3 дня
О сайте7 | R10 01071-4 (2 пл.) Русский диск |
Сторона I ПРЕЛЮДИИ до мажор, соч. II . № 1 — 0.47 ля минор, соч. II . № 2 — 1.37 соль-бемоль мажор, соч. II . № 3 — 1.37 ми-бемоль мажор; соч. II . № 4 — 0.42 соль-диез минор, соч. 22 . № 1 — 1.10 МАЗУРКА фа-дне:! Мажор, соч. 40 . № 20 — 0.50 ЖЕЛАНИЕ, соч. 57 . № 1 — 1.20 ПОЭМА фа-диез мажор, соч. 32 . № 1 — 3.08 ЭТЮД ре-диез минор, соч. 8 . № 2 — 1.46 АЛЕКСАНДР СКРЯБИН, фортепиано ПРЕЛЮДИЯ фа-диез минор, соч. 11 № 8 — 2.28 СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ, фортепиано ПРЕЛЮДИЯ ми-бемоль мажор, соч. 45 № 3 — 1.23 ОКРЫЛЕННАЯ ПОЭМА, соч. 51 . № 3 — 1.22 СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ, фортепиано Записи с перфолент аппаратов Welle- Mignon (1-9), Ampico (10—12), январь 1910 гг. (1-9), 1929г. (10) 1920-х гг. (11, 12) Сторона 2 ПРЕЛЮДИИ, соч. 15 — 6.44 № 1 ля мажор № 2 фа-диез минор № 3 ми мажор № 4 ми мажор № 5 до-диез минор ПРЕЛЮДИИ, соч. 10 — 0.43 № 1 си мажор № 2 соль-диез минор № 3 соль-бемоль мажор №» 4 ми-бемоль мажор № 5 фа-диез мажор АЛЕКСАНДР ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР, фортепиано СОНАТА № 2 соль-диез минор (Соната-фантазия), соч. 19 — 9.50 САМУИЛ ФЕЙНБЕРГ, фортепиано Записи: 5 января 1957 г. (1, 2), 1947 г. (3) Сторона 3 СОНАТА № 8, соч. 66 — 12.30 ПРЕЛЮДИИ, соч. 67 № 1 — 1.35 ТЕМНОЕ ПЛАМЯ, соч. 73 № 2 — 1.59 ГИРЛЯНДЫ, соч. 73 № 1 — 2.19 МАСКА, соч. 63 № 1— — 1.10 ВЛАДИМИР СОФРОНИЦКИЙ, фортепиано Записи с концертов в Музее А.Н. Скрябина 5 мая 1958 г. (1). 12 июля 1960 г. (2 — 5) Сторона 4 ЗАГАДКА, СОЧ. 52 № 2 — 1.00 ПОЭМА ТОМЛЕНИЯ, соч. 52 № 3 — 0.53 ПОЭМА, соч. 59 № 1 — 1.46 СОНАТА № 9. соч. 68 — 7.07 ЛИСТОК ИЗ АЛЬБОМА, соч. 45 — 1.17 ГЕНРИХ НЕЙГАУЗ, фортепиано Запись с концерта в Музее А.Н. Скрябина 24 апреля 1955 г. ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ В МУЗЕЕ А.Н. СКРЯБИНА — 6.46 ЭТЮД до-диез минор, соч. 2 № 1 ЭТЮД ре-диез минор, соч. 8 № 12 (Владимир Горовиц беседует с родственниками В. В. Софроницкого и П. В. Лобановым) Запись 15 апреля 1986 г. Звукорежиссер П. Лобанов (1 — 9) Реставратор Т. Бадеян. Редактор П. Грюнберг На лицевой стороне конверта: Э. Визель. Портрет A.П. Скрябина На стороне конверта: А.Н. Скрябин за фортепиано, 1912г. Оформление художника А. Григорьева Издание подготовлено Государственным мемориальным музеем А.Н. Скрябина при содействии Международного фонда «Экология человека» |
6 января 1992 года исполняется 120 лет со дня рождения великого русского композитора и пианиста, замечательного представителя культуры -русского «серебряного века» Александра Николаевича Скрябина. Сегодня, на пороге нового столетия, мы во многом по-новому оцениваем для себя эту эпоху и ее ярчайших представителей, и собранная в этом альбоме антология русской пианистической скрябинианы также способна расставить новые акценты в нашем постижении музыки Скрябина, ее неповторимой индивидуальности. В альбоме представлены образцы наиболее ярких трактовок скрябинской музыки выдающихся мастеров-пианистов, во многом связавших свою судьбу с исполнением произведений Скрябина. Здесь можно познакомиться с исполнителями разных направлений и пианистических школ, но всех их объединяет одно — трепетное и восторженное отношение к музыке великого русского композитора, которое делает представленные в альбоме трактовки подлинными шедеврами пианистического искусства. Собранные в этом альбоме записи имеют разное происхождение. Часть из них публикуется впервые, другие уже издавались в разное время на пластинках, но пластинки эти стали раритетами. Это в первую очередь относится к записям игры самого Скрябина, последний раз издававшимся к 100-летию со дня рождения композитора. Исполнение Скрябиным ряда своих произведений было зафиксировано в 1910 году в Германии с помощью самых распространенных тогда аппаратов для «механического» фортепиано «Welte-Mignon». При помощи такого аппарата на специальную бумажную ленту наносилась перфорация, соответствующая движению клавиш и педалей фортепиано, что позволяло впоследствии воспроизводить первоначальное звучание также механическим путем. Такой способ записи, конечно же, был изначально несовершенен, и далеко не все нюансы игры Скрябина он в состоянии передать. В первую очередь это касается градации звучаний, тонкостей авторской педализации, бывшей одной из самых сильных сторон пианизма Скрябина. Но и по этой, пусть и несовершенной, записи можно составить себе представление о неповторимом искусстве Скрябина-пианиста. Описывая свои впечатления от прослушивания скрябинских записей уже в виде пластинки, в 60-е годы, младший современник Скрябина музыкант Артур Лурье говорил: «Несмотря на неточности и на пыль времени, покрывающую эти звуки, за ними возникает призрак Скрябина. Это поймут только те, кто его слышал». Для слушателя, привыкшего к современным пианистическим трактовкам музыки Скрябина, авторское исполнение может показаться неожиданным: настолько своеобразной и по характеру звука, и по тонусу была скрябинская интерпретация своих сочинений. Прежде всего обращает на себя внимание особая импровизационность игры — произведение под пальцами автора каждый раз как бы рождается заново, — и, конечно же, неподражаемое tempo rubalo, в котором Скрябин как исполнитель, видимо, не знал себе равных. Известно, что игра Скрябина не отличалась особой силой звука, по это ни в коем случае не мешало выявлению самых замечательных черт скрябинской музыки, придавая звучанию особый колорит хрупкости, невесомости и поразительной одухотворенности. Известно, что Скрябин записывал исполнение своих произведений не только па «Welte-Mignon», но и на аппарате «Fonola» фирмы «Hupfeld». Это произошло в 1908 году в Лейпциге. Среди записанных тогда произведений были Вторая и Третья сонаты, ряд миниатюр. Однако эти записи игры Скрябина сохранились не полностью и пока еще не вошли в музыкальный обиход. В нынешнем альбоме представлены все записи для «Welte-Mignon». Использование аппаратов, сходных по типу с «Welte-Mignon» было чрезвычайно распространенным во времена Скрябина и чуть позже, и именно благодаря этому музыка Скрябина оказалась зафиксированной и в исполнении других выдающихся музыкантов начала XX века, в первую очередь Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева. Скрябинская музыка в их исполнении была записана в 20-е годы в Америке на аппарате «Ampico». На их интерпретацию Скрябина наложили несомненный отпечаток их собственные творческие индивидуальности. Для Рахманинова исполнение музыки своего гениального сверстника и соученика по Московской консерватории всегда было ответственным художественным событием. Известно, что еще при жизни Скрябина Рахманинов исполнял его произведения, проводились и их совместные выступления. Осенью 1915 года в цикле концертов памяти Скрябина Рахманинов дал целую серию концертов из его сочинений. Реакция публики на рахманиновскую интерпретацию музыки Скрябина была неоднозначной. Наиболее последовательные скрябинисты считали его трактовку спорной, упрекая музы канта в привнесении в исполнение чуждых для скрябинского пианизма черт. Игра Рахманинова в сравнении со скрябинской казалась им более «прозаичной», а звук — чересчур плотным и приземленным. Сегодня, когда многое в музыке Скрябина нам видится по другому, нежели его современникам, мы ни в коем случае не можем согласиться с такой негативной оценкой. Напротив, дальнейшая история интерпретации музыки Скрябина по-своему подтвердил, плодотворность рахманиновской трактовки, которая, при всей ее индивидуальности, выявляет существенные стороны скрябинской музыки. В записи сохранилось лишь одно сочинение Скрябина в исполнении Сергея Рахманинова — Прелюдия фа-диез минор из соч. 11. Но и эта скромная миниатюра в рахманиновском исполнении оставляет незабываемое впечатление. Несколько замедленный по сравнению с предполагаемым автором темп сообщает музыке чрезвычайную ясность и пластичность, а также привносит в исполнение столь характерный для Рахманинова элегический лиризм. Сергей Прокофьев, представляющий совершенно иную пианистическую генерацию, всегда относился к музыке Скрябина с большим уважением и вниманием. Известны его восторженные отзывы о многих сочинениях Скрябина, в том числе и фортепианных. А одно из ранних произведений Прокофьева — симфоническая поэма «Сны» — даже имеет подзаголовок: «автору, начавшему «Мечтами». «Этим я отдал дань увлечению Скрябиным», — вспоминал впоследствии Прокофьев. В мае 1915 года, через месяц после смерти Скрябина. Прокофьев выступил на вечере его памяти с исполнением собственных произведений. А позднее он не раз включал в свои концертные программы сочинения Скрябина, в числе которых были Пятая соната, поэмы, соч. 32 другие миниатюры. В американских концертах 20-х годов исполнялись и записанные в то же время на перфоленте «Ampico» Прелюдия, соч. 45 и «Окрыленная поэма». В трактовке Прокофьева эти изысканные скрябинские музыкальные образы обнаруживают неожиданные точки соприкосновения со слегка колючим и ироничным прокофьевским пианизмом. Среди пианистов — исполнителен музыки Скрябина, обративших на себя внимание еще при жизни композитора, выделяются два имени: Александр Гольденвензер и Самуил Фейнберг. Гольденвейзер играл произведения Скрябина начиная еще с 90-х годов прошлого столетия — времени их знакомства, которое еще более укрепилось в последние годы жизни композитора. В это время Гольденвейзер был одним из наиболее частых посетителей дома Скрябина. Особенно значительной была роль пианиста в пропаганде музыки Скрябина в первые годы после его смерти: скрябинский репертуар Гольденвейзера тогда был чрезвычайно обширен и включал произведения всех периодов творчества Скрябина. Начиная с 20-х годов Гольденвейзер постепенно отходит от активного коцертирования и посвящает себя в основном педагогической деятельности в Московской консерватории. Правда, в числе крупнейших художественных свершений пианиста позднее можно отметить исполнение фортепианной партии «Прометея» Скрябина с оркестром Н. Голованова. Записи скрябинских прелюдий, соч. 15 и 16 в числе прочих миниатюр, были сделаны уже в 50-е годы. В оказываются запечатленными такие качества пианизма Гольденвейзера, как художественная зрелость, тонкое чувство стиля, бережное отношение к авторскому тексту. Творческое становление Самуила Фейнберга не только как выдающегося пианиста, но и как талантливого композитора проходило под знаком глубокого воздействия скрябинских произведений. В 10-е и 20-е годы Фейнберг очень много играет Скрябина, и его исполнение скрябинской Четвертой сонаты было замечено самим композитором и получило от него самую лестную оценку. Фейнберг к тому же был первым пианистом, исполнившим в течение двух вечеров подряд все десять фортепианных сонат Скрябина. Исполнение Фейнбергом музыки Скрябина, особенно произведений позднего периода, было чрезвычайно самобытным и оригинальным. К сожалению, о том, каким именно было это исполнение, мы во многом можем лишь догадываться, поскольку записи игры Фейнберга в те годы нам неизвестны, а начиная с 30-х годов Фейнберг резко ограничивает свой репертуар, практически исключая из него музыку позднего Скрябина. Отныне в программах концертов Фейнберга можно встретить лишь небольшое число скрябинских сочинений — Вторую. Четвертую и Пятую сонаты. Фантазию, Фортепианный концерт, мазурки, несколько этюдов и поэм. Большая этих произведений существует и в записи. Их трактовка демонстрирует нам все лучшие качества зрелого пианизма Фейнберга: глубину постижения, взвешенность, отточенность каждой детали, поэтичность и одухотворенность. Интерпретации музыки Скрябина, собранные во второй половине альбома, ранее никогда не публиковались. Все они были сделаны в Музее А.П. Скрябина, в течение многих десятилетий бывшем подлинным центром по пропаганде творчества великого композитора. Таким центром музей остается и но сей день. Музыканты, игравшие в доме Скрябина, не могли не воодушевиться подлинно творческой обстановкой на вечерах в музее: их игра была всегда вдохновенной и раскрепощенной и являла собой подлинные шедевры пианистического искусства, что и зафиксировано на не вполне технически совершенных музейных фонограммах. Это в полной мере относится к непревзойденному интерпретатору сочинений Скрябина, одному из выдающихся отечественных пианистов XX века Владимиру Софроницкому. Всю свою жизнь связавший с исполнением музыки Скрябина, Софроницкий именно в музейных концертах, регулярно проводившихся в Музее А.П. Скрябина па протяжении нескольких десятилетий, создавал наиболее совершенные н наиболее близкие художественному миру музыки Скрябина пианистические образы. В исполнении Софроницкого музыку Скрябина отличают особая монументальность, напряженный драматизм и полетная устремленность. Глубокий интеллектуализм и романтическая экспрессия, возвышенность и окрыленность. Многогранность музыки Скрябина особенно рельефно выступает у позднего Софроницкого, во времена наиболее активных поисков пианистом новой выразительности. Именно в музейных концертах эти поиски приводили к наиболее выдающимся результатам. Исполнение Софроницким Восьмой сонаты, одного из самых масштабных н сложных по концепции произведений позднего Скрябина. Относится к числу значительнейших достижений творчества пианиста. Сам Софроницкий очень ценил эту запись, выделяя ее среди многих других. Подлинными художественными свершениями были и трактовки других произведений Скрябина, представленных в альбоме. Другим выдающимся исполнителем музыки Скрябина был замечательный пианист п педагог Генрих Нейгауз. Основное в его пианистической трактовке скрябинской музыки — это легкость, воздушность. Необычайная культура звука, высокий художественный артистизм. Нейгауз — пианист-романтик, и именно романтическое начало выходит в пейгаузовском Скрябине на первый план. Репертуар Генриха Нейгаува включал огромное число скрябинских сочинений: все сонаты. Фортепианный концерт и «Прометей», множество миниатюр. Ряд из них оказался записанным на магнитофонную пленку только в Музее А.Н. Скрябина, где Нейгауз выступал очень часто. На одном из его концертов, посвященном 40-летию со дня смерти Скрябина, он исполнил Девятую сонату, а также несколько произведений малой формы. .Запись этого концерта отличается редкой непринужденностью и воссоздает атмосферу волнующего художественного события. Изящество и артистизм в выстой степени свойственны и игре еще одного титана отечественного пианизма, одного из крупнейших виртуозов современности Владимира Горовица. Хотя пианист большую часть жизни провел в Америке, его мастерство непосредственно уходит своими корнями в русскую пианистическую традицию. Не последнюю роль в формировании исполнительской манеры Горовица сыграл и пианизм Скрябина — одного из любимых композиторов Горовица, чьи произведения оп исполнял на протяжении всей своей пианистической карьеры. Во время своего последнего приезда в нашу страну в апреле 1986 года Горовнц посетил Музей А.Н. Скрябина и исполнил два этюда Скрябина па собственном рояле композитора. Перед исполнением состоялась живая и увлекательная беседа пианиста с собравшимися, в которой приняли участие дочь Скрябина Клена Александровна и ее сын Александр Владимирович Софроницкий, искусствовед II.В. Лобанов, сотрудники Музея А.Н. Скрябина. Наиболее интересный фрагмент этой беседы также представлен в альбоме. Е. Косякин, старший научный сотрудник Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина |