1 день
О сайте11 2 | С90 29743 000 1990, дата записи: 20.01.1963 |
A1 Сольный танец "Стой! Остановись и послушай, грешник Джим Уитни!" / Stop! Look! Аnd Listen Sinner Jim Witney 6:34 A2 Соло двух танцовщиков "Сердца бьются и обнимаются" / Hearts' Beat And Shades In Physical Embraces 6:42 A3 Групповой танец "Свободная женщина и крик рабов Свободы" / Free Woman And Oh, This Freedom's Slave Cries 7:18 B1 Танец трио и группы "Стой! Слушай И пой песнь Революции" / Stop! Look! And Sing Song Of Revolutions B2 Сольные танцы и групповой танец "Святой и Грешница ликуют на поле брани" / Saint And Sinner Join Merriment On The Battle Front B3 Групповой и сольный танцы "О любви, боли и страстном бунте. Прощай, возлюбленная, до свидания в день Свободы" / Of Love, Pain And Passioned Revolt, Then Farewell, My Beloved' 'Til It's Freedom Day |
01 01.Stop! Look! Аnd Listen Sinner Jim Witney / Сольный танец "Стой! остановись и послушай, грешник Джим Уитни!" 02.Hearts' Beat And Shades In Physical Embraces / Соло двух танцовщиков "Сердца бьются и обнимаются" 03.Free Woman And Oh, This Freedom's Slave Cries / Групповой танец "Свободная женщина и крик рабов свободы" 02 Stop! Look! And Sing Song Of Revolutions / Танец трио и группы "Стой! Слушай и пой песнь революции" Saint And Sinner Join Merriment On The Battle Front / Сольные танцы и групповой танец "Святой и грешница ликуют на поле брани" Of Love, Pain And Passioned Revolt, Then Farewell, My Beloved' 'Til It's Freedom Day / Групповой и сольный танцы "О любви, боли и страстном бунте. Прощай, возлюбленная, до свидания в день свободы" Состав: Чарльз Мингус – контрабас, ф-но (01), альт-саксофон (02) Рольф Эриксон, Ричард Уильямс – трубы (01) Квентин Джексон – тромбон (01) Дон Баттерфильф – туба (01) Джером Ричардсон – сопрано- и баритон-саксафоны, флейта (01) Дик Хафер – тенор-саксафон, флейта (02) Джеки Баярд – ф-но (02) Джей Берлинер – гитара (02) Дэнни Ричмонд – ударные (02) Записано 20.01.1963 из коллекции Д.Э.Голлера Составители: А.Н.Каменский, М.М.Нейшуллер Реставрация Т.Павловой Редакторы: Д.П.Ухов, К.К.Тихонравов Художник В.Т.Садковкин Пластинка подготовлена при содействии Московского джазового клуба филофонистов "Модус" © ВТПО "Фирма Мелодия", 1990 |
вкладыш, внутренняя сторона Этот альбом представляет музыку Чарлн Мингуса — выдающегося джазового музыканта. Его деятельность была весьма многогранной. Он был композитором и аранжировщиком (написал более двухсот опусов и бессчетное количество аранжировок), инструменталистом (виртуоз-контрабасист и оригинальный пианист), руководителем ансамблей (от дуэта до биг-бэнда). Кроме того, Мингус в 1952 г. основал для начинающих музыкантов свою фирму грамзаписи, а в 1960 г. — первый альтернативный фестиваль джаза в США, функционировавший одновременно со знаменитым нью-порт-ским фестивалем. Он также открыл целую плеяду, ставших впоследствие знаменитыми, джазовых музыкантов (Р. Кёрк, Э. Долфи, Д. Байярд, Дж. Кнеппср, Дж. Хенди и др.). Чарли родился 22 апреля 1922 г. в городе Ногалесе, штат Аризона, и рос в негритянском гетто Сан-Франциско. Он рано потерял мать и воспитывался мачехой. Обстановка унижения и притеснения, существовавшая в гетто повлияла и на мировоззрение и на характер Мингуса, что не могло не отразиться и на его творчестве. Интерес к музыке проявился у Чарли довольно рано. Он слушал госпел в церкви и грампластинки блюзов и новоорлеанских оркестров. Однако наиболее сильное впечатление, по свидетельству самого Мингуса, на него произвела музыка оркестра Дюка Эллингтона. Кстати, влияние музыки и личности этого великого маэстро джаза на Чарли можно проследить на протяжении всего его творчества и данная запись, как вы и сами сможете в этом убедиться, подтверждает это. Музыкальная одаренность Мингуса проявилась еще в детстве. Он учился играть на разных инструментах: сначала на тромбоне, затем на виолончели, и только потом на контрабасе и фортепьяно. Мингус принимал участие в ансамблях Л. Армстронга (1941 — 1943 гг.), К. Ори и Л. Хэмптона (194G—1948 гг.), Р. Норво (1950—1951 гг). В трио этого последнего Мингус впервые выступал как равноправный солист вместе с Р. Норво (виброфон) и Т. Фарлоу (гитара) — инструменталистами высокого класса, от которых он почерпнул такие идеи: построение музыкальной пьесы как единого целого и игра без аккомнонимента. В 1953 г. Чарли участвует в знаменитом концерте в Мэсей-холл вместе с такими корифеями как Паркер, Гиллеспи, Пауэлл и Роуч. Фрагменты из этого концерта приводятся на недавно изданных пластинках фирмы «Мелодия», посвященных творчеству Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Таким образом, к середине 50-х годов Мингус приобрел большой опыт работы с различными музыкантами самых разных стилей (от новоарлеанского до бибопа) и сформировался как отличный инструменталист-контрабасист. Кроме того, он прекрасно знал европейскую музыку (особенно авангардную). Все это вместе взятое не могло не сказаться на его дальнейшем музыкальном творческом пути в то время, когда он уже приоберл свое неповторимое оригинальное творческое лицо. Его музыка — это органический сплав афроамериканского фольклора, церковной музыки, классического и современного джаза, европейской симфонической и камерной музыки. В середине 50-х годов Мингус организует «Джазовую мастерскую», которая объединила группу музыкантов-единомышленников, работавших над осуществлением новых музыкальных идей. Речь шла о выработке оригинальных приемов построения композиции и аранжировки. В то время в эту творческую мастерскую входили такие видные музыканты, как Т. Масеро, Т. Чарльз и Дж. Ля Порта. В результате их их исканий были записаны произведения в совершенно новом стиле, который позднее получил название «третье течение» в джазе. Интересно, что некоторые сочинения Мингус специально написал для симфонического оркестра. Он использовал в них элементы атональной музыки А. Шёнберга. При этом следует подчернуть, что только в настоящее время использование атональных элементов стало широко применяться многими музыкантами в джазе. Новаторство Ч. Мингуса проявилось также и в использовании коллективной импровизации в сочетании с новыми ритмическими и гармоническими находками. Это придавало его ансамблю совершенно новое, оригинальное звучание. Он коренным образом изменил ритмическое построение композиции. Обычно джазовые пьесы исполнялись в постоянном темпе и ритме. Мингус же создал и использовал приемы изменения темпа и ритма во время исполнения одной и той же пьесы, что подчеркивало мелодические и гармонические особенности этой композиции (или аранжировки) и значительно усиливало эмоциональное впечатление у слушателя. Обычно Чарли руководил игрой своего ансамбля, играя на контрабасе, которым владел в совершенстве (в чем вы легко сможете убедиться, прослушав этот диск), и мог легко и естественно играть с пятью различными темпами. Все эти нововведения выдвинули Мингуса не только в первые ряды джазовых композиторов, инструменталистов и лидеров, но и, на наш взгляд, создали своеобразный органический сплав, который можно было бы назвать «музыкой Чарли Мингуса». Слушая многие его композиции, трудно представить себе, что они исполняются в виде свободной коллективной импровизации музыкантов. Однако, в действительности это было именно так. Конечно, исполнению предшествовала длительная и кропотливая, нередко изнуряющая музыкантов работа. К тому же Чарли был человеком сложным, противоречивым, с тяжелым характером, психически неуравновешенным (он неоднократно лечился в психиатрических клиниках). С ним нелегко было общаться и работать и, тем не менее, большинство музыкантов, игравших с ним, не только уважали, но и любили его, тянулись к нему и стремились работать в его ансамблях. Как правило, Мингус исполнял свои собственные композиции. Он серьезно относился к содержанию своей музыки, к ее эмоциональному воздействию на слушателя. И действительно, это серьезная музыка, требующая от слушателя активного эмоционального и интеллектуального восприятия и сопереживания. Большинство своих композиций Мингус считал протестом против дискриминации негритянского населения в США и против унижения человека вообще. Мингусом было записано на пластинки около 60 авторских альбомов и, кроме того, он участвовал в записи еще более, чем 100 дисков, выходивших под заглавным именем других музыкантов. Даже за несколько месяцев до своей кончины (он умер в январе 1979 г.), разбитый параличей он, сидя в кресле, давал указания исполнителям в студии, записывая свой последний альбом. Предлагаемый вашему вниманию диск был записан 20 января 1963 г. на студии фирмы «Кэпитол» в Нью-Йорке (продьюсер Б. Тиил, звукоинженер Б. Симпсон). Однако, выпустила альбом фирма «ABC». На конверте указывалось, что исполнители — «Чарли Мингус, новый фольклорный ансамбль» и поэтому предлагаемая запись рекомендовалась не как обычно для этой фирмы —«Новая волна джаза», а как «Новая волна фольклорной музыки», т. е. фирма «ABC» анонсировала это произведение в жанре этнической фольклорной негритянской танцевальной музыки. После того как вы прослушаете альбом выяснится, что это не совсем соответствует действительности. Сам Мингус определил жанр этой пьесы — балетная сиюта. В сю творчестве *то было единственным обращением к этой форме. Очевидно, что его внимание к сюите произошло под влиянием таких эллингтоновских сюит как «Черное, коричневое и бежевое» и «Гарлемская», которыми Мингус восхищался. Вот, что сам автор говорит о замысле своей сюиты: «Я написал эту музыку для того, чтобы ее можно было слушать и под нее танцевать. Это музыка всей моей жизни от рождения и вплоть до того дня, когда я впервые услышал Ч. Паркера и Д. Гиллеспи. Теперь они опять со мной». Интересным представляется и мнение о содержании музыки этой сюиты доктора-пси-хиатора Э. Поллака, лечившего Мингуса. Чарли попросил его прослушать всё произведение и высказать ему свои соображения. Приводим отрывок из мыслей Поллака по этому поводу: «Для меня это сочинение содержит как личное, так и социальное в опыте Чарли. Он необыкновенно эмоциональный человек и постоянно ищет контакт с людьми. Он не может принять свое одиночество и вообще разобщенность людей. Он хочет любить и быть любимым... Его музыка — это призыв к уважению, к любви, к пониманию, к свободе... Он стремится к тому, чтобы негры не были одиноки, чтобы все человечество объединилось в революционно;,! порыве против такого общества, которое ограничивает свободу и права человека». Жанр сюиты открыл перед Мингусом возможность более полно выразить свои композиторские замыслы. И вместе с тем в пьесе прослеживаются ряд влияний. Прежде всего это печать влияния «изощренной» музыки Эллингтона. Это нетрудно заметить в интродукции Д. Байярда на фортепьяно во введении ко второму фрагменту; в различных соло на альт-саксофоне Ч. Мариано, местами напоминающими Д. Ходжеса; в граул-эффекте на тромбоне К. Джексона, проработавшего в оркестре Эллингтона 11 лет. Мингус расположил свою саксофонную секцию, состоявшую из трех инструменталистов, таким образом, чтобы она звучала так же мощно, как эллингтоновская, состоявшая обычно из 4—5 саксофонистов. И вместе с тем, исходная простота музыкального материала, его полиритмическое развитие, структурное использование пассажей с ускорением и замедлением темпа, модальный характер всех сольных импровизаций, многие из которых основаны на испанской мелодике — все это свидетельствует о том, как далеко ушел от «подражания» Эллингтону в этой сюите- Мингус, создав на основе творческого эксперимента оригинальное произведение программного джаза. Следует также отметить, что единственная сюита Мингуса более цельное и менее эклетичное произведение, на наш взгляд, чем написанные к тому времени сюиты Эллингтона. Мингус указывал, что сюита была задумана им как непрерывная пьеса, но он был вынужден придать ей фрагментарный характер по коммерческим соображениям. Однако, используя технику «наложения» записи и редактирования, Чарли преодолевал фрагментарность пьесы. Ч. Мариано рассказывал о том, как по команде Мингуса он начинал и заканчивал играть. И эта новая запись «налагалась>#|на уже записанную фонограмму ансамбля Мингуса. Всего было сделано более 50 таких наложений. Несмотря на новаторство и оригинальность, а может быть и благодаря им, сюита Мингуса не избежала и других влияний. Так, прослеживается влияние Дебюси в строгих пассажах духовых инструментов. Можно заметить также и влияние Равеля в испанской манере игры на гитаре Д. Берлинера. Сказалось и влияние Тейтема в игре на фортепьяно самого Ч. Мингуса на второй стороне этой пластинки. Дело в том, что Мингус продемонстрировал два соло на фортепьяно для того, чтобы показать пианисту ансамбля Д. Байярду чего он хочет он него добиться. Продьюсеру записи Б. Тиилу игра Мингуса понравилась и он решил остановиться на этой записи, а не перезаписывать этот фрагмент в исполнении Байряда. В результате вы можете услышать довольно редкое исполнение Мингуса на фортепьяно и по достоинству оценить эту грань его многостороннего таланта. Обратите также внимание и на соло Мингуса на контра-., басе и маримбо. Великолепное впечатление производит «рыдающее» соло на альте Ч. Мариано; теноровая партия Д. Хафера, играющего центральную тему; соло на саксофоне-сопрано Д. Ричардсона на первой стороне пластинки и его же лирическое соло на флейте; соло Д. Хафера на второй стороне. Б целом, прослушав эту сюиту, становится ясно, что это безусловно не только музыка для прослушивания, но и танцевальная музыка, открывающая широкий простор для темпераментного и динамичного современного балета. И вместе с тем, нельзя не ощутить, если и не осознать, новаторский вклад Чарли Мингуса в музыкальную форму джаза. Этими соображениями мы и руководствовались, отбирая именно это произведение, знакомя филофонистов и любителей джазовой музыки с творчеством Ч. Мингуса. Аркадий Каменский, Марк Нейшуллер. |