2 дня
О сайте4 1 | С10 28021 006 1989, дата записи: 1986 |
Воспоминание (№ 1), Утренняя серенада (№ 2), Траурный марш (№ 3), Романс (№ 11), Мазурка (№ 10), Ноктюрн (№ 8), Грезы (№ 5), Экспромт (№ 4), Размышление (№ 7). А. Бахчиев |
А. РУБИНШТЕЙН ПЕТЕРГОФ, альбом пьес для фортепиано, соч. 75 Сторона 1 No 1. Воспоминание — 6.25 No 2. Утренняя серенада — 2.40 No 3. Траурный марш — 6.08 No 11. Романс — 5.25 No 10. Мазурка — 2.30 Сторона 2 No 8. Ноктюрн — 5.21 No 5. Грезы — 6.42 No 4. Экспромт — 2.46 No 7. Размышление — 8.21 АЛЕКСАНДР БАХЧИЕВ Звукорежиссер М. Пахтер Редактор И. Слепнев Фортепианное творчество Антона Григорьевича Рубинштейна очень велико по объему, разнообразно по формам (концерты, сонаты, пьесы, вариации, фантазии и т. д.). Музыка эта неравноценна и в большой степени забыта сегодня. Вместе с тем, следует помнить, что произведения, созданные для своего инструмента одним из величайших пианистов, представляют собой первую в России концертную в полном смысле литературу. Благодаря именно Рубинштейну, русская фортепианная музыка вышла из салонов и гостиных на большую эстраду. Справедливы слова Б. В. Асафьева: «Право же, без Рубинштейна у нас долго бы не научились писать для фортепиано». Действительно, в формировании русского фортепианного стиля роль этого композитора огромна. От его сочинений нетрудно проследить путь к Чайковскому (прежде всего), Аренскому, Лядову, Глазунову, Рахманинову и другим. Музыка Рубинштейна малых форм — это и виртуозные пьесы ярко концертного эстрадного плана, и танцевальные миниатюры — то блестящие, салонного типа, то с лирической окраской, и, наконец, пьесы песенно-романсного склада — они-то главным образом и представлены на данной пластинке. Говоря о фортепианной лирике Рубинштейна, необходимо выделить в первую очередь вокальное начало: впрочем, оно нашло очень яркое выражение во всех областях творчества этого автора — само собой в операх, романсах, а также в симфонической, камерно-инструментальной музыке (и оно же было, как известно, сильнейшей стороной его игры — так потрясавшее современников умение «петь пальцами»). Еще Шуман в своем отклике (1843 г.) на первый опус юного композитора — этюд «Ундина» — обратил внимание на «преобладание мелодического начала». «Это позволяет нам надеяться, — писал Шуман, — что автор уже начал понимать истинную природу музыки и что он будет развиваться в этом направлении все более и более успешно...» Спустя много десятилетий читаем у Асафьева: «Мелодия и мелодическое дышали в нем — исполнителе, и мелодией была его музыка, музыка мужественного лиризма, музыка света...» Не однажды возвращается Асафьев к этой мысли: «Оптимизм и мужественность лирики, широкое мелодическое дыхание, страстность, полнота звучания — свойство лучших рубинштейновских произведений...»; или: «Нельзя все-таки не оценить богатой мелодики Рубинштейна, как руководящей нити его музыки, как непосредственной и чуткой среды, передававшей его жизнеощущение...» Приведенные слова могут служить в большой мере характеристикой лирических пьес из альбома «Петергоф», составляющих в нем большинство. Альбом этот — в нем двенадцать номеров — был сочинен и издан в 1866 году (кстати, произведения такого рода — назовем еще «Каменный остров», «Петербургские вечера», «Музыкальные вечера» — т. е. собрания, серии пьес, объединенные общим названием, появились в России благодаря именно Рубинштейну). Конечно, здесь легко услышать все достижения романтического пианизма, фортепианного творчества первой половины столетия, например, в мелодике, строе интонаций, гармонии, фактуре; это неудивительно, ведь сам автор Петергофского альбома — крупнейший художник-романтик, и, естественно, Мендельсон, Шуман, Шопен — из первых его пристрастий. С другой стороны, многое здесь связано с традицией Глинки и бытового музицирования в России, инструментального и вокального. Цель настоящей записи — дать представление о фортепианной лирике Рубинштейна и одновременно о той части его творчества, которая забыта, как нам кажется, незаслуженно. «Там, где совпадали энергия, душевный подъем, вкус и артистизм, — получался блестящий результат», — говорил тот же Асафьев. Думается, что слова эти можно отнести к большинству пьес альбома «Петергоф». Такие из них, как «Воспоминание», «Грёзы», «Ноктюрн», «Романс», «Размышление», — развернутые фортепианные поэмы. Автор известной двухтомной монографии о Рубинштейне Л. А. Баренбойм говорит, что здесь композитор в большей степени, чем прежде, внимателен к разработке основного материала, стремится «раскрыть... эволюцию психологического состояния». «Утренняя серенада» и «Экспромт» — типично романтические маленькие «картинки настроения», полные света, воздуха. Лирический оттенок присущ и «Мазурке» — изящной танцевальной миниатюре. В «Траурном марше», стоящем несколько особняком в этой программе, — явное воссоздание героических образов романтического фортепианного искусства. Слушающему эту пластинку не раз вспомнятся «Песни без слов» Мендельсона (название это очень подошло бы к большинству пьес), иногда Шуман, Шопен, в «Марше» — Лист (какой-то стороной, может быть, “Funerailles"?), в «Мазурке» — Глинка, столь высоко чтимый Рубинштейном. И конечно же, предвосхищение Чайковского. Например, в среднем разделе «Грёз», тоже сольминорном, — интонации и даже характер движения «Баркаролы» из «Времен года», первая же фраза «Мазурки» (с остановкой на доминанте) удивительно напоминает начало знаменитого романса «Соловей». Вообще в сфере фортепианной лирики Рубинштейн, безусловно, такой же прямой предшественник Чайковского, как и в сфере лирики оперной (прежде всего это касается «Демона»). И, наконец, нельзя надивиться «чувству рояля», красоте звучания, мастерству виспользовании, охвате регистров. Через музыку Рубинштейна «передаются лучшие качества его исполнительской природы. Он умел блестяще излагать свои мысли на своем любимом инструменте...» (Б. Асафьев). Справедливо мнение Баренбойма: очень важно помнить, что в свое время музыка Рубинштейна «часто звучала на концертной эстраде, на сценах театров и в учебных заведениях, воздействовала на умы музыкантов, публики и учащейся молодежи, вызывая яростные споры и оказывая немалое влияние на музыкальное творчество тогдашней России...». Лучшее из написанного Антоном Григорьевичем Рубинштейном — настоящее, живое творчество великого артиста. Оно, безусловно, достойно внимания исполнителей, слушателей и в наши дни. А. Бахчиев, заслуженный артист РСФСР Пианист Александр Бахчиев (р. 1930) много времени уделяет возвращению на эстраду музыки, несправедливо забытой; это же относится к его записям. Целый ряд произведений русских композиторов сыгран и записан им впервые (соло и разного рода ансамбли с фортепиано). Кроме редко звучащих сочинений Мусоргского, Кюи, Балакирева, Лядова, Ляпунова, Аренского, Метнера, необходимо назвать и сочинения А. Рубинштейна. На пластинках записаны его избранные фортепианные пьесы, «Басни Крылова» (с Н. Исаковой), на радио — Coната для альта и фортепиано (с Г. Калачевой), Соната для фортепиано в четыре руки (с Е. Сорокиной). Исполнение и запись «Басен» и четырехручной Сонаты осуществлена впервые в СССР. |