3 дня
О сайте17 | Д 010683-4 1962 |
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893) Симфония ми бемоль мажор (редакция С. Богатырева) Государственный симфонический оркестр СССР Дирижер Лео Гинэбург Стерео-вариант: С 0375-6 Более шести десятилетий эта симфония оставалась нем) вест ной. Знали только, что П. И. Чайковский. ватратив на нее много сип и времени (Клин, май-октябрь 1892 года), уже в процессе оркестровки „решил выбросить ее и забыть о ней" (ив письма к В. Давыдову от 16 (28) декабря 1892 года). Причина такого неожиданного решения - новый творческий замысел комповитора -Шестая симфония („Патетическая"). Уже в pairape работы над новой симфонией, без остатка поглотившей душевные и умственные силы композитора. Чайковский писал тому же адресату: „Ты энаешь. что я симфонию, сочиненную и лишь частью оркестрованную осенью, уничтожил ...° Однако материал симфонии не бып уничтожен. Первую ее часть (Allegro brillante) Чайковский переработал в одночастный фортепианный концерт (Третий концерт для фортепиано с оркестром, соч. 75); Andante и финал, уже после смерти комповитора. были ивданы как самостоятельные пьесы для фортепиано с оркестром (соч. 79) в инструментовке С. И. Танеева; Скерцо сам Чайковский включил в фортепианный цикл (соч. 72). Неоднократно возникавшая мысль о полной реставрации симфонии по сохранившимся авторским эскизам была осуществлена лишь в 1955 году профессором Московской консерватории С. С. Богатыревым. Первая часть (Allegro brillante) наиболее обширна и психологически многогранна. Лирическая взволнованность. патетика, волны драматического подъема чередуются в ней со страницами глубоко неподдельного веселья. Вторая часть - обаятельно скромное Andante - исполнена лирической теплоты и благородства. Третья часть - Скерцо (Vivace assai) - с „недобрыми", стремительно проносящимися видениями - „призраками". тревожными возгласами труб и тромбонов и народно-песенной мелодией (средний эпизод), в которой нетрудно уловить интонации украинского „Журавля", хотя ритмически очень видоивмененного. Четвертая часть - (Allegro maestoso) - помпезный финал с мощными нарастаниями, драматизмом. 7 февраля 1957 года симфония ми бемоль мажор впервые прозвучала в исполнении оркестра Московской областной филармонии под управлением М. Тэриана. |