Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
4
1
1 участник имеет этот альбом
С10 25831 002
1987, дата записи: 1986
Alder / 2013-01-05 11:02:11 / Редакция № 6: 2023-10-18 21:26:42
Изображение
1. Школа фехтования для струнных и basso continue (И. Г. Шмельцер);
2. Capriccio stravagante для струнных и basso continue (К. Фарина);
3. Битва для струнных и basso continue (И. Г. Бибер)
4. Серенада для струнных, basso continue и ночного сторожа (баса) (И. Г. Бибер)

«Академия старинной музыки»:
Татьяна Гринденко (1- 4), Павел Горбенко (1, 3, 4), Алексей Шалашов (3) - скрипки;
Наталия Панасюк (1-4), Алексей Дьячков (2-4), Кирилл Белоцветов (3), Валентин Красильников (3) - альты;
Сергей Голубцов - виолончель (1, 2, 4);
Виктор Ляшко (1, 3, 4), Рустем Габдуллин (3) - контрабасы;
Алексей Любимов - клавесин (1 - 4);
Дмитрий Кирпотин - бас (4)

Цифровое издание MEL CO 1311
Alder / 2013-01-05 11:02:11 / Редакция № 4: 2023-10-18 21:26:28
XVII век знаменует расцвет искусства барокко. Это время широких перемен в сознании общества, в его культуре и быту. Театральность, зрелищность, условность становятся неотъемлемой частью всех сторон светской жизни. Не случайно мысль «Мир есть театр» — одно из основополагающих представлений этой эпохи. Музыканты выдвигают новые идеи, связанные прежде всего со сценой. В Италии появляются первые оперы. Музыка постепенно теряет связь со средневековой концепцией «семи изящных искусств», освобождаясь от старых правил и приемов. Теперь главной задачей светской музыки становится выражение страстных эмоций, звукописание аффектов, состояний, изображений конкретных событий. Музыканты ставят целью описать музыкой — наравне со словом — все происходящее. Изобразительные средства, найденные в ранней опере, быстро переходят в чисто инструментальную музыку. Постепенно складывается — сначала в итальянской музыке, затем во французской, австрийской, английской, позже в немецкой — новый язык музыкальной изобразительности, программности. Это язык, соответствующий, с одной стороны, общему развитию музыки как звуковой «речи» (риторика и музыка оказались сплавленными друг с другом в эпоху барокко), с другой стороны, способный при помощи самых невероятных эффектов «пересказать» любые события - реальные и фантастические. Музыка заявляла о своем праве изобразить все что угодно: крики животных и птиц (К. Фарина, Г.И. Бибер), сцены реальной жизни (Г. И. Бибер, И. Г. Шмельцер), библейские сюжеты («Музыкальные истории» И. Кунау), абстрактные и философские понятия («Элементы» Ж. Ребеля), иронические и серьезные описательные сцены («Операция по удалению камней» М. Маре, «Расцвет великой и древней менестрельщины» Ф. Куперена, «Надгробия» у французских лютнистов и клавесинистов XVII века), не говоря уже о человеческих характерах. Одна из самых первых и самых ярких попыток театрального изображения жизни в чисто инструментальной музыке - «Странное каприччио» Карло Фарины (ок. 1600—1640), изданное в Дрездене в 1626 году. «Странность», «прихоть», «причуда» — ключевые понятия в эстетике итальянского барокко («Странные консонансы» Дж. Маккуэ и Дж. М. Трaбaчи, «Хроматическая странная фуга» Дж. дель Буоно). «Странностями» поражали воображение современников Дж. Фрескобальди и К. Монтеверди. Ученик последнего, Фарина достигает поразительной изобретательности, применяя новаторские звуковые эффекты. «Странное каприччио» построено как пестрая карнавальная цепь зарисовок реальной жизни (своего рода «стоп-кадров»), перемежающихся с фрагментами танцев и канцон. Пародия, шутка господствуют в этом музыкальном спектакле, где в виде персонажей изображаются животные и имитируются различные музыкальные инструменты. Вслед за вступительной праздничной канцоной звучат лира, издающая нудное скрипение колеса, типично итальянские наигрыши пифферино (дудочек), «Лира на другой лад» вызывает в памяти крестьянский танец, затем мастерски обыгрывается - впервые в истории музыки — новаторский эффект Col legno, вызывающий ассоциации с изображениями «Пляски смерти». Краткими фрагментами «нормальной музыки» предваряются появления следующих «персонажей»: трубы (кларино) и походных литавр, курицы и петуха, маленьких флейт (где скрипачам предписано играть очень нежно у подставки), заблудившегося в модуляциях незадачливого органиста (opганный регистр «тремулянт» изображается особым видом тремоло — как бы пульсирующим, неравномерным ведением смычка). В танцевальные эпизоды врываются резкие диссонансы — словно язвительный смех над персонажами. Быстро сменяют друг друга солдатские трубы и барабаны, кошачий концерт, полифоническое адажио, лай собак, хорал, звуки испанской гитары, и наконец музыка словно растворяется в неопределенном звучании, унося с собою только что изображенный фантасмагорический калейдоскоп. Примечательно, что Фарина снабдил свое «Каприччио» точными указаниями для исполнения предписанных им эффектов.
Музыкальные изобретения Фарины получили дальнейшее развитие в творчестве крупнейших австрийских мастеров XVII века Шмельцера и его ученика Бибера. Музыка Иоганна Генриха Шмельцера (1623—1680), сына офицера, выросшего в военном лагере, а затем «распорядителя придворных балов» у Леопольда I, впитала самые пестрые элементы, в том числе фольклор разных народов. «Школа фехтования» построена по схеме танцевальной сюиты: инструментальные арии, быстрая сарабанда, куранта во французском стиле соответствуют традиционным танцам XVII века. Однако заключительные эпизоды сюиты необычны: это «Школа фехтования», где виртуозные выпады фехтующих изображены столь же виртуозными пассажами скрипки, и завершающая действие «Ария во время омовения».
Творчество выдающегося австро-чешского композитора Генриха Игнаца Бибера (1644—1704) чрезвычайно многогранно. Его перу принадлежат оперы, духовная и инструментальная музыка. Будучи выдающимся скрипачом-виртуозом, он усовершенствовал скрипичный стиль, экспериментируя со скордатурами (перестройка струн). «Действа», разыгрываемые Бибером в инструментальных произведениях, касаются светских и духовных тем. Достаточно назвать его «Сонату — представление животных» и «Сонаты к вящей славе Господа, Девы Марии и святой Цецилии», танцевальные сюиты и «Сонаты-мистерии». «Серенада для струнных, basso continuo и ночного сторожа (баса)» является предшественницей будущих венских дивертисментов и кассаций. Танцы -- аллеманда, ария (схожая с французской курантой), гавот - обрамлены вступительной «серенадой» и заключительной «ретирадой». Неожиданным сюрпризом в этой в общем-то традиционной сюите является пародийная «чакона», исполняемая пиццикато, имитирующая игру уличных музыкантов, в которую вторгается пение ночного сторожа: «Слушайте, господа, дозвольте вам сказать, что пробило девять, гасите свет и спите с миром, и благословите Господа и святую Деву».
«Битва» - одно из самых ярких в своей изобразительности и экспериментальной смелости произведений Бибера. Ее жанровые истоки восходят к вокальным и инструментальным батальным пьесам и танцевальным сюитам мастеров французского Возрождения. Однако здесь карнавальное зрелище и грубоватая ирония главенствуют над музыкальной формой. Уже в подзаголовке этого «музыкального представления» сплавлены шутливое жанровое содержание и тонкая ирония автора: «Беспутная пирушка мушкетеров, Марс (марш), битва и плач раненых, а также ария - всему этому подражая и Бахусу посвящая». В небольшой «Сонате», открывающей произведение, слышатся радостные фанфары, сопровождаемые бряцанием оружия (здесь используется прием Col legno). Затем Бибер изображает подвыпившую компанию, бессвязно поющую на разные лады: одновременно звучат различные народные песни. Далее идет сцена с фехтующими офицерами. В названии следующего эпизода заключена игра слов: это и марш и изображение бога войны Марса. Разыгрывается он двумя инструментами - солирующей скрипкой и контрабасом, передающим глухие удары барабана. Затем следуют Presto, как бы воплощающее сцену скачек, «Ария» и наконец собственно «Битва». Слышатся фанфары и пушечная стрельба, изображаемая сильными пиццикато контрабасов с ударами о гриф (прием, ассоциирующийся прежде всего с музыкой ХХ века). Венчает произведение «Плач раненых мушкетеров», пронизанный жалобными интонациями,— достойный финал для незадачливых хмельных бойцов.
А. ЛЮБИМОВ
Московский ансамбль «Академия старинной музыки» возник в 1982 году по инициативе и при постоянном участии Татьяны Гринденко и Алексея Любимова. Целью его деятельности является аутентичное исполнение музыки XVII--ХVІIІ веков, включая инструментарий и манеру игры. В репертуаре ансамбля произведения И. С. Баха, Генделя, Телемана, Вивальди, К. Ф. Э. Баха, Гайдна, Л. Моцарта, В. А. Моцарта, французских, австрийских и английских композиторов барокко, русская музыка XVIII века.
Настоящая программа, неоднократно исполнявшаяся в различных городах СССР, является первой записью ансамбля на пластинку. В записи использованы итальянские и французские струнные инструменты XVII— XVIII веков, клавесин мастера Ф. Равдоникаса (по фламандскому оригиналу XVII века). Строй — 415 герц (около 1/2 тона ниже современного).
В серию «Факсимиле» включены записи музыкальных произведений XVI - начала XIX веков в звучании, соответствующем времени их возникновения. Это касается как выбора инструментов (старинных или их копий), так и нотного текста и исполнительских приемов данной эпохи.
Евгений Вадимович / 2022-07-08 23:57:15
Изображение
ЛЗ, 1987
vyksunec / 2015-05-17 00:48:18 / Редакция № 1: 2017-04-14 09:18:43
Изображение
admin / 2017-04-14 09:18:50
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка