1 день
О сайте8 3 | М10 43651 002 1981 |
Из сокровищницы мирового исполнительского искусства Lalo Concerto for Cello and Orchestra in D minor Paris Symphony Orchestra, Philippe Gaubert conductor Faure Elegy, op.24 Ravel Piece in the Form of Habanera de Falla From "Suite populaire espagnole": El Pano Moruno Berceuse Asturiana Jota Gaubert Gortege Maurice Ravel piano Maurice Marechal cello Recorded in 1930s |
М10-43651-2. Морис Марешаль (Maurice Maréchal), виолончель. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Часть III. Скрипка, альт, виолончель 01 01.Концерт для виолончели с оркестром ре минор (Cello Concerto in D Minor) (Э.Лало) (E.Lalo) (1823-1892) 1. Lento. Allegro maestoso – 2. Intermezzo. Andante con moto – 3. Introduzione. Allegro vivace 02 02.Элегия, соч. 24 (Elegy, op 24) (Г.Форе) (G.Faure) (1845-1924) 03.Пьеса в форме хабанеры (Piece In The Form Of Habanera) (М.Равель) (M.Ravel) (1875-1937) Из Испанской народной сюиты (From Suite populaire espagnole) (М.де Фалья) (M.de Falla) (1876-1946) обр. М.Марешаля) 04.Мавританская шаль (El pano Moruno) 05.Колыбельная (Berceuse) 06.Астуриана (Asturiana) 07.Хота (Jota) (М.де Фалья) 08.Кортеж (Gortege) (Ф.Гобер) (Ph.Gaubert) (1879-1941) Морис Фор (Maurice Faure), ф-но Архивные записи 1930-х гг. Реставратор О.Гурова Редактор П.Грюнберг Художник Б.Белов |
Французский виолончелист Морис Марешаль (1892—1964) относится к числу выдающихся артистов первой половины нашего столетия. Вдохновенный художник, творчески воплотивший в своем стиле лучшие черты французской музыкально-исполнительской культуры, талантливый педагог, прогрессивно мыслящий музыкант, горячий патриот, антифашист и сторонник борьбы за мир, благородный человек и верный друг Советского Союза — таким запомнился нам Морис Марешаль. Марешаль родился 3 октября 1892 года в Дижоне (Бургундия). В шестилетнем возрасте начал заниматься в местной консерватории, сперва на фортепиано, а вскоре — на виолончели у профессора М. Аньелле. С десяти лет уже участвовал в концертах, а в 1907 году, исполнив Второй концерт Давыдова, был удостоен первой премии Ди-жонской консерватории. Для продолжения образования молодой музыкант отправился в Париж, где известный французский виолончелист Луи Фейяр в короткий срок подготовил его к поступлению в Парижскую консерваторию, которую Марешаль блестяще окончил в 1911 году по классу профессора Жюля Леопольда Лёба, получив первую премию (одновременно он посещал камерный класс Ш. Э. Лефевра и оркестровый класс П. Дюка). На формирование музыкальных взглядов и исполнительского стиля М. Марешаля существенное влияние оказали его творческие связи с крупнейшими французскими композиторами — Клодом Дебюсси, Морисом Равелем, Андре Капле, Артуром Онег-гером, Дариусом Мийо и другими. Многие из них посвятили замечательному виолончелисту свои произведения, а он силой своего дарования и мастерства способствовал популяризации этих сочинений во всем мире. Нельзя также не отметить значительное воздействие, оказанное на молодого артиста знаменитым испанским виолончелистом Пабло Казальсом, который долго жил во Франции и вел в Париже концертную и педагогическую деятельность. По окончании консерватории Марешаль некоторое время работал виолончелистом-солистом в известном парижском оркестре Ш. Ламурё, где играл с такими дирижерами, как К. Шевийяр, А. Никиш, Ф. Вайнгартнер, Р. Штраус. Тогда же он начал и сольную концертную деятельность; его исполнение концертов Гайдна, Лало, Сен-Санса уже в ту пору вызывало всеобщее восхищение. Разразившаяся война прервала концертные выступления артиста. На протяжении 1914—1918 годов он прослужил в армии „солдатом первого класса", под Верденом пострадал от газовой атаки немцев, был награжден военным орденом. Временами и в эти годы ему удавалось играть на виолончели, его партнером выступал также находившийся в армии Андре Капле. Им как-то довелось даже посетить К. Дебюсси и сыграть незадолго до того изданную сонату этого композитора, лучшим интерпретатором которой Марешаль стал в последующие годы. Возникший тогда живой интерес к французской виолончельной музыке сопровождал его на протяжении всей артистической жизни. Возвращение Мориса Марешаля к широкой концертной деятельности состоялось после вдохновенных выступлений в Париже с концертами Лало и Шумана. Отмечаемые во французской прессе начала 20-х годов высокие качества его исполнения, в особенности чистота и ясность выражения, позволяли называть музыканта „классиком виолончели"; наряду с этим поэтичность и взволнованность искусства артиста давали основания другим современникам относить его к „романтикам виолончели". Соединение классических и романтических черт в большой мере определяли и в дальнейшем исполнительский стиль Марешаля. К этому следует добавить высокую культуру тона и исключительное виртуозное мастерство замечательного виолончелиста, его вдохновение, яркий темперамент и увлекательный артистизм. Наряду с сольной концертной деятельностью М. Марешаль значительное время уделял и ансамблевому музицированию. В 20-е годы он играл в ансамблях с Альфредом Корто и Жаком Тибо, в „Трио Казадезюса" (с Робером и Мариусом Казадезю-сами), а в 30-е годы — в квартете с пианистом Жаком Феврие, скрипачкой Ивонной Астрюк и альтистом Морисом Вье. Для дуэта Элен Журдан-Моранж — Морис Марешаль сочинил свою замечательную сонату для скрипки и виолончели Морис Равель (музыканты впервые сыграли ее в 1922 году). Андре Капле тогда же написал для Марешаля симфоническую фреску „Эпифания" для виолончели и оркестра. С огромным успехом прошли гастроли французского виолончелиста в США в 1926, 1927, а затем и в 1939 годах. Его американский дебют состоялся с Филадельфийским оркестром под управлением Л. Стоковского; артист исполнил один из концертов Ф. Э. Баха и „Эпифанию" Капле, обнаружив при этом редкую способность к творческому перевоплощению, требовавшуюся при интерпретации столь различных по стилю произведений. Талантливого виолончелиста восторженно принимали во многих странах Европы, в Америке, Азии и Африке. Репертуар Марешаля включал лучшие произведения виолончельной классики (Бах, Вивальди, Боккерини, Гайдн) и романтической музыки (Шуман, Брамс, Дворжак), но особое место в нем занимали концерты и сонаты, а также пьесы малой формы (в оригинале и в собственных транскрипциях) французских композиторов — Кэ д'Эрвелуа и Рамо, Бреваля и Франкера, Сен-Санса и Форе, Лало и Капле, Дебюсси и Равеля, Онеггера и Мийо, Ферру и Буланже. „Русские сезоны", организованные С. П. Дягилевым в Париже в 1908—1914 годах, способствовали интересу и любви Марешаля к русской музыке; в репертуаре исполнителя вскоре появляются пьесы Глазунова, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Кюи, а затем и „Вариации на тему рококо" Чайковского, Соната для виолончели и фортепиано Рахманинова. Неоднократно и с исключительным успехом гастролировал Марешаль в Советском Союзе в 1932, 1934, 1935 и 1937 годах. В его сольных и симфонических программах слушателям запомнились мастерские, вдохновенные интерпретации концертов Гайдна, Лало, Сен-Санса, Дворжака, Онеггера, Мийо, сонат Боккерини, Бреваля, Бетховена, Дебюсси, пьес Шумана, Шуберта, Форе, Равеля, Капле, Ибера, Альбениса, Гранадоса, Мусоргского, Бородина, Глазунова. Музыкант проявил себя мастером не только концертного и сонатного жанров, но и художественной миниатюры. Французский артист, выступавший в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Воронеже, Баку, встречал горячие симпатии у советских слушателей. Со своей стороны, он восхищался советской публикой и советскими музыкантами, с которыми у него установились дружеские отношения (аккомпанировали ему превосходные советские пианисты А. Д. Макаров и Н. Г. Вальтер). Во время второй мировой войны Марешаль вынужден был покинуть Париж, оккупированный фашистами. Он выступал в южных городах Франции, в Швейцарии, работал на принадлежавшем Свободной Франции радио в Марселе. Его симпатии, основанные на демократических и антифашистских взглядах, были на стороне движения „Сражающаяся Франция". После избрания профессором Парижской консерватории в конце 1942 года Марешаль всячески поддерживал своих студентов, участников патриотического движения Сопротивления. Восторженно встретил Марешаль освобождение Парижа и последовавшую победу над фашизмом. С новыми силами возобновил он свою концертно-гастрольную деятельность во Франции и других европейских странах, продолжал заниматься и педагогикой. Артист концертировал вплоть дс начала 60-х годов, хотя в последнее время предпочитал выступать по радио. В этот период он включил в свой репертуар ряд пьес советских композиторов Ракова, Кочетова, Айвазяна и других, а его ученики играли концерты Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского. Марешаль воспитал многих талантливых музыкантов, принимал участие в жюри международных конкурсов в Праге (1950), Мюнхене (1957), Париже (1957), Москве (1958, 1962), Вене (1959), Будапеште (1963). Морис Марешаль скончался в Париже 19 апреля 1964 года. Он был похоронен в родном Дижоне, одной из улиц которого присвоено его имя. Неоднократно отмечая невероятно возросшие выразительно-технические возможности виолончели, Морис Марешаль призывал использовать их в соответствии с природой „нашего прекрасного инструмента, благородного и выразительного". Он придавал особое значение культуре звука — мощного, сочного и в то же время певучего, теплого, ратовал за подлинный артистизм, за искренний и творческий стиль интерпретации. Эти идеалы маститого виолончелиста убедительно воплощались в его собственной игре, артистической и благородной, искренней и вдохновенной. Л. Гинзбург, доктор искусствоведения, профессор |