2 часа
О сайте2 | С50 32157 008 1991 |
1-15. «Ку-ка-ре-ку», музыка из сп. театра кукол (стихи И. Токмаковой) Строим дом; Песня Петушка; Дерзкие замыслы цыплят; Песня Коровы; Вторая песенка Петушка; Песня молодых петушков; Песня Хрюшки; Походная песенка Петушка; Песня Кошки; Далеко ведут дороги; Песня Лягушки; Поиски колокольчика; Игра в мячик; Заключительная песенка. Петушок - А. Цукалов. Корова. Хрюшка - Л. Донскова, Лягушка - С. Евгранов, Кошка - М. Куранова, молодые петушки -- Люда Алексеева, Вася Герасимов, Ж. Едикеева, М. Куранова; Инстр. ансамбль. 16-26. «Весеннее утро», вокальный цикл на стихи А. Милна (перевод Е. Юдина): Весеннее утро; Куда бы удрать; Черточки и квадраты; Королева цветов; Волшебник; Шмель; Мода; Одиночество; Хвастунишка, Весеннее утро. Л. Калюжная (сопрано), инстр. ансамбль |
Дорогой маленький друг! Сейчас ты поставишь пластинку на проигрыватель, сядешь рядом с мамой, и к тебе в комнату войдет Музыка. Умеешь ли ты ее слушать? Давай я тебе немного помогу в этом. Ты, конечно, знаешь, что музыку сочиняет композитор. А как он это делает? У композитора есть звуки разной высоты — высокие, низкие и средние. Вот как голоса — твой голос высокий, папин — низкий, мамин — средний. И так же как голоса, звуки могут быть сильными и слабыми, звонкими и грубыми. Из звуков композитор складывает разные мелодии. Он настоящий волшебник, фантазер, он может для каждого героя сказки придумать свою мелодию. На этой пластинке всю музыку сочинил композитор Арнольд Неволович. Он живет в Ленинграде. Здесь он учился сочинять музыку в консерватории у профессора С. М. Слонимского. А когда стал взрослым, начал писать музыку для детей, об этом его просили дочери — Марианна и Наденька. Так появилось более десяти музыкальных сказочных спектаклей. Ты познакомишься с одним из них, под названием «Ку-ка-ре-ку!». Жил-был Петух. Было у него много друзей. Они помогали ему строить дом и пели вместе с ним песни, которые он сочинял. А еще была Корова. Она ужасно завидовала Петуху, потому что считала себя лучше и талантливее всех остальных, и ей было обидно, что Петуха все любят. Послушай внимательно мелодию Коровы, и ты почувствуешь, что она поет ее, как бы красуясь перед зеркалом и любуясь собой. Я думаю, что тебе Корова придется не по душе, наверное, ты назовешь ее «воображулей». Корова в сказке совершила очень нехороший поступок — она украла у Петуха его главное слово (конечно, ты знаешь, что главное слово Петуха — «Ку-ка-ре-ку!»). Оставшись без своего «Ку-ка-ре-ку», Петух очень огорчился. Ты поймешь это, когда будешь слушать вторую песню Петуха, не такую веселую и бодрую, как первая. Во второй песне он не успевает допеть свое главное слово до конца, после «Ку-ка...» музыка обрывается! Хорошо, что у Петуха много верных друзей—смешная Хрюшка, грациозная Кошка, Лягушка со своим дребезжащим «кваква». Даже молодые петушки Кук, Рек и Ука не остаются в стороне. Все хотят помочь Петуху, а для этого нужно найти Корове колокольчик, который она потеряла. Только в обмен на колокольчик Корова согласилась отдать Петуху его главное слово. «Колокольчик, отзовись!»—слышишь, музыкант отвечает на эти слова тихим звоном настоящего оркестрового колокольчика. Найден колокольчик, Корова сдержала слово и вернула петуху «Ку-ка-ре-ку». Больше не будет грустных мелодий, все друзья радуются за Петуха и поют вместе с ним его добрую песню. «Весеннее утро» — это не сказка, а вокальный цикл. Так композиторы называют несколько песен, объединенных в одну историю, рассказывающую об одном герое. Герой этой музыки — обыкновенный ребенок, такой же, как ты. Да, да, не удивляйся! Разве не бывает у тебя весенним утром хорошего настроения, когда хочется выйти из дома погулять и посмотреть, как кругом всё просыпается — и деревья, и птицы, и капель звенит, и на душе так хорошо, что хочется запеть! Такое настроение в начале и конце цикла. А в середине с героем происходят разные вещи. Следи за музыкой внимательно, и ты увидишь, как она меняется. То становится надоедливой и нудной, ведь так скучно слушать постоянные замечания взрослых: «Держи меня за руку», «Не пой», «Не бегай». То, наоборот, звучит очень нежно и ласково, когда рассказывает о Королеве цветов. А когда ты услышишь быстрые гаммы и резкие скачки — это значит, что наш герой прыгает на расчерченном асфальте, играет в «Черточки и квадраты». Он ходит в гости к Волшебнику, приделывает себе хвост, отчаянно хвастается, а иногда и грустит, как например, в песне «Одиночество». Тогда музыка звучит медленно, и печально переговариваются между собой инструменты, аккомпанирующие певице. Вот и все, что я хотела рассказать тебе о музыке, которую ты сейчас услышишь. Поспеши ей навстречу! Л. Филиппова |