8 дней
О сайте13 1 | 33Д-18287-8 1966 |
Сторона 1 Г. Гендель (1685—1759) АРИЯ ИЗ ОПЕРЫ «КСЕРКС» А. Страделла (1642—1682) АРИЯ «PIETA, SIGNORE!» Т. Джордани (1733—1806) АРИЯ «CARO МЮ BEN» На итальянском языке Сторона 2 Э. Григ (1843—1907) ПО ДОРОГЕ НА РОДИНУ (И. Паульсен) СОН (Ф. Боденштедт) ТЫ, КАК ЦВЕТУЩИЙ МАЙ (И. Паульсен) РОЗЫ (В. Гете) К РОДИНЕ (И. Паульсен) В ВЕЧЕРНИЙ ЧАС (Л. Уланд) Камерный оркестр Гос. филармонии Литовской ССР. Дирижер С. Сондецкис |
01 01.Ария из оперы ''Ксеркс'' (Г.Гендель) 02.Ария ''Pieta, signore!'' (А.Страделла) 03.Ария ''Caro mio ben'' (Т.Джордани) 02 04.По дороге на родину (Э.Григ – И.Паульсен)* 05.Сон (Э.Григ – Ф.Боденштедт) 06.Ты, как цветущий май (Э.Григ – И.Паульсен) 07.Розы (Э.Григ – В.Гёте) 08.К родине (Э.Григ – И.Паульсен) 09.В вечерний час (Э.Григ – Л.Уланд) Камерный оркестр Гос. филармонии Литовской ССР Дирижёр С.Сондецкис * так на конверте, а на этикетке автором слов указан А.Винье |
Солист Академического театра оперы и балета Литовской ССР, заслуженный артист республики Виргилиюс Норейка — выпускник Вильнюсской консерватории, которую он окончил в 1957 году по классу Кипраса Петраускаса. На сцене оперного театра певец исполнил ряд ведущих партий: Ленского («Евгений Онегин» П. Чайковского), Альмавивы («Свадьба Фигаро» В. Моцарта), Арлекина («Паяцы» Р. Леонкавалло), Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини) и другие. Обширен и камерный репертуар певца: большое место в его концертных программах занимают романсы Чайковского, Грига, Шуберта, Шумана. За исполнение литовских народных песен в 1957 году на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве В. Норейка был удостоен золотой медали. В развитии западноевропейской музыкальной культуры XVII—XVIII века видное место принадлежит Георгу Фридриху Генделю (1685—1759), в обширнейшем творческом наследии которого жанр оперы и оратории занимает ведущее место. *** Музыка генделевских опер отличается искренностью и глубиной чувств, выразительностью мелодического рисунка и тонкой орнаментикой сопровождения. В ней отразилось главное — подлинный демократизм искусства Генделя, его умение раскрыть всю глубину человеческих чувств. «Этот гениальный импровизатор, в течение полувека своей творческой жизни с эстрады обращавшийся к публике, обладал, как античные ораторы, чувством формы и инстинктом непосредственного воздействия на слушателя, — пишет Ромен Роллан. — Музыкальное красноречие Генделя имело что-то общее с искусством ораторов античного мира: оно умело находить путь к душе народа». *** Итальянский композитор Алессандро Страделла (1642—1682) прославился также как певец и скрипач. За свою недолгую жизнь он создал 4 оперы, 6 ораторий, свыше 200 кантат, 18 симфоний, множество мотетов, мадригалов и других сочинений. Особенно велик вклад Страделлы в развитие оратории и кантаты. «Pieta, Signore» написана в традициях старинной классической арии. Возвышенно-благородная, сдержанная и величавая музыка звучит, как молитва, как искренняя исповедь человека, жаждущего душевного очищения, умиротворения и покоя. Небольшое инструментальное вступление как бы вводит слушателей в образный строй арии (написанной в лаконичной трехчастной форме). Ее крайние разделы отмечены строгой мелодической линией, скупым, выразительным оркестровым аккомпанементом. Средний раздел (традиционный мажор) вносит новые краски: он звучит более взволнованно, приподнято. Вокальная партия, тонко орнаментированная, становится более оживленной. *** Томазо Джордани (1733—1806), итальянский композитор, певец, педагог, работал в различных музыкальных жанрах. Его перу принадлежит ряд опер, кантат, оратория «Исаак», 5 тетрадей дуэтов для флейты, трио для двух флейт с басом, виолончельные дуэты, фортепианные пьесы и романсы. Ария «Саго mio ben» («О, милый мой») написана в светлых романтических тонах. Она открывается небольшим инструментальным вступлением, построенным на развитии основной темы арии — мягкой романсной мелодии возвышенного характера. Постепенно развитие музыки становится все более напряженным, взволнованным («В сердце тоска, свет мне не мил»). Но традиционная «тихая» реприза арии возвращает нас к мечтательным образам первой части. *** Вокальная лирика занимает важнейшее место в творческом наследии Э. Грига. Им написано около ста пятидесяти романсов и песен, разнообразных по кругу образов и настроений: здесь и любовная лирика, и картины природы, и патриотические мотивы. Одна из ведущих в творчестве Э. Грига, тема родины получила наиболее яркое свое воплощение в вокально-инструментальных циклах «Норвегия», «По скалам и фиордам», а также в отдельных песнях («Возвращение на родину», «Черника»). Романсы «По дороге на родину» и «К родине» входят в цикл «Норвегия», написанный композитором на стихи И. Паульсена. Страстно влюбленный в родную природу, воспевающий ее суровое великолепие, Григ создал музыку, тонко передающую романтическую красоту норвежского пейзажа. О романсах Грига Чайковский писал: «...В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, строгой, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик». В романсе-признании «Сон» (сл. Ф. Боденштедта) раскрывается целая гамма настроений: начальная мечтательно-спокойная тема преображается в страстно-патетическую, исполненную огромного внутреннего подъема. Существенную роль в общем динамически поступательном развитии романса играет фортепианная партия, ставшая равноправным участником дуэта. «Ты, как цветущий май» — романс-элегия, своеобразный монолог, написанный на текст И. Паульсена. Интимная лирика, поражающая глубиной чувств и переживаний, придает музыке романса оттенок печали, недосказанности, тревожного ощущения близкой разлуки. Романс «Розы» (сл. В. Гете)—один из выразительнейших в элегической лирике Грига. Возвышенный скорбно-сдержанный характер первой части сменяется взволнованностью второй. Вторая часть — это светлые воспоминания, которые мучительно ясно встают перед героем... «В вечерний час» (сл. Л. Уланда) — изящная миниатюра, написанная в светлых, акварельных тонах, — воспевает волнующее чувство первой любви, непосредственность юности, стремящейся навстречу призывам весны. Е.Долинская |