2 дня
О сайте4 | С60 27281 007 1988, дата записи: 1987 |
Сторона 1 ИНТРАДА — 6.48 ШАРМАНКА — 10.23 САРАБАНДА — 2.59 (В. Гайворонский) Сторона 2 АВАНС ПРОШЛОМУ — 17.45 (И. С. Бах — В. Гайворонский, В. Волков) В. Гайворонский, труба В. Волков, контрабас Звукорежиссер Ю. Морозов. Редактор И. Рябова. Художник С. Волков Аннотация Александр Кан Ленинградский завод 7.09.88. З.1308-о-3000 |
В современном джазе никого уже нельзя удивить самыми неожиданными, разнообразными сочетаниями инструментов. Не редкость выступления и записи соло и дуэтом, без казавшейся когда-то неотъемлемой частью джаз-ансамбля ритмсекции, но все же подобные экзотические ансамбли существуют недолго: создаются на турне или для записи одной-двух пластинок. Сочетание трубы и контрабаса даже на сегодняшнем пестром джазовом фоне можно все еще назвать экзотическим. Тем не менее дуэт Вячеслава Гайворонского и Владимира Волкова существует уже ряд лет. В 1979 году Вячеслав Гайворонский — к тому времени уже опытный джазовый музыкант, выпускник Ленинградской консерватории — заметил на одном джем-сейшне совсем молодого контрабасиста, студента музыкального училища им. Мусоргского Владимира Волкова. Волков незадолго до этого в составе квинтета Игоря Бутмана — своего столь же молодого товарища по училищу — поразил яркой игрой на сцене ленинградского джаз-клуба «Квадрат». С тех пор Гайворонский и Волков не расстаются. За их плечами выступления на всех значительных фестивалях страны, очень высокая репутация среди музыкантов и критиков — их имена неизменно в числе первых в различных джазовых опросах. За эти годы дуэт накопил весьма значительный по объему и широкий по диапазону репертуар. Основу его составляют оригинальные пьесы Вячеслава Гайворонского — самобытного и тонко мыслящего композитора. Обращаются музыканты и к фольклору - особенно восточному, и к джазовой классике. Для дебюта в грамзаписи, однако, была составлена программа из пьес, проникнутых общим духом обращения к классическому музыкальному наследию, в первую очередь к творчеству великого Баха. Открывает пластинку «Интрада». В музыкальной энциклопедии читаем: «интрада (вступление) - небольшая инструментальная пьеса, выполняющая функции вступления к торжественной церемонии, общественному увеселению или музыкальному произведению. Наибольшим распространением пользовалась в 16 - 18 вв.» И действительно, несмотря на современность звучания, в пьесе явствен средневековый колорит. Почти фанфарное вступление трубы на фоне остинатных ходов контрабаса создает ощущение некой запрограммированной торжественности. Звучание трубы тяготеет к строгому классическому воспроизведению. Основной теме противопоавлена средняя часть, где контрабас опустошенными паузированными пиццикaто создает объем, фон для лирично одиноких возгласов трубы. Труба свободно, почти речитативно развивает импровизацию, постепенно насыщая ее элементами основной темы, пока не приходит — уже вместе с контрабасом — к репризе основной темы. «Шарманка». Механический инструмент, не требующий ни мысли, ни чувства музыканта. Так, словно имитируя эту бездушность, нарочито простым наигрышем, неоднократно повторяющимся, открывается пьеса. Многократное повторение приедaется, нас как бы вынуждают ощутить, как этот наигрыш, что называется, «навяз в зубах». Вдруг характер исполнения меняется. Та же тема звучит в двухголосии, в ее рефрене слышится что-то от гимна, от псалма. Начинается поиск, которым движет стремление постичь внутренний смысл того, что казалось чисто механическим и бездушным. Это постижение не дается легко. Труба в отчаянии от бесплодности усилий заливается истерикой, контрабас повисает застывшими мертвыми квинтами, пока наконец труба вновь не находит основную тему шарманки. И находит в ней одухотворенность. Каждый звук стремится к своей изначальности. И мы понимаем, что то, что мы сейчас проговариваем скороговоркой, когда-то было таинством, откровением, началом всех начал. Мы понимаем, что истоки механического повторения фразы шарманки в ритуале, в мистике — в истоках культуры. Шарманка-шаман. И, лишь приблизившись к этим истокам, мы можем постичь эту простую красоту. Заключает первую сторону пластинки короткая пьеса «Сарабанда». Изначально старинный испанский танец, в XVII веке сарабанда становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты. Именно в духе традиционной сюиты, достигшей своей вершины в творчестве И. С. Баха, и выдержана эта пьеса, носящая проникновенно скорбный характер. С именем и музыкой Баха связана и заглавная композиция пластинки — «Аванс прошлому». Уже в начальной реплике трубы закодировано имя великого композитора — В. А. С. Н. Заявлена вершина, точка отсчета. Постижение ее, трудный путь к ней — вот смысл пьесы. «Аванс прошлому» представляет собой, по сути дела, две развернутые сольные каденции. Первым на поиск отправляется контрабас. Он вроде бы остается в рамках формулы, но поиск его чисто формальный. Эмоциональные всплески, различные приемы звукоизвлечения лишь демонстрируют безысходность и бесплодность поиска на этом пути. Труба робко, тихо, на две октавы ниже пытается напомнить: В. А. С. Н. Но бас не реагирует, он в тупике, он продолжает метаться в поиске все новых и новых формальных средств. Фактура мертвеет. Насыщение происходит не от проникновения в суть, а от технологии, достигая предела в исследовании чисто физических свойств струны, почти внемузыкальных звучаний. Суть музыки ушла. Тупик. На унтертонах, почти как заклинание, труба опять возвращает тему В. А. С. Н. Теперь ее поиск. Но трубе никак не отрешиться от повседневности. Ее соло сумбурно, взбалмошно, взъерошено, полно звукоподражательных элементов, скрипов, грязи. и, несмотря на все претензии, ей тоже не удается решить проблему. Она душит себя своей собственной эмоцией. Труба попадает в тот же тупик. Оскудение, пустота. И вдруг новый, чистый голос трубы (уже без сурдины) цитирует фрагменты канона No 15 из «Искусства фуги» И. С. Баха. В сольной каденции, развивающейся строго по классическим законам, есть какая-то отрешенность, божественная возвышенность, противостоящая бесплодным, опустошающим поискам засурдиненной трубы и контрабаса. Это то прошлое, которое достигло вечности и без которого любые, самые изощренные поиски нового обречены на провал. Но обращение к нему должно быть на том же высочайшем уровне духовности, образец которого дал Бах. Бах здесь выступает как духовный абсолют. Достичь его, лишь повторяя как заклинание формулу В. А. С. Н., невозможно. А можно ли вообще? Ответа на этот вопрос мы не получаем. Аванс прошлому — парадокс, несуществующая связь между прошлым и будущим. И в ней, в этой вневременной и в то же время вечной связи находится настоящее искусство. Напомнить нам об этом своей работой и хотели Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков. Александр Кан |