать сценический образ в неразрывной связи с образом музыкальным — все это позволило ей в любой роли найти единственно верное, художественно убедительное и эмоционально захватывающее решение. Особенно близки были Держинской образы русских героинь, в воплощении которых певица достигала удивительной подлинности переживания. Ее натуре — творческой, ищущей — были чужды раз и навсегда затверженные приемы исполнения, она постоянно искала новое, более глубокое, психологически тонкое ощущение образа. Именно так артистка работала над партиями Лизы, Ярославны, Февронии, Чародейки, Марии и многими другими. «Образ Лизы, — говорила Держинская, — сопровождал меня всю мою сценическую жизнь, я не переставала работать над ним, проверять мое отношение к нему в целом и в деталях, искать наиболее правдивое и близкое к музыке его сценическое воплощение». Говоря о своем отношении к опере Чайковского, она писала: «Здесь целиком властвует стихия любви, роковой, беспощадной, неумолимой, глухой к голосу рассудка. Но любить так безраздельно и самозабвенно, как любит Лиза, могут только очень сильные и глубокие натуры, обладающие большими страстями. Эту драматическую цельность образа Лизы подчеркивает и ее трагический финал». «Со временем я совсем сроднилась с образом Лизы. Не демонические, сверхчеловеческие страсти, а реальную теплоту и боль женского любящего сердца, психологию женской души — то, что всюду неизменно привлекало внимание Чайковского, — старалась я теперь воплотить в своем исполнении Лизы». Другим не менее значительным созданием Держинской, в котором столь же ярко раскрылось ее дарование певицы и артистки, ее постоянное стремление к художественному идеалу, стала Ярославна в «Князе Игоре» Бородина. Далеко не сразу пришла Держинская к тому сложному, многогранному психологическому решению образа, которое придавало ее трактовке широту эпического обобщения, превращало героиню оперы в фигуру символическую, объединяющую в себе наиболее характерные черты русской женщины. В те годы, когда Держинская только начинала петь эту партию, ее Ярославна была всего лишь любящей и преданной супругой. Позднее же внутренний облик героини приобрел новые отличительные качества — смелость, мужество, силу характера, сознание своего патриотического долга. Именно в этом сложном сочетании душевных состояний — нежности и властности, скорби и решительности — представала перед зрителем Ярославна Держинской. Репертуар Держинской был многообразен. Помимо партий русской оперной классики она пела Маргариту в «Фаусте» Гуно, Валентину в «Гугенотах» Мейербера, Аиду, Тоску, Ортруду в «Лоэнгрине», Брунгильду в (Валькирии», Еву в «Мейстерзингерах» Вагнера и ряд других партий. Искусство Держинской не замыкалось в сфере музыкального театра. Она была превосходной камерной певицей. Любимыми ее композиторами всегда оставались Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Кор-саков, Танеев, Рахманинов. Среди западных авторов она отдавала предпочтение Шуберту, Шуману, Брамсу. Последние годы жизни Держинская посвятила воспитанию молодого поколения советских певцов. С 1947 года она была профессором Московской консерватории, работая с неизменным энтузиазмом, передавая свой богатейший опыт молодежи. «Наша задача, — писала она в одной из своих работ, — свято хранить и развивать традиции отечественной школы пения, воспитывать на ее идейно-художественных принципах все молодое поколение советских певцов, создать высокую культуру советского вокального искусства». |