5 дней
О сайте4 2 | М60 48411 008 1988 |
Сторона 1 СЕНТ-ЛУИС БЛЮЗ (У. Хенди) — 2.57 (12215 — 1944 г.) ЖДУ (Ш. Трене — Ю. Цейтлин) — 3.10 (13141 — 1945 г.) 1001 ТАКТ В РИТМЕ (Э. Рознер — Л. Маркович) — 3.07 (13142 — 1945 г.) МЕРИЛЮ (обработка Э. Рознера — Ю. Цейтлин) — 3.07 (13149 — 1945 г.) ЭТО НЕ СОН (А. Добрушкес — В. Винников) — 2.35 (13183— 1945 г.) ОЧИ ЧЕРНЫЕ, шуточное обозрение (обработка Э. Рознера и Т. Кулиева — Ю. Цейтлин) — 6.07 (13173/74 — 1945 г.) Сторона 2 ПАРЕНЬ-ПАРЕНЕК (Э. Рознер — Н. Лабковский) — 2.25 (13172— 1945 г.) РОЗИТА (Ю. Бельзацкий) — 3.04 (13182— 1945 г.) В ЛОДКЕ (Р. Фримль — Н. Лабковский) — 3.09 (13205 — 1945 г.) ОСТАНЬСЯ (Шеер, Э. Рознер — Ю. Цейтлин) — 2.52 (13185 — 1945 г.) ТАЙНЫЙ ОСТРОВ (Ю. Бельзацкий — Г. Русецкая) — 3.04 (13230 — 1945 г.) СЕРЕНАДА НА ОСЛЕ (Р. Фримль — Н. Лабковский) — 3.10 (13231 — 1945 г.) ПРОЩАЙ, ЛЮБОВЬ (Э. Рознер) — 2.58 (13906 — 1946 г.) Реставратор Т. Павлова. Редактор Г. Скороходов. Художник Б. Дударев Поют: Георгий Абрамов (12), Георгий Виноградов (4. 5, 9, 11), Павел Гофман (7), Павел Гофман, Луи Маркович, Александр Фаррель (6), Рут Каминская (2), Луи Маркович (3). Записи 1944- 1946 гг. Из серии «Антология советского джаза» |
Созданный в конце 1939 года Государственный джаз Белорусской ССР под управлением Эдди Рознера впервые предстал перед зрителями весной 1940 года. Его выступления прошли в Минске, городах западных областей Белоруссии, в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Одессе. Особый успех в этих концертах выпал на долю руководителя джаза — трубача-виртуоза, продемонстрировавшего свое мастерство в инструментальных пьесах с развернутыми соло, дававшими простор джазовой импровизации, — «Караван» X. Тизола, «Сент-Луис блюз» У. Хенди, «Где тигр?» («Тигровый рэг») Н. Ла Рокка, «Милая Сю» В. Янга. Первые слушатели джаза БССР были восхищены насыщенным звучанием медных групп этого оркестра, высокой ансамблевой слаженностью, ярко выраженным свингом. Дебют нового коллектива в Москве состоялся в Центральном Доме работников искусств в июне того же года и был не совсем обычным. Музыкантам пришлось держать экзамен перед самой взыскательной публикой: в ЦДРИ прошел «концерт-показ» для делегатов пленума ЦК союза работников искусств и представителей художественной интеллигенции столицы. «Выступление прошло с большим успехом, — отмечалось в печати. — После просмотра работники искусств Москвы горячо приветствовали талантливый коллектив Госджаза БССР. В его составе двадцать шесть музыкантов». Вскоре все двадцать шесть вместе с певцами-солистами и танцевальным дуэтом предстали перед москвичами в саду «Эрмитаж»: состоялась премьера новой программы. Произошло это в один из самых насыщенных летних сезонов. Ведь в 1940 году «Эрмитаж» подготовил для зрителей четыре премьеры, в которых выступили лауреаты недавно закончившегося Первого всесоюзного конкурса артистов эстрады, Леонид Утесов с джаз-представлением «Царевна Несмеяна», Львовский театр миниатюр с джазом, Белостокский джаз-гол под управлением Юрия Юранда... И несмотря на такое обильное и разнообразное «меню», рознеровский коллектив вызвал особый интерес. «Театральная неделя» в статье, приуроченной к началу московских гастролей ансамбля, писала: «После воссоединения западных областей Белоруссии с БССР Белостокская филармония сформировала в конце 1939 года Государственный джаз Белорусской ССР под руководством Эдди Рознера, талантливого музыканта, окончившего с золотой медалью Берлинскую консерваторию по классу скрипки. В новый ансамбль вошло несколько музыкантов из бывшего джаза Эдди Рознера, в основном же он был пополнен безработными музыкантами Белостока и Львова. За короткий срок Эдди Рознер сумел создать высококвалифицированный джазовый ансамбль». С последним утверждением нельзя было не согласиться: бывшие безработные продемонстрировали мастерство такого высокого уровня, который не часто встречался на концертной эстраде. Пресса с восхищением писала о саксофонисте и кларнетисте Тони Левитине, пианисте Юрии Бельзацком, скрипаче Павле Гофмане, гитаристе Луи Марковиче. Подкупала публику и непринужденная манера поведения музыкантов Рознера, их умение установить контакт со слушателями, создать впечатление, будто самые технически сложные вещи исполняются настолько легко, что доставляют джазменам одно удовольствие. Весной 1941 года коллектив вновь приезжает в столицу, где более месяца выступает в Клубе летчиков на Ленинградском проспекте, а затем отправляется в большую гастрольную поездку по стране. Война застала джаз БССР в Киеве. Начавшиеся бомбежки города заставили прервать гастроли и отправиться в Москву. Здесь оркестру был выделен в постоянное пользование пассажирский вагон и предписание о маршруте: города Урала, Омск, Средняя Азия. Джаз играл в концертных залах и на призывных пунктах, на открытых эстрадах и в воинских частях, а позже и в первых госпиталях. Нередко все средства, полученные от сбора, перечислялись в фонд обороны страны. В начале 1942 года белорусский джаз, вагон которого доехал до Фрунзе, оказался в кризисном положении: четырнадцать музыкантов из двадцати шести вступили в армию польского генерала Владислава Андерса. Некоторые из них играли затем в армейском джазе, основу которого составили коллективы Генрика Варса, Генрика Гольда и Юрия Петербургского, другие взяли в руки винтовки. Непродолжительное время Рознер с маленьким ансамблем играет в городском кинотеатре «Алатоу», а затем, по решению Комитета по делам искусств, в оркестр прибывают музыканты из разных городов страны: саксофонист Пир Рустамбеков из Баку, трубач Юрий Цейтлин и контрабасист Иван Муравьев из Москвы, тромбонист Александр Пивоваров из Владивостока. В джаз БССР были зачислены эстонец Эльмар Каск (тромбон), латыш Рудольф Шенза (саксофон) и другие. Репетиционный период на этот раз был недолог: обновленный коллектив продолжил гастроли. В 1943 году в течение трех месяцев джаз БССР выступает на Белорусском фронте. Концерты шли в чудом сохранившемся среди развалин драматическом театре Гомеля, в частях и подразделениях действующей армии. Не раз выступления прерывали бомбежки и артиллерийские обстрелы. И так было все дни войны — Госджаз Белоруссии работал, не зная отдыха. В День Победы коллектив оказался на гастролях в Баку... Музыканты начали готовить программу «Вот мы и празднуем!». Ставил ее заслуженный артист БССР Эдди Рознер, оформлял Семен Мандель. Именно в этот год в оркестр пришел молодой музыкант Вадим Людвиковский. В программе (она была показана на сцене «Эрмитажа») прозвучали песня «Слава тебе, Белоруссия!» (музыка Ю. Бельзацкого, стихи Ю. Цейтлина), Фантазия на славянские темы, много лирических и шуточных песен, оркестровые номера, музыкально-пародийные обозрения. В это же время Госджаз БССР начинает работу над пластинками. В Доме звукозаписи в сентябре-октябре 1945 года было записано двадцать шесть произведений. К сожалению, часть из них оказалась безвозвратно утраченной, другая, дошедшая до нас, представлена в настоящем выпуске «Антологии». «Сент-Луис блюз» Уильяма Хеиди в обработке X. Нагеля и Л. Марковича — одна из тех инструментальных пьес, что долго оставалась в репертуаре Эдди Рознера. Записана 25 сентября 1944 года. Песню Шарля Трене «Жду» исполнила 8 сентября 1945 года Рут Каминская, выступавшая с джазом БССР со дня его основания. Дочь известной польской драматической актрисы Иды Каминской, Рут, в совершенстве владея несколькими языками, нередко включала в свой репертуар произведения французских и американских композиторов. В тот же день записана танцевальная пьеса «1001 такт в ритме», точно отражающая стиль рознеровского биг-бэнда. Сольную партию спел Луи Маркович. В 1945 году в джаз-оркестре БССР играли П. Байгельман, Г. Пицхелаури, Ю. Цейтлин (трубы), А. Пивоваров, В. Радионов, П. Кошкин (тромбоны), Э. Вольфайлер (тенор-саксофон), П. Рустамбеков, Р. Шенза (альт-саксофоны), Б. Байдуков (баритон-саксофон), П. Гофман, А. Верник, А. Гольдбергер, В. Меликян (скрипки), Ю. Бельзацкий, А. Добрушкес (рояли), Д. Каганович, А. Штокфедер (аккордеоны), Л. Маркович (гитара), А. Бельзацкий, И. Муравьев (контрабасы), Ад. Бельзацкий, Д. Шварцштейн (ударные). Фокстрот «Мерилю» и вальс «Это не сон» (11 и 21 сентября) исполняет популярный певец Георгий Виноградов, записывавшийся на пластинки с различными джазовыми коллективами. С оркестром Эдди Рознера Виноградов на эстраде никогда не выступал. Названные произведения, как и другие, включенные в эту программу, в концертах джаза БССР пели его солисты Альберт Гаррис, Зоя Ларченко, Лотар Лямпель, Павел Гофман. Состоящее из двух частей шуточно-пародийное обозрение «Очи черные», высмеивая поклонение шлягерным мелодиям, убедительно демонстрирует возможности свингового джаза. В этом номере, созданном Эдди Рознером и Тофиком Кулиевым, заняты Павел Гофман, Луи Маркович, Александр Фаррель. Записано 21 сентября. Песня «Парень-паренек» входила в первую, довоенную программу джаза БССР. Текст ее принадлежит поэту H. Лабковскому, направленному в 1940 году в Белосток для оказания помощи новому коллективу. Позже Н. Лабковский дополнил песню военным куплетом. Павел Гофман, первый исполнитель «Паренька», на пластинки записывал его несколько раз. Мы даем вариант, сделанный 17 сентября 1945 года. Два танго — «Розита» (21 сентября) и «Тайный остров» (4 октября) — знакомят с мелодическим дарованием композитора и аранжировщика Юрия Бельзацкого, бессменного дирижера джаза БССР с 1939 года. Танго «Останься» записано 21 сентября 1945 года. Песни «В лодке» и «Серенада на осле» впервые прозвучали в 1912 году в оперетте Рудольфа Фримля «Светлячок», экранизированной в Голливуде четверть века спустя. Обработки для фильма сделал композитор Г. Стотгарт, который не только заново инструментовал все музыкальные номера, но и придал им иные ритмы. Лента «Светлячок» демонстрировалась на наших экранах в конце 40-х годов под названием «Двойная игра». В джазе БССР обе песни исполнялись еще в довоенных программах. Для пластинок «В лодке» спел Георгий Виноградов (28 сентября), «Серенаду на осле» — Георгий Абрамов (4 октября 1945 года). Танго «Прощай, любовь» записано 14 августа 1946 года. Это последняя запись, сделанная перед роспуском джаза БССР. Его руководитель в ноябре 1946 года был репрессирован. Реабилитирован в 1953 году, после чего собрал новый состав оркестра. Глеб Скороходов Всесоюзная студия грамзаписи выражает благодарность Государственному архиву звукозаписей, коллекционеру В. Марковскому из Винницы, а также 3. Ларченко, И. Маркович, Ю. Цейтлину, оказавшим содействие при подготовке этой программы. Предыдущие выпуски «Антологии советского джаза»: М60 45827 006 «Первые шаги». Записи 20 — 30-х годов. М60 46115 001 «Голубая ночь». Джаз-оркестр п/у Я. Скоморовского. Записи 30-х годов. М60 46471 007 «Парад». Записи 30-х годов. М60 46561 006 «Игра на пальцах». Джаз-оркестр п/у А. Цфасмана. Записи 30-х годов. М60 46635 001 «Люби меня». Джаз-оркестр п/у Л. Утесова. Записи 30-х годов. М60 46695 005 «Пой мне!». Вокальные джаз-ансамбли. Записи 30 — 40-х годов. М60 47409 005 «Мне грустно без тебя». Солисты-инструменталисты. Записи 30 — 40-х годов. М60 47467 009 «Укротитель змей». Государственный джаз СССР, дирижер В. Кнушевицкий. Записи 30 — 40-х годов. М60 47641 003 «Встреча». Певцы-солисты. Записи 30 — 40-х годов. М60 47661 006 «Мы из Ленинграда». Записи 30 — 40-х годов. М60 47897 004 «Сядь со мною рядом». Джаз-оркестр п/у А. Цфасмана. Записи 30 — 40-х годов. М60 48043 005 «Смотр». Записи 30 — 40-х годов. М60 48205 005 «Два Максима». Записи 40-х годов. М60 48285 000 «Ночь и день». Джаз-оркестр п/у Л. Утесова. Записи 30 — 40-х годов. М60 48359 006 «Джан Ереван». Джаз Армении п/у А. Айвазяна. Записи 30 — 50-х годов. М60 48361 004 «Караван». Джаз-оркестр БССР под управлением Э. Рознера. Записи 40-х годов. |