4 дня
О сайте1 | М10 49413 008 1990 |
Сторона 1 ДЖ. ВЕРДИ (1813— 1901) Песенка Герцога («Риголетто», 3 д.)— 2.16 022132 (4315). Москва, 1909 г. Ария Альфреда («Травиата», 2 д.) — 3.51 022158 (2062с). Петербург, октябрь 1910 г. ДЖ. МЕЙЕРБЕР (1791 — 1864) Речитатив и романс Рауля («Гугеноты», 1 д.) — 4.21 Пробный диск... (2688с). Петербург, октябрь 1912 г. Ж. БИЗЕ (1838 — 1875) Романс Надира («Искатели жемчуга», 1 д.)— 4.03 022143х (434 1/2 S). Москва, 1909 г. Ж. МАССНЕ (1842 — 1912) Ария Вертера («Вертер», 3 д.) — 2.58 022190 (2057с). Петербург, октябрь 1910 г. Грезы де Грие («Манон», 2 д.) — 3.16 2-52853 (17826b). Петербург, август 1913 г. ДЖ. ПУЧЧИНИ (1858 — 1924) Ария Рудольфа («Богема», 1 д.) — 4.06 022296 (2679с). Петербург, октябрь 1912 г. На итальянском языке (6) Оркестр Gramophone Company Ltd. Дирижер Бруно Зайдлер-Винклер (1—4) Записи Gramophone Company Ltd. Сторона 2 ДЖ. ВЕРДИ (1813 — 1901) Песенка Герцога («Риголетто», 3 д.) — 2.23 4-22861 (1881 ЗЬ). Петербург, декабрь 1914 г. Ж. БИЗЕ (1838— 1875) Романс Надира («Искатели жемчуга», 1 д.) — 4.10 Пробный диск... (2845с). Петербург, август 1913 г. К. ДАВЫДОВ (1838— 1889) Какое счастье, соч. 25 № 3 (А. Фет) — 2.40 4-22695 (17969b). Петербург, октябрь 1913 г. С. РАХМАНИНОВ (1873— 1943) У моего окна, соч. 26 № 10 (Г. Галина) —2.18 4-22400 (16867b). Петербург, октябрь 1912 г. М. БАГРИНОВСКИЙ (1885—1966) Отдай мне эту ночь (Г. Галина) — 1.30 4-22397 (16866Ь). Петербург, октябрь 1912 г. Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844 — 1908) Песня Индийского гостя («Садко», 4 к.) — 3.18 Odeon XX 1247ооА (Охх 615). Берлин, ок. 1929 г. Величальная песня Садко («Садко», 6 к.) — 3.18 Odeon хх 1247оо В (Охх 614) Берлин, ок. 1929 г. Эй, ухнем, русская народная песня (обр. Г. Дудкевича) — 3.54 Parlopbon Р53401 (2-2161 1э) Columbia 8370. Берлин, ок. 1929 г. На итальянском языке (2) Оркестр Gramophone Company Ltd. (1, 2) Фортепиано (3 — 5) Оркестр Берлинской государственной оперы (6, 7) Дирижер Фридер Вайсман (6, 7) Георгий Дудкевич, фортепиано (8) Записи Gramophone Company Ltd. (1 — 5), компании Odeon — Parlophon (6 — 8) Указаны исходные каталожные и матричные (в скобках) номера фонограмм При реставрации использованы фономатериалы из собрания Ю. Б. Перепелкина (Ленинград) Реставратор Е. Дойникова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Столяров Д. А. Смирнов родился в Москве 7(19) ноября 1882 года в семье купца третьей гильдии. В шесть лет он потерял отца, воспитывался отчимом. Обучение начал в коммерческом училище. Его основной педагог по вокалу — выдающаяся русская певица Э. К. Павловская, кроме того он занимался в Милане у В. Вандзо, консультировался в Париже у известного тенора Л. Эскалаиса. Профессиональную деятельность Смирнов начал в «Товариществе артистов Московской частной оперы», руководимом М. М. Ипполитовым-Ивановым и С. И. Мамонтовым, на сцене театра «Эрмитаж» в 1903 году. В 1904 году Смирнов стал солистом Большого театра и быстро выдвинулся в число ведущих артистов русской оперы, постоянно выступая в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным, А. В. Неждановой, позднее с Л. Я. Липковской, Ф. И. Литвин, Г. А. Баклановым и другими прославленными мастерами. Д. А. Смирнов с равным успехом исполнял партии в русских операх и операх зарубежных авторов, был участником премьеры «Франчески да Римини» С. В. Рахманинова под управлением автора (в Большом театре 11 января 1906 г.), первых постановок в Большом театре опер «Садко» Н. Римско-го-Корсакова и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. С 1907 года Смирнов пел также и на сцене Мариинского театра, являясь, как Шаляпин и Собинов, одновременно премьером двух крупнейших русских театров. Очень быстро сложилась блестящая мировая карьера певца. Смирнов был участником первого «Русского сезона», организованного С. П. Дягилевым в Париже в 1907 году. Более того, «Русские исторические концерты» открылись (16 мая) первым действием «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, и Д. А. Смирнов исполнением двух песен Баяна первым из артистов представил парижанам русское оперное искусство. Успех Смирнова в последующих концертах был также велик. Его сравнивали с Карузо, и даже отдавали ему предпочтение. В следующем году Смирнов исполнял в Париже партию Самозванца в восьми спектаклях «Бориса Годунова» с участием Шаляпина. Вместе с Шаляпиным Смирнов неоднократно выступал в театре «Казино» в Монте-Карло, собиравшем лучшие артистические силы из Европы и из-за океана. Соперничая в Монте-Карло со знаменитейшими тенорами мира в итальянских операх, Смирнов, так же как и Шаляпин, имел не меньшим успех и в русских операх. Так, в «Русалке» А. С. Даргомыжского он пел в театре «Казино» вместе с Ф. И. Литвин и Ц. Д. Давидовой и отличился не меньше, чем в бойтовском «Мефистофеле». В течение двух сезонов (1910 — 1912 гг.) Смирнов совершал длительные гастроли в США, пел на сцене «Метрополитен опера», где в это время подвизались Э. Карузо, Дж. Мак-Кормак, Ф. Константи-но, Л. Слезак и еще около десяти теноров мирового класса. Молодой певец смело вступил с ними в соревнование, Он пел в «Риголетто» и «Травиате» Дж. Верди, «Богеме» Дж. Пуччини, «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно — в спектаклях, где блистали Карузо и другие звезды. Его партнерами были Л. Липковская, П. Амато, Л. Тетраццини, М. Рено, А. Дидур, А. Скотти, за дирижерским пультом (в «Богеме») стоял Артуро Тосканини. О признании, которое получил Д. Смирнов в Нью-Йорке, говорит его участие в гала-спектакле (25 января 1912 года), в котором русский артист исполнял партию Рудольфа в первом действии «Богемы», а Энрико Карузо — Канио в первом действии «Паяцев» Р. Леонкавалло. В. В. Андреев, гастролировавший одновременно со Смирновым в Америке, свидетельствовал об успехе певца: «Когда пел наш тенор Смирнов, американцы говорили: «Как прекрасно русское искусство». Если в США Смирнов выступал в итальянских и французских операх (только в концертах он исполнял романсы русских композиторов), то его дебютом в Лондоне (в 1914 году) стала партия Левко в «Майской ночи» Н. Римского-Корсакова. Завоевать признание зарубежной аудитории в неизвестной ей опере, исполнявшейся на русском языке, было еще сложнее. Но Смирнов снова вызвал восторги и слушателей, и прессы. Несмотря на присутствие в Лондоне Карузо, газеты писали: «Такого тенора Лондон еще не слышал». До 1937 года, когда после смерти жены (певицы Л. П. Мальцевой), выдающийся артист прекратил концертную деятельность, Смирнов выступал на лучших сценах и в концертных залах многих стран мира. В 1926 — 1936 годах Смирнов целые сезоны работал в СССР, выступал в Тифлисе, Баку, Одессе, Киеве, Харькове, в городах Поволжья. В Ленинграде он пел в «Риголетто», «Травиате», «Ромео и Джульетте», а также «Искателях жемчуга» Ж. Визе, «Евгении Онегине», «Пиковой даме» П. Чайковского, дал множество концертов. В Москве спектакли с участием Смирнова транслировались по радио. Среди многочисленных зарубежных выступлений артиста в это время выделяются его триумфы в «Пиковой даме» в Вашингтоне и концерты в Нью-Йорке совместно с дирижером Сергеем Кусевицким (1926 год), парижские спектакли «Русалка», «Садко», «Князь Игорь» и другие вместе с Ф. И. Шаляпиным (1930 год). В 1932 году румынская газета «Рампа» писала после гастролей Смирнова в Бухаресте (в «Лакме» Л. Делиба и «Богеме» Дж. Пуччини): «Смирнов был и остается исключительным артистом, который смог завоевать весь мир». Последние годы жизни артиста прошли в Прибалтике. Он жил в Таллинне, затем в Риге. Здесь в 1940 году артист заявил о своем намерении вернуться на концертную эстраду, сделал свои последние записи на пластинки. Смирнов хотел вернуться в родную Москву. На осень 1941 года планировались его концерты и в Ленинграде, но этому помешала начавшаяся война. Скончался прославленный певец в Риге 27 апреля 1944 года. В историю вокального искусства Смирнов вошел как один из крупнейших вокалистов-виртуозов. Его самобытная, оригинальная вокальная техника опиралась на достижения итальянских, французских, испанских артистов. С. Я. Лемешев писал, что «в техническом мастерстве он (Смирнов) превзошел многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам научился у них многому». Блеск вокальной техники Смирнова иногда заслонял от слушателей утонченность художественного замысла. Между тем вокальная виртуозность Смирнова несла в основном служебную функцию. Певец-виртуоз, снискавший славу в эпоху расцвета дарований Карузо, Бончи, Джильи и Скипа, Смирнов был замечательным представителем русского музыкального театра, достигшего мирового признания на рубеже второго десятилетия XX Записи артиста свидетельствуют об этом с достаточной полнотой. Трактовка Смирновым многих образов русской оперной классики отличается оригинальностью, и глубиной замысла, и убедительностью воплощения. Среди них выделяется партия Ленского; Смирнова можно считать единственным современником Л. В. Собинова, сопоставимым с великим русским артистом в этой роли. Ленского в исполнении Смирнова отличают большая эмоциональность, романтическая взволнованность. Собинов и Смирнов — артисты, которым современники приписывали соперничество. В жизни их связывали дружеские отношения, на сцене они были самобытными художниками — с классической гармонией образов Собинова контрастировали романтические персонажи Смирнова. Большинство записей Д. А. Смирнова (около шестидесяти) было выполнено в период 1909—1914 годов крупнейшим граммофонным производством — «Gramophone Company» в Петербурге, Москве, Париже. Пластинки с записью голоса певца выпускались односторонними, что было в эти годы привилегией самых знаменитых артистов, и ценились наравне с записями Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова. В 1921 — 1925 годах в Лондоне было записано еще около двадцати пяти пластинок. Вместе с некоторыми более ранними они входили в «интернациональную» серию "His Master's Voice", в которой выпускались записи лучших артистов мира. Настоящая, седьмая пластинка завершает полное собрание записей Д. А. Смирнова. Недавно в США были изданы концертные записи, приписываемые Смирнову без должного основания. Безусловно, спорные по вопросу принадлежности их артисту, они не использованы в этом издании. Ю. Перепелкина Из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» |