6 дней
О сайте7 1 | А10 00743 008 1991, дата записи: 1990 |
Соната для двух басовых инструментов и клавесина, соч. 2 № 8 (Г. Ф. Гендель) - Григорий и Евгений Ковалевские (контрабасы), Сергей Безродный (клавесин); Дуэт для виолончели и контрабаса (Дж. Россини) - Михаил Мильман, Евгений Ковалевский; Большой концертный дуэт для скрипки, контрабаса и оркестра (Дж. Боттезини) - Борис Гарлицкий, Евгений Ковалевский, Гос. камерный оркестр «Виртуозы Москвы» / Амаяк Дургарян. Цифровое издание MEL CO 1079 Музыканты, чью игру вы услышите, широко известны. Это ведущие солисты знаменитого ныне во всем мире камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Их искусство – яркое, живое, темпераментное – доставляет огромное наслаждение миллионам любителей музыки. Однако творческий потенциал артистов-виртуозов столь велик, что они не ограничивают свое исполнительство лишь репертуаром оркестра. Почти сразу же после основания Владимиром Спиваковым «Виртуозов Москвы» возникло содружество музыкантов, создавших свой ансамбль как бы внутри камерного коллектива. Первые программы оркестра «Виртуозов» состояли в основном из произведений итальянских композиторов. И ансамбль солистов продолжил и развил именно это репертуарное направление. Сочинения Вивальди, Россини, Боккерини, Боттезини звучали в их исполнении в Москве и Ленинграде, на фестивалях во Франции, Италии... И всюду отзывы прессы, публики были восторженными, а реакция зала живой и эмоциональной. Коротко расскажу об участниках ансамбля. Борис Гарлицкий, скрипач, ученик Юрия Янкелевича и Владимира Спивакова, лауреат Международного конкурса имени Н. Паганини в Генуе – один из лидеров ансамбля и его основателей. Многократно выступал как солист с оркестром «Виртуозов» на сценах Москвы, Ленинграда, Вены, Мадрида, Токио, Мюнхена, Лос-Анджелеса. Осуществил ряд записей в ансамбле со Спиваковым, выступал с такими крупнейшими артистами, как Иегуди Менухин, Пинхас Цукерман, Дмитрий Ситковецкий. Амаяк Дургарян, скрипач, ученик Бориса Беленького, один из основателей Камерного оркестра Армении и оркестра «Виртуозы Москвы», энтузиаст камерного музицирования не только в качестве инструменталиста, но и дирижера. Контрабасист Григорий Ковалевский пришел в оркестр «Виртуозы Москвы» сложившимся музыкантом, имевшим огромный опыт ансамблевой и оркестровой деятельности. Начав свою карьеру в качестве виолончелиста в классе Валентина Берлинского, он продолжил ее в стенах Московской консерватории уже на кафедре контрабаса у Александра Астахова. Его выступления в ансамбле с такими артистами, как С. Рихтер и Б. Давидович, В. Спиваков и Ю. Башмет, В. Крайнев и Э. Вирсаладзе, М. Плетнев и Е. Кисин, с Квартетом имени Бородина, ряд грамзаписей классической и современной музыки снискали ему высокую исполнительскую репутацию. Среди контрабасистов нового поколения и сын Григория Ковалевского – Евгений Ковалевский, выступающий как солист и ансамблист. Его биография во многом повторяет биографию отца (учеба на виолончели, затем – класс контрабаса Евгения Колосова в Московской консерватории). Отец и сын Ковалевские стали основателями первой (и надеемся не последней!) артистической династии в оркестре «Виртуозы Москвы» и ансамбле солистов оркестра. Концертмейстер группы, виолончелист Михаил Мильман – великолепный концертирующий музыкант, многократно выступавший как солист у нас в стране, а также в США, Канаде, ФРГ, Швейцарии и многих других странах. Среди его учителей – М. Ростропович, H. Гутман, В. Берлинский. Ряд лет он был одним из лидеров Академического симфонического оркестра Московской филармонии. И наконец, пианист и клавесинист Сергей Безродный, один из постоянных ансамблевых партнеров Владимира Спивакова. Ученик Евгения Малинина и Сергея Доренского, Безродный чувствует себя уверенно и непринужденно в интерпретации камерной музыки самых различных эпох и стилей. Четырехчастная Соната Г. Ф. Генделя для двух басовых инструментов и клавесина (соч. 2 № 8) – большая редкость на концертной эстраде. Не часто можно услышать дуэт контрабасов с их специфической тембровой окраской. Григорий и Евгений Ковалевские строят свое прочтение Сонаты на контрастах: глубокое звучание басов на фоне арпеджиато клавесина в Andante и энергия движения, живость имитаций в Allegro; нежно-певучая линия мелодической фразы, кульминационный всплеск в Largo и танцевальная поступь, украшенная звонкими трелями, четкий ритмический пульс в финале – таковы образные краски, найденные артистами в «семейном» дуэте... А вот другой дуэт – виолончели и контрабаса, написанный Дж. Россини. Здесь каждый из музыкантов с блеском реализует присущие ему качества отменного инструменталиста. Обращают внимание певучие монологи виолончели в исполнении Михаила Мильмана и надежная опора контрабасовой партии (воздушные pizzicati, «мерцающие» басы – особый дар игры Григория Ковалевского). А в финальном Allegro – своего рода музыкальной «фиесте» – ощущение свободного музицирования, блестящее виртуозное мастерство! И наконец, пьеса в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы», за дирижерским пультом которого Амаяк Дургарян: Большой концертный дуэт для скрипки и контрабаса Дж. Боттезини. Дуэт исполнен в традициях «Виртуозов», обладающих ярко театральным мышлением. Два солиста – скрипач Борис Гарлицкий и контрабасист Евгений Ковалевский играют с той степенью сценического артистизма, когда каждая фраза, штрих, пассаж, флажолет – все подчинено воплощению нарядной и броской романтической фантазии композитора. Это своего рода «парад-алле» виртуозного инструментального романтизма. Оркестр великолепно поддерживает все намерения солистов; исполнительский опыт скрипача и дирижера Амаяка Дургаряна прекрасно помогает ему в прочтении этой редко звучащей партитуры. Евгений Баранкин |