6 дней
О сайте7 3 | М10-43877-8 1981, дата записи: 1912 г. |
Сторона 1 Р. ВАГНЕР — А. ВИЛЬГЕЛЬМИ. Песня Вальтера («Мейстерзингеры», 3 д.) — 4.57 Э. ШАБРИЕ — Э. ИЗАИ. Скерцо-вальс (№ 10 из цикла «Живописные пьесы») — 3.56 Э. ИЗАИ. Мазурка си минор, соч. 11 № 3 «Далекое прошлое» — 4.14 Г. ФОРЕ. Колыбельная, соч. 16 — 4.21 Ф. МЕНДЕЛЬСОН. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 3. Allegretto non troppo Allegro motto vivace — 4.55 Сторона 2 Г. ВЕНЯВСКИЙ Мазурка соль мажор, соч. 19 № 1 «Обертас» — 2.05 Мазурка ре мажор, соч. 19 № 2 «Деревенский музыкант» — 3.01 И. БРАМС — Й. ИОАХИМ. Венгерский танец № 5 соль минор — 2.25 Ф.КРЕЙСЛЕР. Венский каприс, соч. 2 — 4.46 Р. ВАГНЕР — А. ВИЛЬГЕЛЬМИ. Листок из альбома — 4.05 А. ВЬЕТАН. Роидино, соч. 32 № 2 — 5.03 КАМИЛЬ ДЕКРЕЗ, фортепиано Реставратор О. Гурова. Редактор П. Грюнберг Архивные записи 1912 г. Пластинка из серии «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства» |
Выдающийся скрипач, композитор и дирижер Эжен Изаи заслуженно входит в число крупнейших представителей бельгийской музыкальной культуры, его имя стоит в одном ряду с именами Андре Гретри и Франсуа Госсека, Анри Вьетана и Франсуа Серве, Сезара Франка и Гийома Лекё, Жана Абсиля и Рене Дефоссе. Но значение Изаи как скрипача-исполнителя и автора многочисленных скрипичных произведений выходит далеко за пределы его родины. Творчество этого артиста-художника озарено поэтичностью и одухотворенностью, душевным лиризмом и темпераментом, романтической взволнованностью. Оно составляет яркую страницу в истории мирового скрипичного искусства. Эжен Изаи явился одним из последних представителей романтического направления в скрипичном искусстве XIX века. В то же время он открыл новую, связанную уже с нашим столетием главу в истории этой области искусства, отразив, с одной стороны, влияния близких ему французских импрессионистов, а с другой — творчески воспринятые черты художественного реализма. Яркая индивидуальность позволила ему избежать какого бы то ни было эклектизма и создать собственный, своеобразный стиль и музыки, и исполнения. Игра Изаи характеризовалась исключительным благородством и искренностью, выразительностью и теплотой, артистической свободой и импровизационностью, красотой тона и изяществом виртуозной техники. В его богатом репертуаре были произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса, Вьетана, Венявского, Франка, Сен-Санса, Шоссона, Дебюсси, Чайковского, Глазунова и, разумеется, собственные сочинения. Излюбленным скрипичным жанром Изаи-композитора была программная поэма, образцы которой он, вероятно, видел в романтических поэмах Листа. Высокой художественной ценностью и мастерским использованием кантиленных и виртуозных возможностей инструмента отличаются Шесть сонат для скрипки соло, отражающих глубокое уважение Изаи к И. С. Баху. Каждая из сонат посвящена одному из известных скрипачей — Ж. Сигети, Ж. Тибо, Дж. Энеску, Ф. Крейслеру, М. Крикбому, М. Квироге. „Сонаты для скрипки соло Эжена Изаи — это исключительно ценное художественное явление в концертном репертуаре скрипачей, — сказал Д. Ф. Ойстрах. — Сонаты открывают новую страницу в истории скрипичной виртуозности; в них Изаи выступает величайшим после Паганини новатором, существенно обогатившим техниковыразительные возможности инструмента, в частности в отношении полифонических приемов. Особенно важно отметить, что смелое развитие и обогащение приемов скрипичной техники в сонатах Изаи происходят не в отрыве от музыки, а в полной и органической связи с художественными задачами". Мастером художественной миниатюры предстает Эжен Изаи в таких своих скрипичных пьесах, как поэтичные и изящные мазурки, как Каприс на „Этюд в форме вальса" Сен-Санса. Широкой популярностью пользуются некоторые его редакции (свободные обработки) классических сонат, в частности Локателли, Вивальди, Нардини. Искусство Изаи, вызывавшее восхищение слушателей в крупнейших городах Европы (в том числе и в России) и Америки, и поныне живет в воспоминаниях современников, в его собственных, к сожалению, немногочисленных грамзаписях, в написанных им скрипичных произведениях, которые, благодаря яркой выразительности, живой образности, совершенству формы и мастерскому использованию инструментальной техники, сохранили свое художественное значение и украшают репертуар лучших скрипачей нашего времени. * * * Эжен Изаи родился 16 июля 1858 года в шахтерском пригороде Льежа в семье ремесленника-портного. Отец, игравший на скрипке, возглавлял „семейный" оркестр, радовавший горожан и жителей окрестных сел. Он стал обучать Эжена игре на скрипке, когда тому было всего четыре года. С семи лет одаренный скрипач учился в Льежской консерватории у Д. Хейнберга и одновременно играл в оркестре отца. В 1869 году из-за материальных затруднений семьи он вынужден был оставить консерваторию, но продолжал заниматься самостоятельно. В четырнадцатилетием возрасте, по настоянию Анри Вьетана, Эжен возобновил учебу в Льежской консерватории под руководством Рудольфа Массара и вскоре был удостоен золотой медали. В 1874—1876 годах он занимался в Брюссельской консерватории у Генрика Венявского, затем у Анри Вьетана — в Брюсселе и Париже (1876—1879). В 1879—1883 годах Эжен Изаи был концертмейстером оркестра Б. Бильзе, игравшем в известном берлинском кафе. Здесь исполнялась также классическая музыка, а послушать игру талантливого скрипача, который выступал и в качестве солиста, приходили такие знаменитые музыканты, как Ференц Лист, Йожеф Иоахим, Клара Шуман, Антон Рубинштейн. В 1881 году Изаи дал сольный концерт, прошедший с большим успехом. По настоянию А. Г. Рубинштейна скрипач оставил оркестр и отправился с прославленным русским пианистом в концертное турне по Швеции и Норвегии. По его же инициативе Изаи в 1882 году впервые выступил в Петербурге, а затем в других городах России. Впоследствии бельгийский скрипач с благодарностью вспоминал то участие, которое принял в нем А. Г. Рубинштейн, и называл его одним из своих учителей. Вскоре состоялись столь же успешные концерты Изаи в Париже и в других крупных городах Европы. Одновременно росла его слава как композитора. Ему посвятили свои сочинения С. Франк, К. Сен-Санс, К. Дебюсси, В. д'Энди, Э. Шоссон, Г. Лекё, П. Дюка, Ж. Йонген и другие современники. Большую роль сыграл Эжен Изаи в развитии музыкальной культуры Бельгии. В 1886—1898 годах он состоял профессором Брюссельской консерватории, где среди его многочисленных учеников были М. Крикбом, А. Дюбуа, А. Бахман, Р. Бенедетти, П. Коханьский, У. Примроуз, Л. Персингер, М. Эрденко, М. Пресс, Н. Мильштейн. В 1888 году в Брюсселе Изаи основал квартет (в его составе были также Матье Крикбом, Леон ван Гут и Жозеф Жакоб), способствовавший популяризации камерного творчества Франка, д'Энди, Форе, Лекё, Бородина и Чайковского. Немалое просветительское значение имели и организованные музыкантом в 1895 году симфонические концерты, которыми он сам дирижировал и в которых, наряду с другими произведениями, исполнялись сочинения Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Глазунова. На протяжении 1882—1912 годов Изаи выступал в России почти ежегодно. Русская критика высоко ценила его не только как превосходного солиста, но и как тонкого музыканта-ансамблиста. Он играл сонаты с А. Г. Рубинштейном, А. Н. Есиповой, С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзером, трио с С. В. Рахманиновым и А. А. Брандуковым, А. И. Зилоти и П. Казальсом. В 1912 году Э. Изаи исполнил Двойной концерт Брамса с П. Казальсом, а Двойной концерт И. С. Баха — с Б. О. Сибором. Плодотворная деятельность Изаи на родине была прервана войной. После пребывания в Англии он в 1918 году поселился в США, где до 1922 года возглавлял консерваторию и руководил симфоническими концертами в Цинциннати. Последний период жизни музыкант провел снова в Бельгии, где скончался 12 мая 1931 года. На пластинке представлены почти все записи Изаи в том порядке, как они были осуществлены выдающимся скрипачом. Л. Гинзбург, доктор искусствоведения, профессор Ленинградский завод |