14 дней
О сайте1 | MEL CD 10 01874 дата записи: 1968 г. |
Одна из вершин клавирного творчества Иоганна Себастьяна Баха – «Гольдберг-вариации» («Ария с различными вариациями», BWV 988). Цикл был опубликован в качестве четвертой части «Клавирных упражнений» в 1741 году издателем и другом Баха Бальтазаром Шмидом в Нюрнберге. Вариации были написаны по заказу барона Германа Карла фон Кейзерлинга и получили свое название по имени юного виртуоза Иоганна Готлиба Гольдберга, личного клавесиниста Кейзерлинга, исполняющего вариации для барона. Раннее, в 30-е годы XVIII века, знаток искусств барон, являющийся российским посланником в Дрездене и стоящий во главе Императорской академии наук, выхлопотал для Баха должность придворного капельмейстера. Композитор сочинил свои вариации в качестве музыкального подношения благодетелю. Но если во времена Баха это сочинение рассматривалось в качестве упражнения, то в 20 веке гениальное произведение великого композитора получило мировое признание. Этому заворажи-вающему, загадочному, полному символики сочинению посвящено много музыковедческих исследований, лучшие пианисты мира включили его в свой репертуар, предлагая собственную трактовку музыкального материала. Мария Вениаминовна Юдина (1899 – 1970) впервые исполнила «Гольдберг-вариации» на концерте в октябре 1967 года (за три года до смерти). Обратиться к этому сочинению ей посоветовал композитор и клавесинист Андрей Волконский. Затем в январе 1968 года фирмой «Мелодия» была произведена запись «Вариаций» на пластинку. Ее аскетичное, гениально простое и глубокое исполнение произведения великого композитора необычайно убедительно. Ключ к пропитанной религией Юдинской трактовке «Гольдберг-вариаций» помогут найти ее заметки, сделанные на полях клавира. Пианистка играла Баха «с Евангелием в руках», по ее же собственным словам. «Знакомясь с пометками М.В. Юдиной, убеждаешься, что религиозные прозрения Юдиной совпали с духовными импульсами Баха, демонстрируя внутреннее родство разных конфессий, – считает биограф М.В. Юдиной Анатолий Кузнецов. – Нотному тексту Баха Юдина нашла те самые эквиваленты, вводящие “в мир истинных воплощений”, о которых мечтала, работая с переводчиками. Находки Юдиной конгениальны замыслу композитора, хотя, быть может, Бах и не помышлял о точно таком комментарии». 1. Ария (3.43) 2. Вариация № 1 (1.48) 3. Вариация № 2 (1.17) 4. Вариация № 3 (1.44) 5. Вариация № 4 (0.54) 6. Вариация № 5 (1.29) 7. Вариация № 6 (0.59) 8. Вариация № 7 (1.59) 9. Вариация № 8 (1.39) 10. Вариация № 9 (1.36) 11. Вариация № 10 (1.27) 12. Вариация № 11 (2.02) 13. Вариация № 12 (2.38) 14. Вариация № 13 (4.14) 15. Вариация № 14 (2.20) 16. Вариация № 15 (3.41) 17. Вариация № 16 (2.52) 18. Вариация № 17 (1.47) 19. Вариация № 18 (1.16) 20. Вариация № 19 (0.51) 21. Вариация № 20 (2.01) 22. Вариация № 21 (1.58) 23. Вариация № 22 (1.11) 24. Вариация № 23 (2.02) 25. Вариация № 24 (2.24) 26. Вариация № 25 (7.13) 27. Вариация № 26 (2.14) 28. Вариация № 27 (1.48) 29. Вариация № 28 (2.33) 30. Вариация № 29 (2.07) 31. Вариация № 30 (1.34) 32. Ария (3.39) Общее время звучания: 70.59 М. Юдина, фортепиано Запись 1968 г. |