Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
8
MEL CD 10 01319 (2 CD)
дата записи: 1983 г.
Ander / 2013-06-05 07:05:55 / Редакция № 1: 2014-05-06 22:40:10
Диск 1

А. К. Лядов (1855-1914)

1 Полонез до мажор, соч. 49
2 Полонез ре мажор, соч. 55
А. С. Аренский (1861-1906)
3 Полонез ре мажор из Сюиты № 3, соч. 33

Э. Ф. Направник (1839–1916)
4 Полонез из оперы «Дубровский»

М. Глинка (1804-1856)
5 Вальс из оперы «Жизнь за царя»

А. С. Аренский (1861-1906)
6 Вальс ре мажор из Сюиты № 3, соч. 33

П. И. Чайковский (1840-1893)
7 Вальс из балета «Лебединое озеро», соч. 20
8 Вальс из балета «Спящая красавица», соч. 66
9 Вальс из балета «Щелкунчик», соч. 71

М. Глинка (1804-1856)
10 Полонез из оперы «Жизнь за царя»

П. И. Чайковский (1840-1893)
11 Полонез из балета «Лебединое озеро», соч. 20
12 Полонез из оперы «Евгений Онегин»

С. Ляпунов (1857-1918)
13 Полонез ре минор, соч. 16

Общее время звучания: 63.07

Диск 2

А. К. Глазунов (1865-1936)
1 Большой вальс из балета «Раймонда», соч. 57
2 Вальс из балета «Барышня-крестьянка», соч. 61
3 Вальс из Балетной сюиты, соч. 52

А. Рубинштейн (1829-1894)
4 Вальс-каприс, соч. 86 (1870)

П. И. Чайковский (1840-1893)
5 Вальс из оперы «Евгений Онегин»

Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)
6 Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»
7 Полонез из оперы «Пан воевода»

М. П. Мусоргский (18 -1881)
8 Интродукция и полонез из оперы «Борис Годунов»

А. К. Глазунов (1865-1936)
9 Полонез из Балетной сюиты, соч. 52

П. И. Чайковский (1840-1893)
10 Полонез из оперы «Черевички»
11 Полонез из балета «Спящая красавица»

Общее время звучания: 64.45

Государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Евгений Светланов
Записи 1983 года

Вальсы и полонезы русских композиторов второй половины XIX века – золотого века русской классической музыки – стали ее визитными карточками во всем мире. Кажется парадоксальным, что все эти пьесы созданы не в блестящий век царствования Александра I, когда вальс и полонез были любимейшими и желанными танцами на балах, а несколько десятилетий спустя. Исключением здесь являются танцы из «Жизни за царя», созданные человеком той эпохи, первым русским классиком Глинкой. Однако сила притяжения пушкинской поры была и по сей день остается для русских художников непреодолимой. Не случайно программу открывает концертный полонез Лядова, имеющий подзаголовок «Памяти Александра Сергеевича Пушкина». К сочинениям, рисующим портрет недавнего, но чарующего прошлого принадлежат и танцы из «Евгения Онегина» Чайковского, и полонез из «Дубровского» Направника – опер на пушкинские сюжеты. Пусть под музыку Чайковского, Аренского, Лядова уже не танцевали на балах, вальсы и полонезы нашли свое место в классическом балете, - в первую очередь у Чайковского, заложившего в своих трех балетах традицию делать большие, развернутые вальсы центральными эпизодами не только отдельных актов, но и целых спектаклей. Таковы балетные вальсы Глазунова – из балетов «Раймонда» и «Барышня-крестьянка», поставленных Петипа, а также из блестящей Балетной сюиты. Полонезы и вальсы из оркестровых сюит, отдельные концертные пьесы Аренского, Ляпунова, Рубинштейна, непосредственно примыкают к этой же традиции, дающей как бы обобщенный музыкальный портрет танца, но не отнимающей у него его пластической, собственно танцевальной сути. В полонезах, написанных участниками «Могучей кучки» - Мусоргским и Римским-Корсаковым, очевиден иной, не обобщающий, а индивидуализирующий, - собственно, фольклорный уклон. Национальные польские корни танца, ведущего свое происхождение с семнадцатого столетия, не нивелируются, а напротив, тщательно стилизуются. Это связано с оперными образами поляков в «Борисе» и «Пане Воеводе», продолжающих традицию знаменитого «польского» акта глинкинской «Жизни за царя».

И в каждой пьесе, несмотря на их несхожесть, звучит нечто общее, объединяющее все эти пьесы в некую «сверх-сюиту». Это и ностальгия по блестящим годам юности русской культуры, и захватывающее, детское ощущения скорого чуда, торжественно и празднично приходящего в суетную повседневность, блеск и чопорность нарядов – а с этим и лоск оркестрового «почерка», и благородство танцевальных движений, облеченных в музыкальную форму.
Ander / 2013-06-05 07:05:55
Изображение
Valera1194 / 2015-03-17 22:36:07
Изображение
Valera1194 / 2015-03-17 22:36:25
Изображение
Valera1194 / 2015-03-17 22:36:37
Изображение
Valera1194 / 2015-03-17 22:36:48
Изображение
Valera1194 / 2015-03-17 22:37:46
Изображение
Valera1194 / 2015-03-17 22:38:07
Изображение
Valera1194 / 2015-03-17 22:38:24
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка