6 дней
О сайте1 1 | А10 00327 002 1988, дата записи: 1987 |
А. Мартынов (тенор), А. Сафиулин (бас), хор мальчиков Московского хорового училища им. А. Свешникова, худ. рук. В. Попов, Гос. симф. орк. Министерства культуры СССР / Г. Рождественский Цифровое издание MEL CO 0816 Георгий Дмитриев родился в 1942 году в Краснодаре. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу профессора Д. Б. Кабалевского. Среди сочинений композитора – опера «Любимая и потерянная» (по роману М. Каллагана), оратория «Космическая Россия», две симфонии, концертная симфония «Памяти Александра Сергеевича Пушкина», симфоническая хроника «Киев», Концерт для скрипки с оркестром, «Сантана» для солирующих инструментов, инструментальных ансамблей, хоровых и оркестровых групп, «Сцена» для клавесина, контрабаса и камерного оркестра, «Сивилла» для флейты и камерного оркестра, «Ледостав-Ледоход» для двух струнных оркестров и ансамбля ударных, четыре струнных квартета, камерная вокальная и инструментальная музыка, хоровая, детская, киномузыка. В марте 1983 года им была написана оратория «Из Повести временных лет» для двух солистов, хора мальчиков и камерного оркестра. В основу сочинения положен текст русской летописи XI века – выдающегося литературного памятника Киевской Руси (монтаж текста сделан автором музыки). О значении «Повести временных лет» академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотическая возвышенность рассказа, широта политического горизонта, живое чувство народа и единства Руси составляют исключительную особенность “Повести временных лет”». Вот что говорит сам композитор об истории создания оратории: «Мое обращение к летописи не было случайным, и дело здесь не в идеализации старины, дело в потребности живого ощущения тех духовных реалий – “духовных радаров”,– которыми порождены и исторические вершины в народной судьбе, и теплота индивидуального патриотического чувства». Можно утверждать, что сочинение взращено духом «великой и своеобразной культуры Древней Руси, где тесно переплетаются изобразительное искусство и литература, гуманистическая культура и материальная, широкие международные связи и резко выраженное национальное своеобразие» (Д. С. Лихачев). Оратория развивает одну из ведущих тем симфонических произведений Г. Дмитриева (в частности Второй симфонии, симфонической хроники «Киев») – тему исторического предназначения Родины, героического подвига ее народа, причем для выражения своих замыслов композитором найден, как отмечал критик В. Задерацкий, «новый тип музыкальной национальной речи... где русская окраска передается не столько через мелос, сколько через богатство звуковой палитры». Для оратории, несмотря на значительность и весомость замысла, характерны прозрачность и чистота письма, конструктивная строгость и колористическая яркость. Здесь нет цитат древнерусских распевов, стилизации, тем не менее партитура отмечена «иконописным» колоритом, чему способствует и архаическое звучание древнерусского текста (случай редкий в композиторской практике), отсутствие в вокальных партиях женских голосов, наконец, своеобразная драматургия тембров. Оратория посвящена замечательному коллективу – хору мальчиков Государственного академического хорового училища имени А. В. Свешникова и его руководителю, народному артисту РСФСР В. С. Попову, так как произведение изначально было задумано для определенного состава исполнителей с использованием выразительных возможностей хора мальчиков. Пять частей произведения обрамлены Прелюдией и Постлюдией, перемежаются инструментальными Интерлюдиями. Части исполняются без перерыва. Прелюдия – краткое вступление, вводящее в действие. Первая часть «Откуду Руская земля стала есть» повествует об основании Киева, о приглашении на княжение Рюрика, Синеуса, Трувора, которые должны прекратить братоубийственные раздоры. Первую и вторую части разделяет Интерлюдия I – соло клавесина. Его тихий шелест сродни шороху перелистываемых страниц летописи. В дальнейшем звучание клавесина становится лейттембром интерлюдий. Вторая часть «И прозваша Олга – вещий» – портрет одного из известнейших деятелей Древней Руси, Олега. Он стал княжить в Киеве, провозгласив: «Се буди мати градом русьским». Эпизоды оратории ассоциируются с «клеймами» древнерусских икон. Клейма – небольшие живописные фрагменты, окружавшие по краям основное изображение. Таким образом древние живописцы имели возможность помещать в одновременности события, происходившие в разное время. Музыкальному произведению это особенно импонирует, так как для него важна не хронологически точная последовательность событий, а их суть (таким приемом и оперирует автор данного сочинения). Одно из «клейм» оратории – эпизод похода Олега на Царьград, где он одержал победу над греками и «утвердиша мир». Первая и вторая части исполняются солистом-басом, голос которого перемежается репликами хора. Не менее важное «действующее лицо» – оркестр. В его партии использована серийная техника письма; серия – ладогармонический комплекс, c которым композитор обращается свободно, согласуясь лишь с логикой развертывания композиции. Интерлюдия II –это самостоятельная оркестровая пьеса, настолько живописная, что вызывает в памяти цикл языческих полотен Н. Рериха. Насыщенное звучание оркестра заставляет забыть о том, что состав его камерный. Тем более, что он включает всю палитру красок симфонического оркестра, а возможности инструментов используются максимально (к примеру, игра многозвучиями у деревянных духовых и т. п.). Третья часть «Си бысть аки зоря пред светом» – портрет-«житие» княгини Ольги. Часть широко развита, состоит из трех эпизодов, солист – тенор. Умна Ольга, хитра, смела; первый эпизод – ее месть за смерть мужа, князя Игоря. Обложила Ольга город древлян, потребовала у них дань – по одному голубю или воробью с каждого двора. Привязала к птицам зажженную паклю, и они, возвратившись в свои дома, подожгли их. И «побежали люди из града». Смятение и ужас прекрасно переданы хором, в партии которого использованы приемы алеаторики. Второй эпизод – паломничество Ольги в Царьград, где своим обаянием и красотой она покорила византийского царя. И крестил он ее, язычницу. Поэтичностью, прозрачностью звучания выделяется третий эпизод – четырехголосный хоровой канон a cappella. Четвертая часть «Володимер же просвещен сам, и сынове его, и земля его». Первый эпизод – рассказ тенора о крещении Руси. Владимир приказал опрокинуть идолов и объявить, чтобы все собрались у Днепра. Священники крестили народ, «и бяше си видети радость на небеси и на земли...». Второй эпизод контрастен начальному. Пришли печенеги – Русь готовится к битве. По обычаю того времени, перед началом сечи должны сойтись в единоборстве воины с той и другой стороны. Испытали русского воина – пустили мимо него быка, и вырвал воин у него кожу с мясом. Сошелся русский с печенежином – удавил его. «И печенези побегоша...». Интерлюдия III – соло ударных, вводит в образный строй пятой, кульминационной части – «Придоша иноплеменьници на Русьску землю; половьци мнози». К ней устремлено все предыдущее развитие. Здесь происходят наиболее драматичные события – нашествие половцев, закипание внутренних княжеских раздоров. Своеобразно решенный четырехголосный хоровой канон «негодует, возмущается» случившимся. Оркестр контрапунктирующим каноном на «свою» тему поддерживает его. Здесь же мы узнаем о кровавой истории – ослеплении князя Василька. Подробности злодеяния ужасны. Композитор эмоциональную атмосферу происходящего моделирует очень точно. Главная кульминация части и всей оратории – соло баса. В его выкриках-заклинании утверждается вера в великое будущее страны, способность народа превозмочь все невзгоды и утвердить счастье на земле. Трижды звучит призыв-обращение к князьям: «Не можете погубити Русьскые земли!» Интерлюдия IV дает спад напряжению. Следуя музыкальной традиции, да и живописной тоже, когда художник порой помещал свое изображение среди персонажей полотна, Георгий Дмитриев вводит сюда свою тему-монограмму. Постлюдия возвращает музыку Прелюдии; тихая перекличка двух детских голосов вносит просветление и умиротворение. Летописец окончил свой труд. В своем прочтении партитуры крупнейший советский дирижер, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Геннадий Рождественский подчеркивает эпичность, неторопливый разворот событий, их масштабность, внутренний смысл, тонко передавая при этом особенности музыкальной ткани оратории – полифоничность, разнообразие колорита, драматургическую ясность. Г. Рождественскому свойственно отбирать среди новых сочинений советских композиторов именно те, которые впоследствии становятся заметным явлением в концертной жизни. Так случилось и с произведениями Г. Дмитриева. Обращаясь к ним неоднократно, дирижер представлял их публике как в нашей стране, так и за рубежом. Татьяна Журбинская |