Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
22
2
2 участника имеют этот альбом
С10—06717-18
1976
Ander / 2013-05-01 00:45:20 / Редакция № 3: 2023-12-31 12:06:58
Изображение
1. Largo для скрипки и ф-но, соч. 1901 г. (Ч.Айвз.)
2. Четыре пьесы для скрипки и ф-но, соч. 7 (А.Веберн) (1. Sehr langzam. 2. Rasch. 3. Sehr langzam. 4. Rewegt)
3. Фантазия для скрипки в сопровождении ф-но, соч. 47 (А.Шёнберг)
4. Три миниатюры для скрипки и ф-но, соч. 1959 г. (К.Пендерецкий)
5. Четыре пьесы для кларнета и ф-но, соч. 5 (А.Берг) (1. Massaig. 2. Sehr langzam. 3. Sehr Rasch. 4. Langzam)
6. Adagio из камерного концерта для ф-но, скрипки и 13 духовых (А.Берг)

Олег Каган - скрипка, Алексей Любимов - фортепиано, Лев Михайлов - кларнет

Цифровое издание MEL CO 1366



На этой пластинке, кроме двух небольших произведений Айвза и Пендерецкого, записана камерная музыка композиторов так называемой Новой венской школы: Шёнберга и его учеников — Берга и Веберна.

Самое раннее из произведений нововенцев на данной пластинке — Четыре пьесы для скрипки и фортепиано Антона Веберна, соч. 7 (1910 г.). Так же как и другие произведения композитора, созданные в период 1908–1914 годов, они поражают своей лаконичностью (первая пьеса состоит всего из 9 тактов!). В то же время это не миниатюры в обычном понимании (ибо миниатюра — малый вариант большой формы) — это пьесы с принципиально новым ощущением смысловой емкости. «Раздвинуть» рамки их масштаба нельзя — это привело бы к содержательной и конструктивной избыточности, к нарушению их внутреннего равновесия и гармоничности. Звуковая жизнь этой музыки чрезвычайно деликатна и утонченна, а форма далека от академических стандартов; благодаря отсутствию тематической репризности создается впечатление, что эти хрупкие создания возникают из какого-то неслышимого нам, но уже совершающегося звукового процесса и, показавшись на мгновение, снова исчезают в бесконечности.

Четыре пьесы для кларнета и фортепиано Альбана Берга, соч. 5 (1913 г., первое исполнение — 1919 г.) написаны, несомненно, не без влияния кратких форм Веберна и Шёнберга (последнему они посвящены). Эти пьесы отличает высокая степень драматичности. Будущий автор знаменитых опер «Воццек» и «Лулу» предвосхищает в камерных пьесах накал страстей, психологически достоверный музыкальный язык этих драм. Стремление к обобщающей концепции, цельности развития постепенно привело Берга к созданию крупных циклических инструментальных произведений (Три пьесы для оркестра, «Лирическая сюита» для струнного квартета, Камерный концерт, Скрипичный концерт), и к микроформам он более не возвращался.

Камерный концерт Берга для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1923–1925 гг.) также посвящен Шёнбергу. Вторая его часть — Adagio — полный контраст динамичным крайним частям, одно из лирических откровений Берга. Незадолго до смерти, в феврале 1935 года, им была сделана транскрипция этой части для трио, где полностью сохранена партия солирующей скрипки, а оркестровые голоса распределены между фортепиано и кларнетом. При обработке были сделаны две небольшие купюры основного текста Концерта.

В этом сочинении Берга проявилась особая черта его творчества, унаследованная от Малера: психологическая «событийность», душевная наполненность. Какой бы замысловатой и разветвленной ни была конструкция, она всегда — зеркало событий душевного порядка, глубоко человеческого драматизма. Вся атмосфера Adagio, с его пластикой полнозвучных гармоний, текучестью линий (во всей вещи нет ни одной цезуры, ни одного шва, все переходы плавны, контрасты сглажены), заставляет вспомнить вагнеровского «Тристана». Состояние томительной экзальтации, господствующее в Adagio, подчеркивается вспыхивающими тональными гармониями и удивительно красивым заключительным До мажором, как бы застывающим в неустойчивом равновесии.

В 1949 году Арнольд Шёнберг написал для американского скрипача Адольфа Колдофского Фантазию для скрипки в сопровождении фортепиано, соч. 47. Эта виртуозная концертная пьеса создавалась необычным образом: сначала была написана партия скрипки (к которой, кстати, применимы слова Шёнберга по поводу его Скрипичного концерта: «Это произведение — для скрипача с шестью пальцами»), а затем присоединен фортепианный аккомпанемент. Фантазия состоит из ряда контрастных эпизодов — то лирического, то скерцозного, то героически-мужественного характера. Их открывает и завершает патетический речитатив Grave.

Среди многочисленных камерных произведений американского композитора Чарлза Айвза — четыре сонаты для скрипки и фортепиано. В 1901 году Айвз написал Largo — медленную часть задуманной сонаты (так называемой «предпервой»), так им и незавершенной. Эта маленькая пьеса, лиричная, немного сентиментальная, позднее была переработана композитором для трио (скрипка, кларнет, фортепиано). В музыке Largo заметны отзвуки американского городского фольклора, с характерной синкопированной ритмикой и гармоническими задержаниями, предвосхищающими блюзовые приемы.

Имя Кшиштофа Пендерецкого, одного из наиболее ярких современных композиторов Польши, впервые появилось на фестивале «Варшавская осень» 1959 года, и с тех пор многочисленные премьеры и исполнения его сочинений неизменно становятся событиями музыкальной жизни Польши и других стран. Инструментально-звуковая изобретательность — главная отличительная черта творчества этого композитора. Пендерецкий смело использует богатые возможности струнных инструментов: игру за подставкой — аrсо и pizzicato, нерегулярное тремоло, вибрато, расширяющееся до полутона, удары древком смычка по деке и т. д.

Маленькой энциклопедией этих звуковых находок являются Три миниатюры для скрипки и фортепиано — раннее произведение композитора (1959 г.). В каждой из них — свой звуковой мир, свои инструментальные приемы. В первой оба инструмента ведут неторопливый диалог, вторая пьеса — каденция скрипки на фоне звучания струн рояля с открытой педалью, дающего эффект «дышащего» звукового пространства; в третьей пьесе использовано pizzicato фортепиано.

Алексей Любимов

Олег Каган — один из талантливых представителей молодого поколения советских скрипачей. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, где занимался у профессоров Бориса Кузнецова и Давида Ойстраха.

Олег Каган — лауреат четырех международных конкурсов: III конкурса скрипачей имени Дж. Энеску в Бухаресте (1964), конкурса имени Яна Сибелиуса в Хельсинки (1965), III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1966), конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (1968). Репертуар скрипача включает произведения всех эпох. Сочинения современных композиторов постоянно входят в программы артиста.

Алексей Любимов — воспитанник Московской консерватории, где он занимался в классе профессоров Генриха Нейгауза и Льва Наумова. Алексей Любимов — лауреат международных конкурсов в Рио-де-Жанейро (1965) и Монреале (1968). Основу репертуара пианиста составляют произведения И. С. Баха, венских классиков, Брамса, а также музыка XX века от Скрябина и Дебюсси до Шенберга и Веберна.

Лев Михайлов окончил Московскую консерваторию по классу профессора Александра Володина. Успех пришел к музыканту еще в студенческие годы. В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки он был удостоен золотой медали, в 1963 году ему была присуждена первая премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. С 1971 года Лев Михайлов — солист Государственного академического симфонического оркестра СССР. Концертную деятельность артист сочетает с преподавательской работой в Московской консерватории.
Ander / 2013-05-01 00:45:20 / Редакция № 5: 2023-12-31 12:08:10
Изображение
ВСГ, ГОСТ 73
сторона 1
vyksunec / 2015-09-14 22:36:00
Изображение
ВСГ, ГОСТ 73
сторона 2
lefff5 / 2021-10-15 19:21:52
Изображение
АОЛЗГ, 1977 г.
экспортное издание
admin / 2014-08-30 09:40:43 / Редакция № 2: 2021-10-15 19:27:22
Изображение
admin / 2014-08-30 09:40:55
Изображение
АОЛЗ, ТУ 43.10.1.74
сторона 1
lefff5 / 2021-10-15 19:21:14
Изображение
АОЛЗ, ТУ 43.10.1.74
сторона 2
admin / 2014-08-30 09:41:08 / Редакция № 2: 2015-09-14 22:34:50
Изображение
Ленинградский завод
admin / 2016-09-30 21:49:01 / Редакция № 1: 2021-10-15 19:28:06
Изображение
admin / 2016-09-30 21:49:13
Изображение
ЛЗ, 73
admin / 2016-09-30 21:49:25
Изображение
admin / 2016-09-30 21:49:35
Изображение
АОЛЗГ, 1977
Экспорт.
2010collector2010 / 2018-01-12 02:15:15 / Редакция № 2: 2021-10-15 19:28:31
Изображение
2010collector2010 / 2018-01-12 02:15:18 / Редакция № 1: 2018-01-13 23:29:21
Изображение
АОЛЗ,
ГОСТ 73
lefff5 / 2021-10-15 19:22:53
Изображение
lefff5 / 2021-10-15 19:22:59
Изображение
admin / 2015-10-03 09:32:27
Изображение
ВСГ
lefff5 / 2021-10-15 19:46:07
Изображение
Nemnn / 2022-12-08 00:14:08
Изображение
Nemnn / 2022-12-08 00:14:14
Изображение
Nemnn / 2022-12-08 00:14:21
Изображение
Nemnn / 2022-12-08 00:14:30
Изображение
Nemnn / 2022-12-08 00:14:37
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка