2 дня
О сайте8 2 | М10-44429-32 (2 пластинки) 1982, дата записи: 1945 |
Ф. КУПЕРЕН (1668 — 1733). ПЬЕСЫ ДЛЯ КЛАВЕСИНА Сторона 1 1. Жнецы — 2.03 2. Нежные томления — 2.22 3. Любимая (Чакона) — 4.35 4. Пасторали — 3.16 5. Тамбурины — 1.07 6. Щебетанье — 1.58 7. Сплетница — 1.06 8. Мошка — 1.12 9. Колыбельная (Амур в колыбели) — 3.10 10. Мюзетт в Таверни — 1.35 11. Из сюиты «Празднества великих старых менестрелей»: а) Старики и нищие, б) Жонглеры, прыгуны и акробаты с медведями и обезьянами — 4 45 Сторона 2 12. Пассакалия — 7.06 13. Французские фолии, или Домино — 9.31 14. Сестра Моника — 4.26 15. Монахи и монашки, или Балаганная сценка — 2.23 16. Сады в цвету — 2.29 17. Влюбленный соловей — 2.45 Архивные записи 1930-х годов. И. С. БАХ (1685 — 1750). АРИЯ С ТРИДЦАТЬЮ ВАРИАЦИЯМИ («Гольдберг-вариации») соль мажор, BWV 988 Сторона 3 Ария. Вариации I — XVI — 26.05 Сторона 4 Вариации XVII — XXX. Ария — 23.25 Архивная запись 1945 года. Реставраторы Е. Дойникова, М. Колошина. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Белов Серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства» |
Из Сокровищницы Мирового Исполнительского Искусства – Фортепиано, Клавесин, Орган Ванда Ландовска Pieces For Harpsichord A1 Les Moissonneurs 2:03 A2 Les Langueurs Tendres 2:22 A3 La Favorite (Chaconne) 4:35 A4 Les Bergeries 3:16 A5 Les Tambourins 1:07 A6 Le Cazouillement 1:58 A7 Le Commere 1:06 A8 Le Moucheron 1:12 A9 Le Dodo, Ou L'amour Au Berceau 3:10 A10 Musette De Taverny 1:35 A11 From The Suite "Les Fastes De La Grande Et Ancienne Menestrandise" 4:45 B1 La Passacaille 7:06 B2 Les Foiles Francaises Ou Les Dominos 9:31 B3 Soeur Monique 4:26 B4 Les Calotins Et Les Calotines Ou La Piece A Tretous 2:23 B5 Les Vergers Fleuris 2:29 B6 Le Rossignol Amoureu 2:45 Air And Thirty Variations ("Goldberg Variations") In G Major, BWV 988 B7 Air. Variations I - XVI 26:05 B8 Variations XVII - XXX 23:25 Music By – François Couperin (tracks: A1 to B6), Johann Sebastian Bach (tracks: B7, B8) Archives recordings of 1945 Апрелевский завод грампластинок |
Настоящий альбом знакомит слушателей с искусством польской клавесинистки, прославленной исполнительницы музыки XVII - XVIII веков Ванды Ландовской (1879 - 1959). Музыкант широчайшего диапазона - ведущая фигура клавесинном искусстве XX века, пианистка, композитор, педагог, автор многочисленных исследовательских работ Ванда Ландовска вошла в историю музыкального искусства нашего столетия как один из лидеров движения за возрождение старинной музыки. Ландовска родилась в Варшаве. С четырёх лет стала учиться игре на рояле.Её первым учителем был видный музыкант Ян Клечиньский, который всячески поощрял рано пробудившийся интерес своей ученицы к старинной музыке. В Варшавской консерватории Ландовска занималась у знаменитого исполнителя Шопена А. Михайловского и одновременно изучала композицию под руководством известного польского симфониста Зыгмунта Носковского (Учителя К. Шимановского). В 1896 году Ландовска едет в Берлин, где продолжает заниматься у Г. Урбана (композиция) и М. Мошковского (фортепиано). Уже в те годы она выступает с сольными концертами из произведений Баха в Варшаве, Петербурге, Гамбурге, Лейпциге и других городах. В её репертуаре также произведение Гайдна и Моцарта, Шопена и Мендельсона, Грига и Чайковского. В 1900 году Ванда Ландовска вместе с мужем, литератором Г. Леви переезжает в Париж. Франция тех лет была родиной многих новых художественных идей и направлений. Она являлась и одним из главных центров движения за возрождение искусства прошлого. В Париже Ванда Ландовска знакомится с А. Щвейцером, Р. Ролланом и другими выдающимися деятелями культуры, что окончательно определило её призвание; много и успешно на концертирует как пианистка, а также ведёт класс клавесина в парижской “Схола канторум” (“Певческой школе”). В это же время с помощью мужа, я а затем самостоятельно она начинает изучать старинные музыкальные трактаты и и рукописи и приходит к убеждению, что произведения минувших веков надо исполнять на тех инструментах, для которых они были написаны, что только клавесин действительно способен передать стиль клавирной музыки той эпохи. Концертные выступления Ландовской-клавесинистки начались в 1903 году. Одновременно она пишет страстные, “воинствующие” , по её словам, статьи, где отстаивает преимущество клавесина и борется за его широкое признание. В 1912 году на Баховском фестивале в Бреславле (Вроцлаве) Ландовска с триумфом продемонстрировала новый большой концертный клавесин, подготовленный для неё фирмой “Плейель”. На этих клавесинах с тех пор помещась надпись: “Нижний регистр, так называемый 16-футовый, был добавлен в клавесинах “Плейель” начиная с 1912 года по просьбе и согласно советам Ванды Ландовской”. В 1909 году Ландовска опубликовала книгу " Старинная музыка ". В ней автор предстаёт человеком высокой образованности и широты суждений. Помимо интереснейших сведений о музыке и инструментах прошлых веков, в книге много места уделено полемике с консервативными, догматическими представлениями о стиле исполнения этой музыки, превращающей шедевры искусства в мёртвые реликвии. "Что такое стиль? - иронизирует Ландовска. - Это нечто равнодушное, чопорно ке, тусклое. Стиль - это противоположность чувства. Этому учат нас и объясняют нам тем, что старинные авторы никогда не смогли подняться до выражения переживаний человеческой души... и если мы хотим передать их согласно с традициями, то должны понизиться до их бесчувственности... " Антидогматические взгляды автора на проблемы стиля сочетаются с резким осуждением исполнительского произвола, с самыми высокими требованиями к исполнению при изучении им каждого произведения. Творческая смелость Ванды Ландовской основана на глубочайших знаниях. Именно сочетание интерпретатора и исследователя ля-ля характеризует облик этого музыканта. С 1913 года да Ландовска вела класс клавесина в Высшей школе музыки в Берлине. После Второй Мировой войны, вернувшись в Париж, она читала лекции в Сорбонне, преподавала в "Эколь нормаль ", с огромным успехом гастролировала по всей Европе как клавесинистка и пианистка, исполняя все клавирные произведения, я написанное в XVII - первой половине XVIII века. Её партнерами в ансамблях выступали П. Казальс, К. Мартинсен и другие выдающиеся музыканты. В 1919 году она на впервые в XX веке исполнила партию клавесина в “Страстях по Матфею” Баха. В 1923 году состоялся дебют Ванды Ландовской в США. С Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского она исполнила на клавесине концерты Баха и Генделя и на рояле - концерт Моцарта. Там же ею были сделаны первые грамзаписи на клавесине (несколько её фортепианных записей на роликах “Вельте-Миньон” относятся ещё к 1905 году). Большое значение приобрела деятельность Ванды Ландовской по пропаганде старинной музыки в России. С 1907 по 1913 год она дала здесь около ста концертов в различных городах. Артистку связывали дружеские контакты с крупнейшими деятелями русской культуры: С. Танеевым, К. Станиславским, А. Неждановой, К. Сомовым и другими. Ведущие русские музыкальные критики восторженно оценивали её искусство. Особым событием в жизни Ванды Ландовской стало двукратное посещение Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Игра её произвела глубокое впечатление на великого писателя. Он не только одобрил её искания, но сказал, что в её творчестве находит подтверждение своим взглядам на искусство. В 1925 году недалеко от Парижа Ванда Ландовска основала школу старинной музыки, куда стали съезжаться студенты со всего мира. Влияние её личности на молодое поколение было огромным. Среди её учеников - имена таких известных музыкантов, как Х. Итурби, К. Керзон, А. Вайсенберг, Р. Киркпатрик. В год своего пятидесятилетия Ландовска открыла на собственной вилле небольшой концертный зал, в котором ежегодно давались летние воскресные концерты, собиравшие большую аудиторию. Вся обстановка этих концертов - от вступительных пояснений к исполняемым произведениям до внешнего вида артистов - способствовала наиболее глубокому восприятию музыки. В этом доме ландовска собрала ценнейшую библиотеку, содержащую более 10 тысяч томов, в том числе массу старинных трактатов, нот и рукописей, а также уникальную коллекцию старинных инструментов. Вторая мировая война прервала огромную просветительскую деятельность Ландовской. В 1940 году, с приходом немцев в Париж, она вынуждена была бежать на юг Франции. Всё её имущество было конфисковано нацистами. В 1941 году Ландовска эмигрировала в США. Несмотря на преклонный возраст, она до конца жизни продолжала успешно концертировать, преподавать, писать статьи, сочинять музыку, записываться на пластинки. Искусство Ванды Ландовской - клавесинистки и пианистки - запечатлено в значительном количестве грамзаписи, включающих, помимо сочинений Баха, Куперена, Рамо, Скарлатти, также произведения Гайдна, Моцарта, Шопена. В 70 лет ею была сделана запись всех 48 прелюдий и фуг “Хорошо темперированного клавира” Баха. Оценивая эту работу, известный американский критик и пианист А. Чейсинс писал: "Этот многоликий баховский шедевр Ландовска воплотила на клавесине Плейеля со всем разнообразием регистров, окраски звучности и туше, какое только возможно для клавесина, и сделано это ею с такой фантазией, такой выразительностью и ритмической изобретательностью, которые еще раз доказывают нам, что Ландовска бесспорно занимает самое высокое положение в области стилистики барокко". Характерные черты Ландовской-интерпретатора Баха чрезвычайно ярко проявились в записи одного из самых монументальных банковских сочинений для клавесина - ”Гольдберг-вариаций ". Интересна история их создания, образно рассказанная самой Ландовской: "... Декрет, по которому Бах именовался “Композитором королевского двора Польши и Саксонии", появился 9 ноября 1736 года, и графу Кайзерлингу было поручено доставить его Баху, который придавал этому титулу большое значение и был чрезвычайно признателен Кайзерлингу за посредничество. Русский посол при дворе в Дрездене граф Кайзерлинг пользовался большим влиянием, но, несмотря на свои дипломатические успехи, он посвящал большую часть времени искусству, в особенности музыки, которую страстно любил. Многие знаменитые инструменталисты были под его покровительством, в том числе Теодор Гольдберг - молодой клавесинист, гениальный импровизатор. Гольдберг стал любимым учеником Баха, и слава его быстро распространялась. Музыка была страстью Кайзерлинга, его убежищем и утешением. Уставший от постоянных путешествий и тяжелых обязанностей посла, граф страдал бессонницей. В эти томительные ночи Гольдберг играл для него. Ну как могли его печальные, ностальгические импровизации успокоить этого измученного человека? Кайзерлинг напрасно искал чудодейственного средства, я способного заполнить часы мучений беззаботными образами. Он обратился к Баху с просьбой сочинить пьесу, которую Гольдберг мог бы играть ему на клавесине в бессонные ночи. Счастливый тем, что может помочь другу и покровителю, Бах с удовольствием принялся за работу. Его энтузиазм усиливало знание того, что он пишет музыку, которую будет исполнять самый выдающийся клавесинист. Вскоре Бах послал Кайзерлингу сочинение, названное "Ария с вариациями для клавичембало с двумя мануалами". Кайзерлинг в ответ направил Баху пакет со 100 луидорами в качестве своей высокой оценки сочинения. Тема Арии из "Гольдберг-вариации" появилась в нотной тетради Анны Магдалины Бах ещё в 1725 году. Она величественная и радостная, спокойная, местами трепетная... " В интерпретации Ландовской “Гольдберг-вариации" одним из самых ярких и своеобразных элементов является ритм. Сочетание неумолимой ритмической воли с декламационностью фразировки, импровизационной манерой исполнения украшений и арпеджированных аккордов сообщает этой музыке большую силу экспрессии, динамику, внутренний драматизм. Тот же А. Чейсинс писал: “Исполнение В. Ландовской демонстрирует нам Баха как готического архитектора. Она выражает его сооружение, его акустические постройки: его музыка вздымается широкими террасами, как древние храмы ". В “Гольдберг-вариациях” клавесин Ландовской звучит как инструмент, временами достигающий органной мощи. Зато в пьесах Ф. Куперена он поражает необычайным разнообразием красок. Удивительно поэтично характеризует исполнительница изысканные вкусы французских клавесинистов XVIII века, ярчайшим представителем которых был Ф. Куперен: "Избытку возвышенных чувств они предпочитали бледные, скользящие призраки, нежно овладевающие душой, мягкое изящество, красивые, пикантные безделушки, нежные и веселые звуки, ласкающие слух... Бурям человеческого сердца они предпочитали радости жизни, смеющееся веселье красоты или торжественных зрелищ". В этих очаровательно поэтичных, порой шутливых, программных миниатюрах Ландовска достигает почти осязаемой образности, с непостижимой виртуозностью и фантазией используя всё регистровое, колористическое богатство клавесина. Восхищает её мастерство владение разнообразными штрихами, её блестящая пальцевая техника. И если до сих пор среди музыкантов дебатируется вопрос о том, на клавесине или на фортепиано произведения клавесинистов производят более сильное впечатление, то, слушая пьесы Куперена в исполнении Ландовской, трудно представить себе какой-либо другой инструмент, способный столь яркого воссоздать подлинный дух этой музыки, также трудно себе представить более гениального истолкователя этого инструмента, чем Ванда Ландовска. Роль Ландовской и не исчерпывается тем, что она восстановила художественную ценность клавесина как старинного инструмента. Под впечатлением её искусства возникают первые современные произведения для клавесина. В 1923 году М. де Фалья вводит клавесин в партитуру своей оперы "Балаганчик маэстро Педро", а затем пишет концерт для клавесина, флейты, гобоя, кларнета и виолончели, посвятив его Ванде Ландовской. В 1929 году Ф. Пуленк создаёт "Сельский концерт" для клавесина. С тех пор современные композиторы, в том числе и советские, неоднократно использовали клавесин в своих произведениях. Связь искусства прошлых веков с эстетическими потребностями сегодняшнего дня является одной из характерных тенденций нашего времени, отразившихся в смелых и самобытных интерпретациях Ванды Ландовской. Сочетание страстности, романтической приподнятости, импровизационной свободы и декламационного пафоса с удивительным знанием и чувством старинных стилей снимает налёт рутины и "омертвения" с шедевров прошлого, сообщает трактовкам Ландовской неувядающую жизненность и современность. Исполнительская и педагогическая деятельность Ландовской, её статьи и исследования способствовали и созданию новых традиций фортепианного исполнения старинной музыки, во многом изменили и обогатили представление о трактовке клавесинных произведений на фортепиано. Это более всего отразилось на современном толковании баховского клавирного стиля, на формировании новых черт баховского пианизма, которые в наши дни наиболее ярко проявились в искусстве Глена Гульда. Ванда Ландовска принадлежит к плеяде великих музыкантов нашего столетия, а её искусство клавесинистки по сей день остается непревзойденным. Т. Зеликман |