10 час.
О сайте6 2 | С10 27037 001 1988 |
Konstantin Vardeli 1st violin Tamaz Batiashvili 2nd violin Nodar Zhvania viola Otar Chubinishvili cello |
С10-27037-8. Людвиг ван Бетховен. Квартет № 14 Квартет №14 для двух скрипок, альта к виолончели до-диез минор, соч. 131 01 1.Adagio ma non troppo e molto espressivo 2.Allegro molto vivace 3.Allegro moderato. Adagio 4.Andante ma non troppo e molto cantabile. Più mosso. Andante moderato e lusinghiero. Adagio. Allegretto 02 4.Adagio ma non troppo e semplice. Allegretto 5.Presto 6.Adagio quasi un poco andante 7.Allegro Гос. струнный квартет Грузии Константин Вардели – первая скрипка Тамаз Батиашвили – вторая скрипка Нодар Жвания – альт Отар Чубинишвили – виолончель Звукорежиссёр М.Килосанидзе Редактор Л.Чамагуа Художник Б.Гагнидзе ТСГ. Запись 1987 |
В 1822 году, во время работы над Торжественной мессой и Девятой симфонией, Людвиг ван Бетховен после двенадцатилетнего перерыва вновь обратился к жанру струнного квартета Пять последних квартетов (№12 — 16) и Большая фуга, создававшиеся в 1822—1826 годах, относятся к самым глубоким и своеобразным творениям композитора. Красота и мелодическое богатство, филигранная тонкость письма сочетаются в них с новаторской трактовкой жанра, свободой строения цикла, широким использованием полифонии. Героическая действенность здесь часто уступает место типичным для позднего Бетховена углубленно-философским настроениям, образующим яркие контрасты с эпизодами жанрового, драматического, фантастического характера. Избранная публика, посещавшая квартетные вечера, вскоре оценила бетховенские последние квартеты, но для большинства слушателей они еще много лет оставались непонятными созданиями окончательно потерявшего слух гения. Широкую популярность эти шедевры приобрели лишь в двадцатом веке. К работе над квартетами композитор приступил вплотную, получив заказ от князя Николая Борисовича Голицына, любителя музыки и хорошего виолончелиста, по инициативе которого в 1824 году в Санкт-Петербурге впервые прозвучала Торжественная месса. Бетховен написал для Голицына квартеты №12, 13 и 15. Однако, выполнив заказ из России, он не мог бросить увлекший его жанр квартета. В конце декабря 1825 года появляется эскиз темы фуги из Квартета № 14 до-диез минор, работа над которым протекала в течение половины следующего года. 20 мая 1826 года композитор сообщил издателю Шотту об окончании Квартета, однако в издательство он был послан лишь 12 июля. Публичное исполнение при жизни Бетховена, очевидно, не состоялось; опубликован Квартет был также после смерти его создателя в июне 1827 года издательством братьев Шотт в Майнце как соч. 131 с посвящением фельдмаршал-лейтенанту барону Йозе-фу фон Штуттерхайму, зачислившему в свой полк племянника композитора, Карла. Известно, что Бетховен считал Квартет № 14 лучшим из созданных им произведений в этом жанре. Действительно, его можно считать вершиной квартетного искусства вообще. Широчайший диапазон настроений — от веселых и жизнерадостных до скорбно-трагедийных, богатство и разнообразие приемов развития, невиданная до сих пор свобода построения отличают шедевр Бетховена. Квартет состоит из семи различных по размеру частей, исполняемых без перерыва. Резко контрастируя друг с другом образно, они объединяются в поразительно четкую и ясную концепцию, которая в целом дает новый вариант идеи «от мрака — к свету», пронизывающей творчество Бетховена. Необычно уже начало Квартета, открывающегося медленной фугой, Adagio ma non troppo e molto espressivo, вызывающей в памяти многие образы баховских фуг и в то же время отличающейся чисто бетховенскими приемами драматургии. Мрачная сосредоточенность темы, обретающей в своем развитии скорбную траурную экспрессию, в разработке на момент окрашивается в возвышенно-просветленные тона, вновь окутываясь трагическим сумраком в репризе, где тему сопровождают в других голосах ее интонации в уменьшении. И лишь последние такты снова привносят мажорное просветление. Повторение завершающего фугу восходящего октавного хода с неожиданным тональным сдвигом в ре мажор открывает вторую часть, Allegro molto vivace, изложенную в свободно трактованной сонатной форме без разработки. Боль и страдание, которыми проникнута первая часть, сменяются здесь светлой жизнерадостностью, жанрово-танцевальными образами. Пьеса пронизана стремительным движением тарантеллы, которое, однако, смягчено лирическими интонациями: ласковыми, «просящими» мотивами в главной теме, нежными печальными фразами скрипки перед побочной темой, вновь обретающей энергию стремительного танца. Третья часть — лишь краткое связующее построение, где напряженные тревожные мотивы, Allegro moderato, сменяются задумчивым речитативом, Adagio. Наиболее развернута четвертая часть, Andante ma non troppo е molto cantabile ля мажор — тема с вариациями, образующая лирический центр композиции. Светлая, идиллическая мелодия основана на задушевной «беседе» двух скрипок, которые передают друг другу краткие мотивы, сопровождаясь «серенад-ным» pizzicato виолончели. В каждой из шести вариаций тема обретает новый облик, поражая многообразием и свежестью трансформаций и сохраняя в то же время четкость и единство развития. В первой вариации ласковые, мечтательные фразы и отвечающие им мотивы видоизменяют тембровую окраску, расцвечиваются кружевом фигурации. Во второй вариации, Piu mosso, ускоряется темп, реплики скрипки и виолончели сочетаются с отрывистыми аккордами сопровождения, сменяясь в конце энергичными унисонами. Третья вариация, Andante moderato е lusinghiero, основана на канонических имитациях; трепетные и нежные «вздохи» в первом разделе сменяются причудливо-фантастическими трелями и sforzandi во втором. В четвертой вариации, Adagio, лирическое излияние всех инструментов изложено большей частью в высоком регистре, прерываясь неожиданными аккордами pizzicato. В пятой вариации, Allegretto, от мелодии остается лишь гармоническая и структурная основа — тема спрятана в прозрачно звучащих имитациях кратких мотивов. Но наиболее поразительна шестая вариация, Adagio ma non troppo e semplice, где тема изложена в хоральных аккордах, исполненных торжественного благоговения, которое временами нарушают угрожающие мотивы виолончели и резкие гармонические сдвиги. Кода, начинаясь как следующая вариация, дважды возвращает начало темы, где взволнованные ускорения темпа сменяются заливчатыми трелями скрипки и просветленным, истаивающим заключением. Резчайший контраст вносит пятая часть, Presto ми мажор — стремительное скерцо, пронизанное терпкой жанровостью, сверкающим юмором и жизнерадостностью. Развитие энергичной темы основного раздела в духе сельского танца изобилует неожиданными модуляциями, колоритными сопоставлениями тембров и регистров. Первая тема дважды звучащего трио близка начальной мелодии раннего бетховенского Квартета, соч. 18 №2. Но здесь она, как и сменяющие ее «размашистая» мелодия у унисона всех инструментов и бойкий танцевальный мотив, переходящий в шутливое pizzicato, обретает народно-жанровый оттенок, как и в трио скерцо Девятой симфонии, с четко ощутимыми славянскими (быть может, даже русскими) интонациями. Отголоски всех мотивов трио слышны в коде. Вспышка безудержного веселья, завершающая скерцо, внезапно обрывается. Шестая часть, Adagio quasi un poco andante соль-диез минор, написанная в сжатой двухчастной репризнои структуре (она служит кратким вступлением к финалу), вновь переводит в трагедийную сферу. Скорбная ламентозная мелодия, переходящая от альта к первой скрипке, исполнена горестного отчаяния, имитации краткого пунктирно-ритмованного мотива напоминают траурное шествие. Гневные унисонные возгласы открывают финальное Allegro в сонатной форме — героико-драматический эпилог Квартета, с поистине симфонической мощью воскрешающий типичные для Бетховена образы борьбы с враждебными силами рока. Главная тема, пронизанная упрямым пунктирным ритмом, выдержана в характере сурового героического марша; ее дополняет жалобная мелодия, представляющая свободное обращение темы начальной фуги. Мажорная побочная партия подобна далекой недосягаемой мечте: нисходящая гаммообразная мелодия сопровождается напевом первой скрипки в светлом высоком регистре. В разработке вновь вспыхивают образы сражения. Контрапунктическое развитие главной темы и вступительного мотива сменяется тихим тремолирующим эпизодом, в котором словно слышна отдаленная гроза, разражающаяся с наступлением репризы. 'В масштабной коде дальнейшее развитие всех мотивов главной темы увенчано победными мажорными аккордами, оптимистически завершающими одно из самых замечательных творений великого композитора. * * * Заслуженный коллектив республики, лауреат международных конкурсов Государственный квартет Грузии в составе народных артистов республики К. Вардели (первая скрипка), Т. Батиашви-ли (вторая скрипка), Н. Жвания (альт), О. Чубинишвили (виолончель) уже ряд лет достойно представляет искусство советского камерного ансамблевого музицирования у нас в стране и далеко за ее пределами. Обширны гастрольные. маршруты квартета. Венгрия, ГДР, Швеция, Норвегия, Финляндия, ФРГ, Бельгия — повсюду его выступления пользовались неизменным успехом, получая широкий резонанс в прессе. Творческий почерк коллектива в целом и каждого из его участников в отдельности отмечены печатью профессионализма высокого ранга, чувством большой музыкальности и исполнительской культуры. Квартет всегда оставался неизменным пропагандистом и первым исполнителем сочинений грузинских композиторов. Творческая дружба соединяет квартет Грузии с С. Цинцадзе, С. Насидзе, Н. Габуния, Т. Бакурадзе, И. Барданашвили и другими. Репертуар ансамбля богат и разнообразен. Его составляет классика — русская и зарубежная, а также музыка современных композиторов — от Бартока до Шостаковича. Особое место в творческих планах коллектива отводится подготовке программы «Все квартеты Бетховена» и ее записи на диски. Н. Димитриади, кандидат искусствоведения |