4 дня
О сайте11 4 | С10 25599 002 1987, дата записи: 1985 |
В. ОВЧИННИКОВ Сторона 1 ЭЛЕГИЯ ПАМЯТИ С. В. РАХМАНИНОВА Вокализ-кантата — 10.45 ФЕСТИВАЛЬ, симфоническая поэма — 13.58 Людмила Белобрагина, сопрано (1) Академический Большой хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Художественный руководитель К. Птица Главный хормейстер Л. Ермакова (1) Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижер ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ Сторона 2 AVE MARIA — 7.50 на латинском языке ВАЛЬС-ПОЭМА — 5.36 ЯРМАРКА, симфоническая картина — 11.25 Ольга Басистюк, сопрано (1) Ансамбль скрипачей Большого театра СССР (1) Ирина Зайцева, фортепиано (1) Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио (2, 3). Дирижер ВЯЧЕСЛАВ ОВЧИННИКОВ Редактор Л. Абелян. Оформление художника В. Иванова На лицевой стороне конверта: А. Шилов. Портрет Вячеслава Овчинникова (С) «МЕЛОДИЯ», 1987. Всесоюзная студия грамзаписи Записи Всесоюзного радио 1973 — 1985 гг. |
«Мне кажется, что можно соединить требования искусства с требованиями века, — говорил М. Глинка, — и писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике». Эти слова невольно вспоминаются, когда присутствуешь при исполнении музыки народного артиста РСФСР, лауреата премий Ленинского и Московского комсомола Вячеслава Овчинникова. На его концертах трудно выделить определенный круг слушателей, творчество композитора демократично в своей основе, «докладной самой широкой аудитории. В. Овчинников предстает не только как продолжатель бессмертной классической традиции, носитель исконного национального начала, но и как яркий первопроходец в области нового мелоса, гармонии, новых форм, всех атрибутов нового содержания. В то же время его верность пути, проложенному Глинкой, Чайковским, Скрябиным, Рахманиновым, подтверждает безусловное значение классической традиции для создания выдающихся музыкальных произведений. «Я русский композитор, — писал С. Рахманинов, — и моя родина воздействовала на мой темперамент и мои взгляды». Творчество Овчинникова как нельзя лучше подтверждает живительность этой взаимосвязи. Характернейшую особенность музыки В. Овчинникова отметил и подчеркнул особо Георгий Свиридов: «Это русский композитор, музыка его очень русская не только по темам, о которых он пишет, но и по интонационному строю своему... Но он не останавливается на этой традиции, он продолжает ее дальше». Свидетельство большого мастера говорит о постоянной творческой динамике Овчинникова, о самобытности его таланта. Именно эти качества позволяют композитору продолжать свой путь на той орбите всечеловечности, на которую вывели русскую музыку творения ее гениев. Сегодня мировой уровень прочно удерживают четыре симфонии Овчинникова, шесть его симфонических сюит, опера «На заре туманной юности», симфонические поэмы, увертюры, кантаты, оратории, хоровые, вокальные и инструментальные сочинения. Их исполняли выдающиеся музыканты нашего времени: Д. и И. Ойстрахи, Л. Коган и А. Наседкин, В. Климов и О. Крыса, О. Каган и Е. Сато, многие другие. Его произведения входили в репертуар ведущих оркестров под управлением А. Гаука, Г. Рождественского, А. Жюрайтиса, И. Шпиллера, Ю. Симонова, А. Дмитриева, самого автора. Немало потрудился Овчинников и в кинематографе. Его музыка во многом способствовала успеху фильмов «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов», «Андрей Рублев», «Степь», «Иваново детство», «Дворянское гнездо», «Земля», «Арсенал», «Авария», «Это сладкое слово свобода» и других, получив международное признание и как самостоятельное художественное явление. Крупнейшие фирмы мира — «Мелодия», «Victor», «Columbia», «Capitol», «Ariola» — выпустили грампластинки дирижера Вячеслава Овчинникова. На этом диске представлены произведения композитора, имеющие широкую известность. «Элегия памяти С. В. Рахманинова» (вокализ-кантата) создана к 100-летию со дня рождения великого композитора (1973). В ее исполнении в разное время с неизменным успехом участвовали Л. Белобрагииа, О. Басистюк, С. Лукашева, Л. Штанько, А. Аблабердыева и другие певицы. Симфоническая поэма «Фестиваль», сочиненная в 1957 году к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, — масштабное произведение, исполненное радости бытия, энергии молодости, зовущее к общению и единству юности всех стран и континентов. «Ave Maria» написана в 1960 году и впервые исполнена оркестром ГАБТа и Ольгой Басистюк под управлением автора. «Вальс-поэма» написан в 1968 — 1969 годах во время длительного пребывания автора за границей, в Югославии. Отсюда ярко выраженное ностальгическое настроение (пьеса посвящена матери композитора). Драматургия этого произведения базируется на одной теме и лейтритме, которые периодически вступают в противоборствующую связь. «Ярмарка» — красочная симфоническая картина, которая вобрала в себя все многозвучие, кипение русского народного действа: голоса зазывал, народные наигрыши, песни и танцы. Две песни — «Барыня» и «Вдоль по Питерской» — стали тем связующим и развивающимся материалом, который объединяет все произведение. Все произведения, записанные на этом диске, исполняются в интерпретации Вячеслава Овчинникова-дирижера. Исполнительская деятельность снискала ему не меньшую известность, чем композиторское творчество. Пафос героики и жизнеутверждающий оптимизм, философская углубленность и раздумье, возвышенность драматизма и проникновенная лирика, тонкая поэтичность и богатырский размах — все это передается им с необыкновенно живой творческой увлеченностью, непосредственностью и искренностью, впечатляя верным ощущением стиля и строгим художественным вкусом. «Взошла новая звезда — Вячеслав Овчинников, — писали японские музыкальные критики. — Исполнение демонстрирует неукротимую и жизненную мощь его таланта, которая не может оставить равнодушным слушателя. Это как взрыв энергии, ошеломляющий шквал музыки, ощущаешь лишь величие — без мелочей... Мощь, жизненность, одухотворенность — это хочется отметить особо. У Овчинникова выдающийся талант управлять оркестром, он удивительно тонко чувствует каждый инструмент...» Диапазон признания В. Овчинникова — композитора и дирижера — вбирает в себя огромное географическое и музыкальное «пространство»: СССР, Япония, Мексика, Италия, Чехословакия... Вот что писала газета «Руде право» после его выступления в ЧССР: «Если большой композитор серьезно занимается исполнительской деятельностью, то он достигает большего, чем просто интерпретатор». Эти слова Генриха Нейгауза в особенной степени относятся к Вячеславу Овчинникову — выдающемуся композитору и не менее выдающемуся дирижеру». Дирижерское искусство В. Овчинникова отличает гармоническая соразмерность чувства и мысли, огромной артистической воли и мощного темперамента. «Овчинников необыкновенно, уникально талантливый музыкант... Он сам дирижировал оркестром, и его требовательность была просто фантастической. В нем чувствуется благородная сдержанность вдохновения, творящего под контролем разума», — говорил Сергей Бондарчук. В ряду выдающихся современных творцов музыки и дирижеров Вячеслав Александрович Овчинников прочно занимает свое высокое место. Сегодня он, по словам Т. Хренникова, «один из талантливейших советских композиторов... Но и как дирижер он проявил себя ярко и убедительно. Его концерты, когда он дирижирует, привлекают внимание любителей музыкального искусства, залы на его концертах полны, у него такой дирижерский, исполнительский темперамент, который захватывает аудиторию». Музыка, представленная на этом диске, полностью подтверждает сказанное, являя собой образец синтеза большого композиторского таланта и дирижерского мастерства. Г. Заостровцев |