2 дня
О сайте8 | MEL CD 10 01319 (2 CD) дата записи: 1983 г. |
Диск 1 А. К. Лядов (1855-1914) 1 Полонез до мажор, соч. 49 2 Полонез ре мажор, соч. 55 А. С. Аренский (1861-1906) 3 Полонез ре мажор из Сюиты № 3, соч. 33 Э. Ф. Направник (1839–1916) 4 Полонез из оперы «Дубровский» М. Глинка (1804-1856) 5 Вальс из оперы «Жизнь за царя» А. С. Аренский (1861-1906) 6 Вальс ре мажор из Сюиты № 3, соч. 33 П. И. Чайковский (1840-1893) 7 Вальс из балета «Лебединое озеро», соч. 20 8 Вальс из балета «Спящая красавица», соч. 66 9 Вальс из балета «Щелкунчик», соч. 71 М. Глинка (1804-1856) 10 Полонез из оперы «Жизнь за царя» П. И. Чайковский (1840-1893) 11 Полонез из балета «Лебединое озеро», соч. 20 12 Полонез из оперы «Евгений Онегин» С. Ляпунов (1857-1918) 13 Полонез ре минор, соч. 16 Общее время звучания: 63.07 Диск 2 А. К. Глазунов (1865-1936) 1 Большой вальс из балета «Раймонда», соч. 57 2 Вальс из балета «Барышня-крестьянка», соч. 61 3 Вальс из Балетной сюиты, соч. 52 А. Рубинштейн (1829-1894) 4 Вальс-каприс, соч. 86 (1870) П. И. Чайковский (1840-1893) 5 Вальс из оперы «Евгений Онегин» Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908) 6 Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством» 7 Полонез из оперы «Пан воевода» М. П. Мусоргский (18 -1881) 8 Интродукция и полонез из оперы «Борис Годунов» А. К. Глазунов (1865-1936) 9 Полонез из Балетной сюиты, соч. 52 П. И. Чайковский (1840-1893) 10 Полонез из оперы «Черевички» 11 Полонез из балета «Спящая красавица» Общее время звучания: 64.45 Государственный академический симфонический оркестр Дирижер Евгений Светланов Записи 1983 года Вальсы и полонезы русских композиторов второй половины XIX века – золотого века русской классической музыки – стали ее визитными карточками во всем мире. Кажется парадоксальным, что все эти пьесы созданы не в блестящий век царствования Александра I, когда вальс и полонез были любимейшими и желанными танцами на балах, а несколько десятилетий спустя. Исключением здесь являются танцы из «Жизни за царя», созданные человеком той эпохи, первым русским классиком Глинкой. Однако сила притяжения пушкинской поры была и по сей день остается для русских художников непреодолимой. Не случайно программу открывает концертный полонез Лядова, имеющий подзаголовок «Памяти Александра Сергеевича Пушкина». К сочинениям, рисующим портрет недавнего, но чарующего прошлого принадлежат и танцы из «Евгения Онегина» Чайковского, и полонез из «Дубровского» Направника – опер на пушкинские сюжеты. Пусть под музыку Чайковского, Аренского, Лядова уже не танцевали на балах, вальсы и полонезы нашли свое место в классическом балете, - в первую очередь у Чайковского, заложившего в своих трех балетах традицию делать большие, развернутые вальсы центральными эпизодами не только отдельных актов, но и целых спектаклей. Таковы балетные вальсы Глазунова – из балетов «Раймонда» и «Барышня-крестьянка», поставленных Петипа, а также из блестящей Балетной сюиты. Полонезы и вальсы из оркестровых сюит, отдельные концертные пьесы Аренского, Ляпунова, Рубинштейна, непосредственно примыкают к этой же традиции, дающей как бы обобщенный музыкальный портрет танца, но не отнимающей у него его пластической, собственно танцевальной сути. В полонезах, написанных участниками «Могучей кучки» - Мусоргским и Римским-Корсаковым, очевиден иной, не обобщающий, а индивидуализирующий, - собственно, фольклорный уклон. Национальные польские корни танца, ведущего свое происхождение с семнадцатого столетия, не нивелируются, а напротив, тщательно стилизуются. Это связано с оперными образами поляков в «Борисе» и «Пане Воеводе», продолжающих традицию знаменитого «польского» акта глинкинской «Жизни за царя». И в каждой пьесе, несмотря на их несхожесть, звучит нечто общее, объединяющее все эти пьесы в некую «сверх-сюиту». Это и ностальгия по блестящим годам юности русской культуры, и захватывающее, детское ощущения скорого чуда, торжественно и празднично приходящего в суетную повседневность, блеск и чопорность нарядов – а с этим и лоск оркестрового «почерка», и благородство танцевальных движений, облеченных в музыкальную форму. |