4 дня
О сайте4 2 | М10 48051 002 1988 |
1. Каватина Князя («Русалка», 3 д. - А. Даргомыжский); 2. Романс Синодала («Демон», 1 д. - А. Рубинштейн); 3. Романс Куратова («Нижегородцы», 1 д. - Э. Направник); 4, 5. Две песни Алеши Поповича («Добрыня Никитич», 1 д. - А. Гречанинов); 6. Серенада Соловья Будимировича («Забава Путятишна», 3 д. - М. Иванов); 7. Ариозо Петра («Пан Сотник» - Г. Казаченко); 8. Песня Грицько («Сорочинская ярмарка», 1 д. - М. Мусоргский) - на французском яз.; 10 - 13. Н. Римский-Корсаков: Каватина Берендея («Снегурочка», 2 д.), Две песни Левко («Майская ночь», 1 и 3 д.), Песня Индийского гостя («Садко», 4 к.); 14, 15. Второе ариозо Ленского, Ария Ленского («Евгений Онегин», 2 д. - П. Чайковский). Записи 1911 г. (2), 1913 г. (1, 6), 1914 г. (3, 4, 7), 1921 г. (13, 15), 1923 г. (9, 11, 12), 1924 г. (5, 8. 10, 14) Из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» |
М10-48051-2. Дмитрий Смирнов, тенор. Собрание записей. IV Музыкальное наследие. Исполнительское искусство 01 01.Каватина Князя (Русалка, 3 д.) (А.Даргомыжский) 02.Романс Синодала (Демон, 1 д.) (А.Рубинштейн) 03.Романс Куратова (Нижегородцы, 1 д.) (Э.Направник) 04.Первая песня Алёши Поповича (Добрыня Никитич, 1 д.) (А.Гречанинов) 05.Вторая песня Алёши Поповича (Добрыня Никитич, 1 д.) (А.Гречанинов) 06.Серенада Соловья Будимировича (Забава Путятишна, 3 д.) (М.Иванов) 07.Ариозо Петра (Пан Сотник) (Г.Казаченко) 08.Песня Грицько (Сорочинская ярмарка, 1 д.) (М.Мусоргский) 02 09.Каватина Владимира Игоревича (Князь Игорь, 2 д.) (А.Бородин) 10.Каватина Берендея (Снегурочка, 2 д.) (Н.Римский-Корсаков) 11.Первая песня Левко (Майская ночь, 1 д.) (Н.Римский-Корсаков) 12.Вторая песня Левко (Майская ночь, 3 д.) (Н.Римский-Корсаков) 13.Песня Индийского гостя (Садко, 4 к.) (Н.Римский-Корсаков) 14.Второе ариозо Ленского (Евгений Онегин, 2 д.) (П.Чайковский) 15.Ария Ленского (Евгений Онегин, 3 д.) (П.Чайковский) На французском яз. (8) Оркестр Gramophone Company Ltd (1-5,7-15) Фортепиано (6) Записи Gramophone Company Ltd Петербург, октябрь 1911 г. (2), октябрь 1913 г. (1,6), декабрь 1914 г. (3,4,7) Лондон, 1921 г. (13,15), 1923 г. (9,11,12), 1924 г. (5,8,10,14) Реставратор Е.Дойникова Редактор П.Грюнберг Художник Б.Столяров |
Настоящая пластинка является четвертым диском полного собрания записей Д. А. Смирнова Три предыдущие пластинки: М10 46899 000. Арии из итальянских и французских опер М10 47129 002. Арии из опер русских композиторов М10 47439 005. Арии из опер зарубежных композиторов Д. А. Смирнов родился в Москве 7 (19) ноября 1882 года, Его основной педагог — выдающаяся русская певица Э. К. Павловская, кроме того он занимался в Милане у В. Вандзо, консультировался в Париже у известного тенора Л. Эскалаиса. Профессиональную деятельность Смирнов начал в «Товариществе артистов Московской частной оперы», руководимом М. М. Ипполитовым-Ивановым и С. И. Мамонтовым, на сцене театра «Эрмитаж» в 1903 году. В 1904 году Смирнов стал солистом Большого театра и быстро выдвинулся в число ведущих артистов русской оперы, постоянно выступая в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным, А. В. Неждановой, позднее с Л. Я. Липковской, Ф. И. Литвин, Г. А. Баклановым и другими прославленными мастерами. Д. А. Смирнов с равным успехом исполнял партии в русских операх и операх зарубежных авторов, был участником премьеры «Франчески да Римини» С. В. Рахманинова под управлением автора (в Большом театре 11 января 1906 г.), первых постановок в Большом театре опер «Садко» Н. Римского-Корсакова и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. С 1907 года Смирнов пел также и на сцене Мариинского театра, являясь, как Шаляпин и Собинов, одновременно премьером двух крупнейших русских театров. Очень быстро сложилась блестящая мировая карьера певца. Смирнов был участником первого «Русского сезона», организованного С. П. Дягилевым в Париже в 1907 году. Более того, «Русские исторические концерты» открылись (16 мая) первым действием «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, и Д, А. Смирнов исполнением двух песен Баяна первым из артистов представил парижанам русское оперное искусство. Успех Смирнова в последующих концертах был также велик, Его сравнивали с Карузо, и даже отдавали ему предпочтение. В следующем году Смирнов исполнял в Париже партию Самозванца в восьми спектаклях «Бориса Годунова» с участием Шаляпина. Вместе с Шаляпиным Смирнов неоднократно выступал в театре «Казино» в Монте-Карло, собиравшем лучшие артистические силы из Европы и из-за океана. Соперничая в Монте-Карло со знаменитейшими тенорами мира в итальянских операх, Смирнов, так же как и Шаляпин, имел не меньший успех и в русских операх. Так, в «Русалке» А. С. Даргомыжского он пел в театре «Казино» вместе с Ф. И. Литвин и Ц. Д. Давидовой и отличился не меньше, чем в бойтовском «Мефистофеле». В течение двух сезонов (1910 — 191 2 гг.) Смирнов совершал длительные гастроли в США, пел на сцене «Метрополитен опера», где в это время подвизались Э. Карузо, Дж. Мак-Кормак, ф. Константино, Л. Слезак и еще около десяти теноров мирового класса. Молодой певец смело вступил с ними в соревнование. Он пел в «Риголетто» и «Травиате» Дж. Верди, «Богеме» Дж. Пуччини, «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно — в спектаклях, где блистали Карузо и другие звезды. Его партнерами были Л. Липковская, П. Амато, Л. Тетраццини, М. Рено, А. Дидур, А. Скотти, за дирижерским пультом (в «Богеме») стоял Артуро Тосканини. О признании, которое получил Д. Смирнов в Нью-Йорке, говорит его участие в гала-спектакле (25 января 1912 года), в котором русский артист исполнял партию Рудольфа в первом действии «Богемы», а Энрико Карузо — Канио в первом действии «Паяцев» Р. Леонкавалло. В. В. Андреев, гастролировавший одновременно со Смирновым в Америке, свидетельствовал об успехе певца: «Когда пел наш тенор Смирнов, американцы говорили: «Как прекрасно русское искусство». Если в США Смирнов выступал в итальянских и французских операх (только в концертах он исполнял романсы русских композиторов), то его дебютом в Лондоне (в 1914 году) стала партия Левко в «Майской ночи» Н. Римского-Корсакова. Завоевать признание зарубежной аудитории в неизвестной ей опере, исполнявшейся на русском языке, было еще сложнее. Но Смирнов снова вызвал восторги и слушателей, и прессы. Несмотря на присутствие в Лондоне Карузо, газеты писали: «Такого тенора Лондон еще не слышал». До 1937 года, когда после смерти жены (певицы Л. П. Мальцевой) выдающийся артист прекратил концертную деятельность, Смирнов выступал на лучших сценах и в концертных залах многих стран мира. В 1926 — 1936 годах Смирнов целые сезоны работал в СССР, выступал в Тифлисе, Баку, Одессе, Киеве, Харькове, в городах Поволжья. В Ленинграде он пел в «Риголетто», «Травиате», «Ромео и Джульетте», а также «Искателях жемчуга» Ж. Визе, «Евгении Онегине», «Пиковой даме» П. Чайковского, дал множество концертов. В Москве спектакли с участием Смирнова транслировались по радио. Среди многочисленных зарубежных выступлений артиста в это время выделяются его триумфы в «Пиковой даме» в Вашингтоне и концерты в Нью-Йорке совместно с дирижером Сергеем Кусевицким (1926 год), парижские спектакли «Русалка», «Садко», «Князь Игорь» и другие вместе с Ф. И. Шаляпиным (1930 год). В 1932 году румынская газета «Рампа» писала после гастролей Смирнова в Бухаресте (в «Лакме» Л. Делиба и «Богеме» Дж. Пуч-чини): «Смирнов был и остается исключительным артистом, который смог завоевать весь мир». Последние годы жизни артиста прошли в Прибалтике. Он жил в Таллине, затем в Риге. Здесь в 1940 году артист заявил о своем намерении вернуться на концертную эстраду, сделал свои последние записи на пластинки. Смирнов хотел вернуться в родную Москву. На осень 1941 года планировались его концерты и в Ленинграде, но этому помешала начавшаяся война. Скончался прославленный певец в Риге 27 апреля 1944 года. В историю вокального искусства Смирнов вошел как один из крупнейших вокалистов-виртуозов. Его самобытная, оригинальная вокальная техника опиралась на достижения итальянских, французских, испанских артистов. С. Я. Лемешев писал, что «в техническом мастерстве он (Смирнов) превзошел многих прославленных итальянских певцов, хотя и сам научился у них многому». Блеск вокальной техники Смирнова иногда заслонял от слушателей утонченность художественного замысла. Между тем вокальная виртуозность Смирнова несла в основном служебную функцию. Певец-виртуоз, снискавший мировую славу в эпоху расцвета дарований Карузо, Бончи, Джильи и Скипа, Смирнов был замечательным представителем русского музыкального театра, достигшего мирового признания на рубеже второго десятилетия XX века. Записи артиста свидетельствуют об этом с достаточной полнотой. Трактовка Смирновым многих образов русской оперной классики отличается и оригинальностью, и глубиной замысла, и убедительностью воплощения. Среди них выделяется партия Ленского; Смирнова можно считать единственным современником Л. В. Собинова, сопоставимым с великим русским артистом в этой роли. Ленского в исполнении Смирнова отличают большая эмоциональность, романтическая взволнованность. Собинов и Смирнов — артисты, которым современники приписывали соперничество. В жизни их связывали дружеские отношения, на сцене они были самобытными художниками— с классической гармонией образов Собинова контрастировали романтические персонажи Смирнова. Большинство записей Д. А. Смирнова (около шестидесяти) было выполнено в период 1909— 1914 годов крупнейшим граммофонным производством — "Gramophone Company" — в Петербурге, Москве, Париже. Пластинки с записью голоса певца выпускались односторонними, что было в эти годы привилегией самых знаменитых артистов, и ценились наравне с записями Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова. В 1921 — 1925 годах в Лондоне было записано еще около двадцати пяти пластинок. Вместе с некоторыми более ранними они входили в «интернациональную» серию "His Master's Voice", в которой выпускались записи лучших артистов мира. Ю. Перепелкин |