5 дней
О сайте5 2 | М60 48449 005 1988 |
Сторона 1 Тико-тико (3. Абреу, Э. Дрейк) — 2.55 Кто (Ферско — Т. Сикорская) — 2.50 Любимая песенка (А. Цфасман — Н. Лабковский) — 3.02 Морской ветерок (Э. Лекуона —В. Крылов) —3.00 Песня Порги (Дж. Гершвин — С. Болотин, Т. Сикорская) — 2.45 Весенний вечер (обработка А. Цфасмана) — 3.00 Перелетные птицы (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов) — 2.58 Сторона 2 Мне так грустно (В. Уэлдон — В. Крылов) — 3.05 Матросская (И. Яффе — В. Крылов) — 2.35 Подожди, постой (А. Соколов-Камин — В. Крахт) — 3.05 Друг (К. Куз — Я. Зискинд, Н. Лабковский) — 3.15 Пора в путь-дорогу (В. Соловьев-Седой — А. Фатьянов) — 3.00 Медленный танец (Н. Раков) — 3.00 Интермеццо (А. Цфасман) — 3.00 Владимир Бунчиков (2), Леонид Кострица (7), Ружена Сикора (8—12), Ефрем Флакс (4, 5), Клавдия Шульженко (3); Михаил Кримян - кларнет (14). Записи 1945 г. (2 — 5), 1946 г. (1, 6—14) Из серии «Антология советского джаза» Реставратор Т. Павлова. Редактор Г. Скороходов. Художник Б. Дударев Записи 1940-х гг. Ленинградский завод, выпуск 08.09.1988 оборот конверта. типография завода. З. 1309-О-1526 |
«Александр Цфасман — личность в советском джазе почти легендарная. Артистический облик его многогранен: пианист, композитор, дирижер, аранжировщик, руководитель оркестра. И в каждой ипостаси он выразил себя глубоко и полно. Наследие А. Цфасмана не утратило значения и по сей день. Его музыка звучит так же свежо, как двадцать, тридцать, сорок лет назад. Завидное качество! В легкой музыке и джазе достичь этого совсем не просто, новые веяния и художественные ориентиры меняются здесь особенно часто»,— говорится в книге «Советский джаз», выпущенной издательством «Советский композитор» в 1987 году. Очередная серия «Антологии советского джаза» — подтверждение справедливости этой высокой оценки. В программу вошли произведения, записанные джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета. Александр Цфасман возглавил этот оркестр в сентябре 1939 года. Записи сделаны в последний период сотрудничества композитора со ставшим ему родным коллективом. В июне 1946 года Цфасман слагает с себя функции руководителя оркестра, но еще на протяжении нескольких лет встречается со своими музыкантами, чтобы записать с ними новые произведения на пластинки или подготовить программу для магнитной записи. Попытка организовать новый джаз-ансамбль, предпринятая в апреле 1946 года, когда Александр Наумович, еще находясь в штате Всесоюзного радиокомитета, занял пост заведующего музыкальной частью эстрадного театра «Эрмитаж», не принесла значительных результатов. Джаз-оркестр радио остался его самой яркой любовью. Не случайно он признавался, что в этот коллектив «вложил всего себя, без остатка — так, что на новое дело сил уже не хватит». В джаз-оркестре Всесоюзного радиокомитета Цфасман воспитал не только замечательных инструменталистов, но и плеяду певцов-солистов. Именно Цфасман привил вкус к джазовому пению Ивану Шмелеву, Владимиру Захарову, Владимиру Нечаеву. Александру Наумовичу принадлежит честь «открытия» Ружены Сикоры, которая по окончании музыкального училища в мае 1941 года становится солисткой цфасмановского джаза, а в первые послевоенные годы записывает с этим оркестром ряд песен, разнообразно раскрывших вокальный и артистический дар певицы. Две танцевальные пьесы в обработке А. Цфасмана — румба «Тико-тико» и медленный фокстрот «Весенний вечер» записаны 30 июля 1946 года. В это время состав цфасмановского джаза был следующим: В. В. Быков, В. П. Зотов, Е. И. Куличков, М. Ш. Савыкин (трубы), А. Н. Безродный, Т. Р. Кохонен, М. Н. Фурсиков (тромбоны), Э. Д. Гейгнер, Н. Н. Крылов (тенор-саксофоны), М. Г. Кримян, А. Б. Ривчун, В. А. Ковбас (альт-саксофоны), А. Н. Битус (баритон-саксофон), Э. Г. Лейванд, А. Н. Зарапин, Б. М. Рачевский (скрипки), М. 3. Гинзбург (рояль), А. С. Шульман (аккордеон), В. И. Карачинский (виолончель), Б. Ш. Фельдман (банджо, гитара), А. В. Розенвассер (контрабас), Л. Д. Олах (ударные). Вальс «Кто» в обработке Т. Ходорковского спел для пластинок 25 мая 1945 года солист Всесоюзного радиокомитета Владимир Бунчиков, сотрудничество которого с цфасмановским коллективом осталось эпизодическим. «Любимая песенка» была сочинена Александром Цфасманом специально для Клавдии Шульженко в 1945 году и сразу же записана на магнитную ленту с авторским сопровождением. Песня явилась началом долголетнего творческого содружества композитора и певицы. Инструментованная Цфасманом для своего джаза, «Любимая песенка» записана на пластинку 13 декабря того же года (№ 13358), однако по техническим причинам была забракована. Запись пришлось повторить (15 февраля 1947 г.), но на этот раз художественный совет ее не пустил в производство как «слишком джазовую». Александр Наумович неоднократно вспоминал о работе в джазе Ефрема Флакса, обладателя редкого по красоте и выразительности голоса. «Этому певцу были подвластны любые вокальные трудности»,— говорил композитор. Два произведения в цфасмановских обработках — «Морской ветерок» Эрнесто Лекуона (в оригинале — «Андалусия») и «Песню Порги» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» — Ефрем Флакс исполнил 2 августа 1945 года. Одна из первых послевоенных музыкальных кинокомедий «Небесный тихоход» вышла на экраны в 1946 году. Песни, прозвучавшие в этом фильме, обрели мгновенную и всеобщую популярность, которой способствовали и оперативно сделанные 6 августа того же года записи на пластинку. «Перелетные птицы» исполнил Леонид Кострица. Ему помогали Ружена Сикора и Александр Цфасман. «Пора в путь-дорогу» спела Ружена Сикора. Обработки руководителя оркестра. Известно, что джаз-оркестр Цфасмана отдавал предпочтение инструментальной музыке. Однако в первые послевоенные годы на пластинки попадали преимущественно песни, написанные в танцевальных ритмах. Из репертуара Ружены Сикоры в программе представлены произведения, типичные для цфасмановского оркестра с его упругим ритмом, острым звучанием труб, вторыми голосами саксофонов, неожиданным введением струнных, ответными репликами медных,— всем, что создавало яркое, праздничное звучание. Таковы фокстрот «Мне так грустно» и полька-фокс «Матросская» (22 марта 1946 г.), медленный фокстрот «Подожди, постой» и танго «Друг» (22 и 23 августа 1946 г.). Аранжировки А. Цфасмана. Две инструментальные пьесы Николая Ракова цфасмановский коллектив записал 2 ноября 1946 года. Одна из них — «Медленный танец» в обработке Т. Ходорковского — включена в пластинку. «Интермеццо» для кларнета и джаз-оркестра А. Цфасман написал в 1944 году, посвятив его «королю свинга» Бенни Гудмену. Гудмен включил эту пьесу в программы своих выступлений и записал ее на граммофонный диск. В нашей стране первым исполнителем «Интермеццо» был один из лучших цфасмановских солистов Михаил Кримян. Он и записал эту пьесу 28 ноября 1946 года — в сокращенном варианте, продиктованном лимитом звучания обычной пластинки. Глеб Скороходов При составлении программы были использованы пластинки и матрицы, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписи, а также у коллекционера В. Марковского из Винницы, которым Студия выражает благодарность. |