6 дней
О сайте17 5 | С60 26911 009 1988, дата записи: 1984 |
Синдром. Битлз. Африканский цветок. Дамы в "Мерседесе". Самые лучшие песни. Ты мне нужна здесь. Иванушка-дурачок. Гэри Бертон (вибрафон), Макото Озоне (ф-но), Стив Суоллоу (бас-гитара), Майк Хаймен (ударные). По лицензии ЕСМ Records GmbH, Мюнхен. АОЛЗ |
С60-26911-2. Квартет Гэри Бёртона (Gary Burton Quartet) 01 01.Синдром (Syndrome) (Carla Bley) 02.Битлз (The Beatles) (John Scofield) 03.Африканский цветок (African Flower) (Duke Ellington) 04.Дамы в "Мерседесе" (Ladies In Mercedes) (Steve Swallow) 02 05.Самые лучшие песни (Real Life Hits) (Carla Bley) 06.Ты мне нужна здесь (I Need You Here) (Makoto Ozone) 07.Иванушка-дурачок (Герман Лукьянов) Гэри Бёртон Gary Burton (вибрафон) Макото Озоне Makoto Ozone (ф-но) Стив Суоллоу Steve Swallow (бас-гитара) Майк Хаймен Mike Hyman (ударные) По лицензии ЕСМ Records GmbH, Мюнхен Запись 1984 © "Мелодия", 1988 |
Сейчас, конечно, мы уже знаем, что нет особых инструментов, которые использовались бы только в джазовой музыке. И все же практика показывает, что какие-то из них пользуются среди джазменов большей симпатией. Как правило, это те, на которых можно добиться индивидуализированного тембра, как бы «второго голоса» (по аналогии со «вторым я»). Однако это рассуждение никак не объясняет популярности в джазе вибрафона. Ведь в музыке симфонической его относят к оркестровой экзотике — ближе к ксилофону и глокеншпилю. У вибрафона, при его красивом звуке и способности быть одноголосным и многоголосным инструментом, есть замечательное для джаза качество — быстрая атака: здесь между ударом и звуком нет никаких механических посредников, как в клавишных. Начиная с 1930-х годов, когда этот инструмент завоевал популярность в исполнении Ре-да Норво и Лайонела Хэмптона, вибрафон занял видное место в джазовой инструментальной палитре. Среди корифеев джазового вибрафона Гэри Бертон выделяется полным, выразительным звуком, интеллигентной, элегантной манерой игры, стремлением к небанальности гармоний и ритмических рисунков, мотивной изобретательностью. Не многие станут оспаривать утверждение, что сегодня он лучший джазовый вибрафонист мира. Гэри Бертон родился в маленьком городке в штате Индиана в 1943 году. Когда ему исполнилось шесть лет и, по мнению родителей (которые не были музыкантами), настала пора заняться музыкой, мальчик выбрал маримбу. На ней, а затем и на вибрафоне он занимался самостоятельно, играл детскую классику, как все, без большой охоты. Его вполне устраивало, что на такой редкостный инструмент не нашли учителя, но, как потом оказалось, вреда это тоже не принесло — вибрафон не требует ни развития амбушюра, ни тщательности в постановке рук. Так, во всяком случае, считает сам Бертон, рассказавший мне о своей жизни и взглядах на музыку во время короткого визита в нашу страну в 1983 году. Увлечение джазом началось со случайно услышанной пластинки пианиста Эрролла Гарнера — ее кто-то принес отцу послушать. Потом он сам стал собирать записи и изучать игру Джорджа Ширинга, Бобби Тиммонса, Оскара Питерсо-на, Дэйва Брубека. А играть приходилось одному — партнеров не было. Их он находил в соседнем городе в часе езды, куда его возил отец. Едва дождавшись окончания школы, Гэри, мечтавший вырваться из своего захолустья, уехал в Бостон, чтобы поступить там в музыкальный колледж Беркли—единственное в ту пору место в стране, где фундаментально учили джазу. Два года в Беркли дали ему очень много. С утра до вечера он только и делал, что слушал, ана-лизировал, упражнялся, играл и снова играл со студентами и педагогами колледжа. О Бертоне узнали, о нем заговорили, росло число предложений работать, и вот уже Бертон в Нью-Йорке. Жить и работать там было непростым испытанием для провинциального юноши, и Гэри Бертон его выдержал. В выходящей раз в 10 лет «Джазовой энциклопедии» в 1960-х годах впервые появляется его имя. О нем говорится как о самом многообещающем молодом джазмене, новаторе и в области музыкального мышления и в области техники игры. Действительно, Гэри Бертон первым развил и довел до совершенства игру одновременно тремя и четырьмя палочками-маллетами. «Меня всегда больше тянуло к пианистам, чем к вибрафонистам,— говорил он мне.— Билл Эванс оказал на меня огромное влияние. Я был студентом, а он был новатором фортепиано. Я учился его приемам аккордового голосоведения. Они расширили горизонты джазовой гармонии, и сегодня мы их слышим у всех ведущих джазовых пианистов — у Кориа, Хэнкока, Джар-ретта». У Гэри Бертона есть ряд собственных сочинений, но играет он, как правило, пьесы других. В этом выборе он беспристрастен. «Они просто делают это лучше меня»,— говорит он о своих любимых авторах, среди которых Карла Блей, Стив Суоллоу, Чик Кориа. Кстати, в Москве он поиграл с музыкантами, высоко отозвался о Лукьянове, Левиновском, Двоскине, Козлове, Чернышеве, а вернувшись домой и прослушав массу подаренных ему советских джазовых грампластинок, «снял», как это делают обычно джазмены, одну из полюбившихся ему пьес. Так появилась на этом диске «лукавая» пьеса Германа Лукьянова «Иванушка-дурачок». Записанный на этой пластинке Стив Суоллоу (р. 1940) признан сегодня лучшим джазовым бас-гитаристом. Росту престижа этого инструмента в джазе способствовала игра Суоллоу, очень волевая и необычайно содержательная как по басовым функциям,- так и по мелодическим линиям. Он начинал в студенческом диксиленде, который приглашал таких солистов, как Рекс Стюарт, Бак Клейтон (трубы) или Пи-Ви Расселл (кларнет), и любовь к старому джазу сохранилась у него на всю жизнь. Его влекут «эксперименты и новая музыка» — пианисты Пол Блей, Джордж Расселл, Арт Ланде, саксофонист Джимми Джуффри, гитарист Джон Скофилд. Он с удовольствием работал с такими ярыми мэйнстримовцами, как саксофонисты Стэн Гетц, Зут Симе, трубач Арт Фармер. С Гэри Бертоном его связывает двадцатилетняя дружба и сотрудничество. «Стив — необыкновенно эрудированный музыкант, глубоко разбирающийся во всем. Играет он блестяще, у него свой стиль, он прекрасно сочиняет и аранжирует. Я всегда с ним советуюсь. Так что для меня это не просто бас-гитарист»,— говорит Бертон. В квартете Бертона играют и двое музыкантов, которым чуть больше двадцати. На пианиста Макото Озоне сегодня возлагают большие надежды. Он уже записал два диска, сочиняет интересные темы. А когда он в 1980 году поступал в Беркли, то едва говорил по-английски, не умел читать нот и не знал ничего о Дэйвисе и Колтрейне. Он вырос в Кобэ, а его отец Минору Озоне, известный в Японии джазовый пианист классического толка, был его первым учителем. В Беркли одним из его педагогов оказался Гэри Бертон. Барабанщика Майка Хаймена Бертон впервые услышал (и отметил про себя) в какой-то летней музыкальной школе, когда тому было лет четырнадцать. А пять лет спустя взял его в свой ансамбль и теперь очень им гордится. И музыканты, которые представлены на этой пластинке, и музыка, которую они играют, занимают видное место на современной джазовой сцене. Алексей Баташев |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-88. Сторона 1 Выпуск 1989 г. |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-88. Сторона 2 Выпуск 1989 г. |
ЛЗ 1988 Другое расположение текста |