2 дня
О сайте5 5 | М10 44935-6 1983 |
МАРИАН АНДЕРСОН контральто Сторона 1 А. СКАРЛАТТИ - Se Florindo è fedele, канцона Г. ПЕРСЕЛЛ — Ария Дидоны («Дидона и Эней», 3 д.) Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ — Ария из оратории «Мессия» (No 23) Ф. МЕНДЕЛЬСОН — Речитатив и ариозо из оратории «Павел», соч. 36 (No 3) — 3.36 Ария Ангела из оратории «Илия», соч. 70 (No 31) Ж.-П. МАРТИНИ - Plaisir d'amour На итальянском (1), английском (2—5) и французском (6) языках Кости Веханен, Фортепиано (1, 2) Оркестры п/у Лоренса Коллингвуда (3, 6) и Чарлза О'Коннела (4, 5) Сторона 2 И. БРАМС - Майская ночь, соч. 43 No 2 (Л. Хёльти) Нитка жемчуга, соч. 57 No 7 (Г. Даумер) С. РАХМАНИНОВ — В молчанье ночи тайной, соч. 4 No 3 (А. Фет) Ж. МАССНЕ - Элегия (Л. Галле) Я. СИБЕЛИУС - Уйди, смерть, соч. 60 No 1 (В. Шекспир) Идя через рожь, старинная шотландская баллада С. ФОСТЕР — МОЙ СТАРЫЙ ДОМ В КЕНТУККИ На немецком (1, 2) и английском (3—7) языках Кости Веханен (1, 5) и Франц Рупп (2—4, 6), фортепиано Уильям Примроуз, альт (3, 4) Оркестр п/у Чарлза О'Коннела (7) Реставратор Е. Дойникова Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Белов © «Мелодия», 1983 Всесоюзная студия грамзаписи. Архивные записи 1930-1940-х гг. Ленинградский завод грампластинок |
Мариан Андерсон принадлежит к числу тех выдающихся артистических личностей, имя которых для любителей музыки окружено своего рода легендой. И это неудивительно. Андерсон была едва ли не первой певицей с мировым именем, посетившей нашу страну, и ее концерты остались в памяти тех, кому посчастливилось на них присутствовать, как незабываемое событие музыкальной жизни 30-х годов. Андерсон первая негритянская певица, получившая мировое признание, и оно пришло к ней несмотря на препятствия и бойкоты, чинившиеся американскими расистами, запреты и ограничения. Мариан Андерсон стала первой негритянкой, появившейся на подмостках знаменитой «Метрополитен опера» в Нью-Йорке; и было это сравнительно недавно - в январе 1955 года (она пела Ульрику в опере «Бал-маскарад» Верди, фрагменты этого исторического спектакля запечатлены в грамзаписи). Искусство Андерсон, ее личность художника сыграли, несомненно, большую роль в утверждении того значительного места, которое принадлежит в наши дни выдающимся негритянским певцам. Именно от Андерсон приняли эстафету Леонтин Прайс и Джордж Ширли, Грейс Бамбри и Рери Грист, Мартина Арройо, Ширли Верретт и Джесси Норман - артисты, обогатившие современную вокальную культуру замечательными достижениями. Мариан Андерсон родилась в Филадельфии 17 февраля 1902 года. Здесь же состоялись и первые выступления будущей артистки в церковном хоре. Девочке было в то время тринадцать лет. Уже тогда в полной мере обнаружилась яркая природная одаренность и незаурядная музыкальность юной Мариан. Обычно она пела партии альта, но, если в этом возникала необходимость, с успехом справлялась с партиями сопрано и тенора, а иногда даже заменяла баса и баритона (правда, их партии она исполняла на октаву выше). Андерсон не пришлось учиться в консерватории или музыкальной школе. С горечью и душевной болью рассказывает она в автобиографии о своей попытке поступить в одну из музыкальных школ Филадельфии. Девушка, выдававшая бланки для заявлений о приеме, холодно и высокомерно бросила ей в лицо: «Мы не принимаем цветных». «Я не стала спорить или требовать свидания с кем-либо из ее начальства. Мое сердце сжала ужасная, холодная рука. Я повернулась и вышла. Это было первое соприкосновение с тупыми, жестокими словами, и музыкальная школа была тем местом, где я меньше всего ожидала их услышать», - вспоминала Андерсон. И все же артистке повезло на учителей: среди них были замечательные педагоги, которым она во многом обязана своей мировой славой. Ее первой учительницей, когда Андерсон еще занималась в школе, стала Мэри Саундерс Паттерсон. Она научила свою воспитанницу относиться к процессу пения сознательно, контролировать его. Многолетняя дружба связывала певицу с Джузеппе Богетти, педагогом, чья роль в формировании исполнительского облика Андерсон исключительно велика. С ним она подготовила многие произведения, составившие впоследствии основу ее репертуара, в частности песни Шуберта, Шумана, Брамса, Дебюсси, Форе. Началом широкой артистической деятельности Андерсон следует считать 1925 год, когда на конкурсе вокалистов в Нью-Йорке молодая певица получила первую премию. С тех пор на протяжении 40 лет имя Андерсон появлялось на афишах концертных залов в городах разных стран и континентов. Некоторые выступления певица считает особенно памятными в своей жизни - дебют в Берлине (1930 г.) с программой из произведений Бетховена и Шуберта, который она справедливо рассматривала как серьезнейший экзамен и который выдержала с честью; концерт на одном из предвоенных Зальцбургских фестивалей (1935 г.), где ее слушал Артуро Тосканини, сказавший после концерта: «Такой голос можно услышать раз в сто лет»; первое знакомство в Ленинграде, в 1935 году, с советской аудиторией, поразившей артистку горячей любовью к музыке и необыкновенной сердечностью. Наверное, особое место в артистической жизни певицы занимает знаменитый «Пасхальный» концерт в Вашингтоне на площади у подножия памятника Линкольну 9 апреля 1939 года. Реакционерам удалось сорвать выступление Андерсон в лучшем зале города «Конститьюшен холл», и ее концерт на открытом воздухе, привлекший более семидесяти тысяч слушателей, превратился в волнующую демонстрацию подлинных чувств передовой части американского общества к негритянскому народу. Четверть века спустя в ходе своего «прощального» турне Андерсон пела в Вашингтоне, и на этот раз аудитория «Конститьюшен холл» стала свидетелем одного из последних выступлений прославленной певицы. В 1965 году Мариан Андерсон оставила исполнительскую деятельность. Ее довольно обширное фонографическое наследие включает арии из опер, ораторий и кантат, многие произведения камерного репертуара и, конечно, негритянские спиричуэлс. По этим записям исполнительский облик певицы вырисовывается достаточно ясно. Андерсон - прежде всего лирик по натуре, характеру мироощущения. Настоящих художественных высот достигла она в музыке созерцательно-просветленного, мечтательно-элегического или возвышенно-скорбного склада. Оттого так глубоко впечатляет ее исполнение, например, арий из кантат, «Рождественской оратории», «Страстей по Матфею» Баха, ораторий Генделя и Мендельсона. Удивительная пластика вокализации, «бесконечное» дыхание, мягкость и полетность легато, сосредоточенная величавость, высокое благородство разлиты, кажется, в каждом звуке. Это подлинно возвышенное музицирование, погружение в эмоциональные глубины музыки, при полном отсутствии того, что мы часто называем академическим прочтением. В пении Андерсон прежде всего ощущаешь высокий душевный настрой, теплоту человеческого сердца. Она как бы поверяет слушателям свои сокровенные мысли и чувства, словно беседует с дорогим другом; плавно и неторопливо льется эта беседа-песня, в которой раскрывается душа - трепетная и гордая, скорбная и нежная, взывающая к добру и справедливости. Непреходящая художественная ценность искусства Мариан Андерсон - источника высокого эстетического наслаждения - справедливо упрочила за певицей одно из самых почетных мест в истории вокальной культуры ХХ века. B. Тимохин |
АНДЕРСОН Мариан (контральто) 1. А. СКАРЛАТТИ - Se Florindo ё fedele, канцона 2.12 2. Г. ПЕРСЕЛЛ - Ария Дидоны («Дидона и Эней», 3 д.) 3.59 3. Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ - Ария из оратории «Мессия» (№ 23) 4.39 4. Ф. МЕНДЕЛЬСОН - Речитатив и ариозо из оратории «Павел», соч. 36 (№ 3) 3.36 5. Ф. МЕНДЕЛЬСОН - Ария Ангела из оратории «Илия», соч. 70 (№ 31) 4.32 6. Ж.-П. МАРТИНИ - Plaisir d'amour 3.37 7. И. БРАМС - Майская ночь, соч. 43 № 2 (Л. Хёльти)3.40 8. И. БРАМС - Нитка жемчуга, соч. 57 № 7 (Г. Даумер) 2.42 9. С. РАХМАНИНОВ - В молчанье ночи тайной, соч. 4 № 3 (А. Фет) 3.33 10. Ж. МАССНЕ - Элегия (Л. Галле) 3.15 11. Я. СИБЕЛИУС - Уйди, смерть, соч. 60 № 1 (В. Шекспир) 3.17 12. Идя через рожь - старинная шотландская баллада 1.53 13. С. ФОСТЕР – Мой старый дом в Кентукки 3.46 На немецком (1, 7, 8) и английском (2-5, 9-13) и французском (6) языках. Кости Веханен (1, 2, 7, 11) и Франц Рупп (8, 10, 12), фортепиано Уильям Примроуз, альт (9, 10) Оркестры п/у Лоренса Коллингвуда (3, 6) и Чарлза О'Коннела (4, 5, 13) Пластинка из серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (вокалисты)". |