3 дня
О сайте7 2 | С10 28215 004 1989, дата записи: 1982, 1984 гг. |
Сторона 1 Дж. Каччини— Ave Maria — 7.33 Обработка О. Янченко На латинском языке С. Рахманинов — Не пой, красавица (А. Пушкин) — 4.37 М. Сахаров — Я вас любил (А. Пушкин) — 3.21 Я. Медынь — Грезы (автор слов неизвестен) — 4.25 Скажи мне ласковое слово, старинный романс (авторы музыки и слов неизвестны) — 3.07 Переложения Т. Докшицера Ирина Архипова, меццо-сопрано (1) Иван Козловский, тенор (2 — 5) Тимофей Докшицер, труба Олег Янченко, орган (1) Майя Водовозова, фортепиано (2 — 5) Академический Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Художественный руководитель Людмила Ермакова (1) Записи из Большого зала Московской консерватории 20 февраля 1984 г. (1) и 1982 г. (2 — 5) Сторона 2 Д. Шостакович Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 35 — 22.00 1. Allegretto 2. Lento 3. Moderato 4. Allegro con brio Виктория Постникова Соло на трубе — Тимофей Докшицер Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский Запись из Большого зала Московской консерватории 10 апреля 1982 г. Звукорежиссеры: В. Мецгер (1), И. Вепринцев (2 — 5), Л. Доронина (6) Редактор И. Слепнев. Художник Е. Семенов Ансамбль издавна утвердил себя как один из самых тонких и многообразных жанров музыкального исполнительства. Особенно камерный ансамбль, требующий от исполнителей профессионального совершенства и яркой художественной индивидуальности. Музицирование в ансамбле носит характер доверительной беседы-откровения, дает возможность духовного и эмоционального взаимообогащения. И потому не может не привлекать к себе истинных художников, солистов высочайшего класса, которые, выступая в ансамбле, раскрывают себя как бы в новом творческом качестве. Уникальный в своей области солист, трубач-виртуоз народный артист РСФСР Т. А. Докшицер обращался к творческому содружеству с целым рядом крупнейших музыкантов современности. Среди исполнителей данной программы значатся имена народных артистов СССР И. К. Архиповой, И. С. Козловского, Г. Н. Рождественского. Этих выдающихся мастеров отличает не только огромная музыкальная культура, но и трепетно-благородное отношение к искусству, постоянное стремление постигать его во всей неисчерпаемости. И Докшицер по праву оказался для них достойным партнером. Индивидуальность его редкого музыкального дарования давно уже признана во всем мире. В качестве солиста ему довелось играть во многих странах Европы, США с целым рядом крупных оркестров и дирижеров. «Каждый раз меня глубоко захватывает не только блестящая техника, но и высокоинтеллектуальное внутреннее содержание, сама культура игры на этом инструменте, для которой я нахожу только одно определение: «вершина мастерства» — так характеризует талант трубача немецкий дирижер Курт Мазур. «Докшицер моделирует каждую фразу так искусно, что ему могли бы позавидовать многие известные певцы и инструменталисты», — отмечала болгарская газета «Работническо дело». Его репертуар поражает диапазоном: Вивальди, Гендель, Бах, Гуммель, Гайдн, Равель, отечественная музыка — Рахманинов, Чайковский, произведения современных композиторов — Щедрина, Эшпая, Гершвина... Специально для Докшицера написаны концерты Тамберга, Вайнберга, К. Мейера. Как солист оркестра Большого театра Союза ССР замечательный артист своими соло украшал в течение 37-ми лет многие спектакли. Окончив дирижерский факультет, он в 50-х годах успешно руководил спектаклями Большого театра «Травиата», «Фауст», «Вертер» и другими. Дирижерская деятельность сыграла для Докшицера определенную роль в приобретении опыта ансамблиста. Но, по существу, весь почти полувековой блестящий артистический путь Докшицера, запечатленный в значительной мере в грамзаписях (их около 40), свидетельствует, насколько тесно взаимосвязаны в его творческой жизни сольное исполнительство и искусство ансамблиста, как постоянно возрастает интерес музыканта к ансамблевой игре в самых разнообразных вариантах. Еще в молодые годы Докшицер создал квартет духовых инструментов из числа солистов оркестра Большого театра. Позже он часто играл в дуэтах, например, с пианистом, профессором А. Б. Гольденвейзером, виолончелисткой Н. Гутман. Возвышенной красотой, одухотворенностью трактовки отмечено исполнение собственных переложений прелюдий Баха из «Хорошо темперированного клавира» в дуэте с органом. Вот где полностью проявились качества, охарактеризованные одним из зарубежных рецензентов: «Докшицер умеет петь на своем инструменте с особой теплотой, нежностью и мягкостью, играть с такой быстротой и легкостью, словно он виртуознейший скрипач». Такая манера звуковедения, на редкость певучая и проникновенная, сочетается в игре Докшицера с умением открывать неизведанные выразительные возможности инструмента. Труба становится у него инструментом многотембровым, способным воссоздать самые утонченные оттенки, богатейший колорит звучания — от приглушенно-сумрачного в низком регистре до светло-серебристого, сверкающего в верхнем. Программа данной пластинки впечатляет как по жанрам, так и по представляемым авторам. В Концерте № 1 для фортепиано с оркестром Д. Шостаковича (дирижер Г. Рождественский) Докшицер, исполняющий партию солирующей трубы, выступает партнером пианистки, лауреата международных конкурсов Виктории Постниковой. Музыка Концерта, написанного Шостаковичем в начале 30-х годов — вскоре после оперы «Нос» по Гоголю, балетов «Золотой век», «Болт», музыки к сатирическим пьесам Маяковского «Клоп», «Мистерия-буфф», сверкает юмором, полна дерзкой бравады, особенно ярко отличающей раннее творчество композитора. В четырехчастном цикле Концерта (с маленькой, типа интермеццо, третьей частью) труба выступает в равнозначном диалоге с фортепиано. Ее яркая, звончатая партия в первой части выражена мелодией-песенкой, исполненной веселого озорства и задора. В том же характере, но в жанре четко акцентированного, шутливого марша, решена и главная тема финала, порученная трубе. Особо выделяется средний эпизод финала. Он написан в сложнейшем для трубы штрихе, которым Докшицер владеет блистательно. Поистине фантастической представляется «летучая» сверкающая атака трубы в коде Концерта. На первой стороне диска Докшицер выступает в ансамбле с солирующим голосом, хором, органом и фортепиано. Во всех произведениях партия трубы аранжирована им самим. Выдающийся мастер, блистательная вокалистка И. Архипова сделала точный выбор, пригласив Докшицера партнером для исполнения проникновенной и возвышенной музыки "Ave Maria" итальянского композитора XVII века Джулио Каччини. Редкостная кантипенность звуковедения позволила Докшицеру и ранее исполнять целый ряд произведений вокальное репертуара (напомним «Канцону» Листа, «Весенние воды» Рахманинова). В "Ave Maria" каждого партнера и весь ансамбль в целом отличают классическая стройность и чистота звучания, возвышенная строгость интерпретации. Неизъяснимую прелесть придает непривычный для трубы матово-сумрачный колорит в среднем регистре. Это вносит в строгую статуарность арии внутреннее эмоциональное движение. Дуэтный ансамбль Докшицера с И. С. Козловским более чем закономерен. Изобретательность и фантазия Ивана Семеновича в этой сфере поистине неутомимы. В каких только ансамблевых составах ни выступал он за время своей поразительной по долголетию и насыщенности творческой деятельности! Звучание романса Рахманинова «Не пой, красавица», более привычное с аккомпанементом фортепиано и виолончели, в данном исполнении совершенно преображается. Соло трубы во вступлении и всех инструментальных рефренах буквально завораживает проникновенной грустью, певучей прелестью; еще не успевает прозвучать начальная пушкинская фраза у голоса, а уже вся глубина смысла выражена в игре трубача-художника. И далее Докшицер «инкрустирует» аккордовое фортепианное сопровождение тончайшими тембровыми открытиями, воссоздавая краски разных инструментов, но притом неизменно сохраняя единство настроения. В постлюдии романса голоса певца и трубы льются легко, привольно, парят, нежно истаивая вдали. Мягкие, пастельные звуковые тона найдены Докшицером в двух других романсах, исполняемых с И. С. Козловским, — «Грезах» латышского композитора Я. Медыня и русском лирическом романсе «Скажи мне ласковое слово» (авторы неизвестны). Есть нечто символическое в присутствии на этой пластинке Пушкинской поэзии (кроме романса Рахманинова, на стихи поэта написан » романс и М. Сахарова «Я вас любил»). Ей созвучно высокое художественное совершенство исполнения. Р. БАРАНОВСКАЯ-КУШНИР |
АОЛЗГ, 1989. На лицевой стороне конверта - И. Левитан. Весна. Большая вода |