9 час.
О сайте18 1 | СМ—02105-6 1970 |
Анатолий Николаевич АЛЕКСАНДРОВ (1888–1982) Сторона 1: 1. Баллада ми бемоль мажор, соч. 74 №4 2. Мелодия си минор, соч. 75 №2 Два «Романтических эпизода» из соч. 88: 3. ми бемоль минор, Sostenuto, severo (№3) 4. ми мажор, Adagio cantabile (№6) Три пьесы из цикла «Страницы из дневника» Тетрадь II, соч. 95: 5. фа диез минор, Con moto cantabile (№1) 6. соль минор, Sostenuto, patetico, severo (№2) 7. до мажор, Sostenuto, sollene, cantabile (№3) Сторона 2: 8. Ария из «Классической сюиты», соч. 60 №1 (переложение для фортепиано автора) Видения, соч. 21: 9. Из глубин памяти (№1) 10. Идиллия (№2) 11. Морское (№3) 12. Тревожное (№4) 13. Загадочное (№5) Маленькая сюита, соч. 78: 14. 1) Эпитафия 15. 2) Причудливый образ 16. 3) Плач 17. 4) Утешение 18. Элегия, соч. 89 №1 Исполняет автор |
Анатолий Николаевич Александров (р. 1888) — один из талантливых советских композиторов московской школы, воспитанник Н. С. Жиляева (гармония), С. И. Танеева (контрапункт), С. Н. Василенко (композиция) и К. Н. Игумнова (фортепиано). Обширное, разнообразное по жанрам творчество композитора, продолжающее и развивающее традиции Чайковского, Рахманинова, Метнера, Скрябина, привлекает тонкостью, поэтичностью, благородством,' глубиной и проникновенностью чувств. Большое место в творчестве Ан. Александрова занимает фортепианная музыка. Им написано тринадцать сонат, Баллада, четыре сюиты, циклы «Былая одержимость», «Видения», «Четыре повествования», «Романтические эпизоды», «Страницы из дневника», фортепианные обработки народных песен и другие пьесы малой формы. Такое внимание к фортепиано весьма характерно для композиторов-пианистов, зачастую являвшихся первыми исполнителями собственных произведений. Среди пьес Ан. Александрова преобладают тонкие лирико-психологические зарисовки, передающие различные состояния человеческой души. Некоторые из них пленяют хрупкостью и изысканностью музыкального языка, другие — широтой и полнокровием лирического чувства, третьи напоминают песню или плавное повествование. Во многих произведениях сопоставляются контрастные, порой фантастические образы. При всем разнообразии чувств и настроений в музыке Ан. Александрова господствуют радост ные тона. Отдельные скорбно-элегические пьесы не нарушают цельности оптимистического восприятия жизни, определяющего общую настроенность его творчества. «Баллада» и «Мелодия» соч. 75 были созданы в 1951 году. Сурово-сосредоточенное начало «Баллады» напоминает картину траурного шествия, волевой и величественный средний раздел — рассказ о подвиге героя. Заключение воспринимается как светлое воспоминание о герое. «Мелодия» — один из замечательных образцов песенной лирики композитора — «фортепианный романс». Плавный, мечтательный напев приобретает к концу пьесы трагические черты. Третий и Шестой «Романтические эпизоды» соч. 88 являются частями фортепианного цикла, сочиненного в 1962 году. В Третьем «Романтическом эпизоде», имеющем в авторской рукописи эпиграф из «Фауста» Гете «Entbehren sollst du, sollst entbehren!», противопоставляются зловещая, роковая сила и затаённые мечты, словно подавляемые ею. Шестой «Романтический эпизод», посвященный памяти жены, поэтичен, по характеру близок ноктюрну. Мягкое, прозрачное начало пьесы ассоциируется с картиной летнего вечера. Возникает широкая, восторженная мелодия, интонационно близкая русским народным песням. В автографе пьеса названа «Вечер, которого больше не будет». Цикл «Страницы из дневника» соч. 94, 95 состоит из двух тетрадей, содержащих по десять пьес. Пьесы второй тетради, записанные на пластинку, были созданы в 1967—1968 годах под впечатлением событий определенного дня. Поэтому в рукописи, по аналогии с дневником, помечены даты их возникновения, но авторская программа нигде не указана. В первой пьесе происходит внутренняя напряженная борьба между взволнованным романтическим порывом и суровой, словно сдерживающей силой. Во второй пьесе сопоставляются грозное, роковое предостережение и нежная трепетность чувств. Третья «Страница из дневника» напоминает дифирамбическую канцону, в среднем разделе которой появляется образ далекой мечты, приводящий к гимническому звучанию основной мелодии. «Ария» является авторским переложением части оркестровой «Классической сюиты», составленнйо из музыки к пьесе Э. Скриба и Э. Легуве «Адриенна Лекуврер». Музыка к спектаклю Московского Камерного театра написана в 1919 году, «Классическая сюита» соч. 32 — в 1924, переложение «Арии», открывающей фортепианную сюиту «Отзвуки театра» соч. 60, — в 1945. Эта пьеср, и вся «Классическая сюита» в целом, задумана как тонкая стилизация в духе старинной классической музыки. Цикл «Видения» соч. 21, создававшийся с 1919 по 1923 год, навеян сказочными образами. Хрупкий, изысканно-фантастический образ первой пьесы возник «из глубин памяти» самого композитора, определив ее название. «Идиллия» пленяет ласковым, безмятежно-мечтательным настроением. В пьесе «Морское», напоминающей о шуме волн и отдаленном морском прибое, преобладают мягкие, завуалированные тона. Пьеса «Тревожное» как бы соткана из жалобных, таинственных коротких фраз, сменяющих друг друга и неожиданно замирающих «на полуслове». Капризный, порывистый, постоянно меняющий эмоциональную окраску образ пьесы «Загадочное» причудлив и фантастичен. «Маленькая сюита» соч. 78 написана в 1952 году. Названия и последовательность частей — «Эпитафия», «Причудливый образ», «Плач», «Утешение» — говорят о скрытой программности. «Причудливый образ», написанный значительно раньше, несколько выпадает из общей концепции, но хороню гармонирует с соседними номерами. По своей лаконичности и выразительности пьесы приближаются к жанру прелюдий. «Элегия» соч. 89, написанная в 1964 году и посвященная памяти жены, Н. Г. Александровой, перекликается с элегическими романсами композитора. Все пьесы записаны в авторском исполнении, отличающемся тонкостью, проникновенностью' глубиной, тщательной отделкой каждой детали, не нарушающей целостного охвата формы. Чутко вслушиваясь в звучание каждого произведения, композитор словно делится собственными воспоминаниями. Особенно примечательно авторское rubato, придающее игре характер взволнованной поэтической речи. К. Кокушкин |