6 дней
О сайте6 | С20 26089 005 1987, дата записи: 1986 |
Сторона 1 . B. Лямкин. СИБИРСКИЕ УЗОРЫ Сюита для оркестра русских народных инструментов 1. Пробуждение — 2.10 2. Частушка — 1.55 3. Песня — 1.43 4. Выкрутасы — 3.35 А. Тимошенко. РУССКАЯ-ЗАБУБЕННАЯ — 6.20 Концертная пьеса для баяна с оркестром русских народных инструментов Анатолий Ручин, баян Сторона 2 А. Соловьев. ПЕСНЯ из «Русской сюиты» — 3.00 С. Василенко. СЮИТА для балалайки с оркестром русских народных инструментов 1. Вальс —3.32 2. Романс — 3.57 3. Гавот — 1.45 4. Мексиканская серенада — 2.54 Александр Клюев, балалайка В. Лямкин. СИБИРСКИЕ ГУЛЯНИЯ Пьеса для оркестра русских народных инструментов — 4.55 Звукорежиссер Ф. Гурджи. Редактор В. Насонов Художник М. Румянцев Запись 1986 г. |
Оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения был основан в декабре 1927 года. Он состоял из семнадцати энтузиастов, музыкантов-любителей, занимавшихся в самодеятельности клуба Сибирского краевого союза. Инициатором создания и руководителем коллектива стал талантливый музыкант-любитель Василий Гирман, игравший на многих народных инструментах. Уже на первых этапах работы Гирман поставил перед музыкантами задачу — собрать бытовавшие в Сибири народные песни и танцы и обработать их для домрово-балалаечного состава исполнителей. Так было положено начало этому самобытному коллективу. В 1932 году оркестр возглавил профессиональный дирижер Петр Панфилов. Он провел г, огромную работу по расширению репертуара, в который вошло множество популярных произведений классической музыки. В 30-е годы заметно вырос профессиональный уровень коллектива и увеличился его состав. Великая Отечественная война прервала деятельность оркестра — многие исполнители ушли на фронт. Только в 1944 году начинается работа по восстановлению оркестра, вновь порученная Панфилову. Это были трудные годы, многое приходилось начинать сначала; восстанавливался нотный материал и инструментарий, утерянный во время войны. Именно в это время в коллективе, который насчитывал лишь 15 человек, начинают работать дочь создателя оркестра домристка Нина Гирман, концертмейстер оркестра Лев Розин и концертмейстер альтовых домр и исполнитель на гитаре Виктор Ламанов. Эти музыканты стали творческим, организующим звеном оркестра и плодотворно работают в нем до сих лор. Музыканты вспоминают о том, как в те далекие и трудные годы Нина Васильевна Гирман буквально по крупицам восстанавливала оркестровую библиотеку, а Лев Борисович Розин, прекрасный инструменталист, не жалея сил, занимался с каждым оркестрантом индивидуально и даже написал специальные этюды для преодоления технических трудностей. В 1945 году оркестр возглавил Иван Матвеевич Гуляев, человек неутомимой энергии Нужны были профессиональные кадры оркестрантов, высококачественные инструменты, но вые оригинальные произведения, а следовательно, талантливые, деятельные композиторы Их нужно было не только найти, но и за интересовать, привлечь к созданию партитур для народного оркестра. В 1948 году Гуляев попросил тогда еще молодого Валентина Левашова написать небольшую пьесу для оркестра. Затем появились в репертуаре оркестра сочинения А. П.Новикова, В. Н. Денбского. Начало контактам с сибирскими авторами было положено. Оркестр превратился в своеобразную творческую лабораторию, в которой велись кропотливые поиски «своего репертуара». В рождении каждого произведения Иван Матвеевич Гуляев принимал активное участие и часто сам оркестровал их, поскольку хорошо знал специфику и возможности всех инструментов. Формирование народного оркестра Новосибирского радио и телевидения было теснейшим образом переплетено с развитием культуры Сибири. Организация музыкальных школ, училища, филармонии, театра оперы и балета, Союза композиторов и, наконец, консерватории — все это питало коллектив. И оркестр, в свою очередь, прочно вошел в жизнь каждой из этих творческих организаций. Появилась возможность более строгого отбора среди желающих работать в оркестре. Долгие годы заслуженный деятель искусств РСФСР И. М. Гуляев вел в консерватории классы инструментовки и дирижирования. В 1969 году он пригласил на работу в оркестр в качестве второго дирижера своего бывшего ученика Владимира Гусева. Работая с молодым дирижером бок о бок в оркестре Новосибирского радио и телевидения, передавая ему свой богатый опыт, Иван Матвеевич, по существу, передал оркестр. Сейчас коллектив в руках настоящего мастера, заслуженного деятеля искусств РСФСР В. П. Гусева — интересного музыканта, ищущего, думающего, много и плодотворно работающего. На грампластинке представлены сочинения известных композиторов (А.Тимошенко, С.Василенко) и молодых авторов, которые сотрудничают с оркестром совсем недавно. «Русская сюита» А. Соловьева (на пластинке записана только первая ее часть — «Песня») впервые была исполнена по Новосибирскому радио в 1985 году. Это первая авторская работа молодого музыканта, выпускника факультета русских народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. В. Лямкин больше известен как блестящий мастер инструментовки. Композиторские опыты его появились недавно. Это концертные пьесы, фантазии, сюиты, основанные на интонациях сибирского фольклора, темах известных песен композиторов-сибиряков (Фантазия на темы песен Н.Кудрина, пьесы «Сибирские потешки», «Сибирские гуляния», сюита «Сибирские узоры»). Произведения В. Лямкина, написанные в традиционных жанрах и формах, привлекают особенной красочностью и изобретательностью инструментовки. НИНА ДУБНОВА |