2 дня
О сайте2 | С10 24423 004 1987, дата записи: 1985 |
1, 2. Две танцевальные сюиты из Левенского сборника (П. Фалез); 3-8. Песни из сборников П. Аттеньяна - Та bonne grace (Рокле), Pour ung plaisir (К. де Сермизи), C'est Grand Pitie (П. Сертон), De vous servir (К. де Сермизи), Le yeulx bendez (Вермон), Amour me voyant (К. де Сермизи); 9. Musikalischer Tugendtspiegel (Э. Видман): Паваны - Margaretha, Johanna, Christina, Dorothea, Sibylla; Гальярды - Agatha, Clara, Euphrosina, Helena, Foelicitas; 10, 11. Celuy qui vent scavoir, S'il est ainsi que tu m'aymes (А. де Бертран); 12, 13. Lighten heavy heart thy spirite, Where are all thy beauties now (У. Корниш); 14. L'ultimo di de maggio (С. Феста); 15. Lilla da 1'acqua (Ф. Патавино); 16. Aqua non e 1'humor (Б. Тромбончино); 17. Интрады (X. Л. Хасслер). На французском (3-8, 10, 11), английском (12, 13) и итальянском (14-16) яз. |
XVI столетие часто называют эпохой танца. Действительно, всеобщее увлечение танцем, охватившее Европу XVI века, могло бы соперничать только с сегодняшним днем. Под воздействием гуманистических идеалов итальянского Возрождения плотина церковных запретов была наконец прорвана, и тяга к "мирским", земным радостям обнаружила себя беспримерным взрывом танцевально-песенной стихии. И если в XX веке развитие систем звукозаписи оказалось мощным фактором популяризации песни и танца, то в XVI веке аналогичную роль сыграло изобретение способов нотопечатания: издаваемые большими тиражами танцы начали странствовать из одной страны в другую. Каждая нация вносила свой вклад в общее увлечение. Торжествен- ные испанские паваны и итальянские пассамеццо, групповые круговые французские бранли, степенные немецкие аллеманды, живые, энергичные гальярды, появившиеся то ли с севера Италии, то ли с юга Франции, оторвавшись от родной почвы, путе- шествовали по континету, меняя облик, а иногда и название. Мода на танцы рас- постранялась быстро и быстро менялась. Первым нотопечатником в Париже был Пьер Аттеньяни. За период своей деятельности (1528 - 1552 гг.) он опубликовал около 1500 песен и множество сборников танцев. Его примеру следовал нидерландец Пьер Фалез, основавший крупное печатное дело сначала в Левоне(1545 г.), а затем и в Антверпене. Тиражи танцевальных изданий Фалеза для лютни, ансамблей, клавира дают представление о том, как стал попу- лярен этот вид музыки у поднимающегося среднего сословия. Пьесы в сборниках Фалеза, как правило, анонимны, часть из них - иностранная продукция, французская или итальянская. Танцы написаны просто, их удобно танцевать и легко сыграть. Основой для них нередко служила танцевальная мелодия какой-нибудь провинции или популярная песня, начальные слова которой помещались обычно рядом с названием танца. Очарование этих пьес в их напосредственности, близости к фольклору. В XVI веке сословные рубежи танца еще не обозначались: придворный танцевальный репертуар пополнялся из народного источника. В начале XVII века танцевальные пьесы начали объединять в концертные сюиты. Название и ритмическая схема танцев сохранялись, но роль их была уже другой: их не танцевали, их слушали. Танцевальная сюита становится важным этапом в раз- витии инструментальной музыки самостоятельного значения. Изданные в 1601 году интрады Хайса Лео Хасслера (1564 - 1612) предвещают зарождение в Германии этого жанра. (Термин "интрада" означает торжественное вступление, предшествующее отк- рытию бала или балету). А тринадцать лет спустя другой немецкий композитор Эразмус Видман (1572 - 1634) публикует сюиту паван и гальярд, где в форме танцев представляют серию музыкальных портретов. Каждый танец ассоциируется с опереде- ленным жеским образом. Если танцевальная музыка из-за ее универсальности быстро теряла признаки первоначального происхождения, то светская полифоническая песня XVI века, более рафинированная, сохраняла в той или иной степени черты национальной школы. Полифонический шансон - искусство высокого Ренессанса - демонстрирует несом- ненные французские качества, как в отношении музыки, так и поэзии. Песни эти - повествоваельны, лиричны, народны, интимны, описательны, галантны. Любовь - их обычный сюжет: она говорит в них утонченным, изысканным языком (Ж.Комбарье). Эстетика шансон отвечала французскому представлению, что чувство требует прос- того и грциозного выражения. Хотя светская полифоническая песня имела во Франции давние традиции, в XVI веке она обновляет свой стиль. Шансон, публикуемые Аттеньяном, отличаются четы- рехголосным, преимущественно аккордовым письмом, четкостью ритмики, сжатостью формы, выразительной фразировкой текста, порой приближающейся к декламации, и при этом - мелодической привлекательностью. Короткие имитации, которые вводятся время от времени в музыкальную ткань, оживляя ее рисунок, - след контрапункти- ческой культуры XV века. Среди многочисленных авторов шансон заметно выделяются фигуры Клодена де Сермизи (ок. 1490 - 1562), часто обозначаемого в изданиях аттеньяна просто "Клоден", и Пьера Сертона (? - 1572). Оба композитора - представители парижской школы, оба имели духовные звания, что не мешало им помимо латинских мотетов сочинять песни на весьма фривольные стихи. Особенно популярен был Клоден: его шансон встречаются в инструментальных переложениях, к ним приспосабливаются церковные тексты, они служат образцом для подражания. Расцвет, переживаемый светской французской песней в первой половине века, тесно связан с этим именем. К следующему поколению принадлежит одаренный композитор из Тулузы Антуан де Бертран (ок. 1540 - ок. 1581). Очаровательные вокальные миниатюры Бертрана, опубликованные в основном в семидесятые годы, сохраняют все достоинства французского стиля. Однако склонность выделять значение отдельных слов посред- ством гармонического или колористического акцента указывает на влияние итальян- ского мадригала, которое в эти годы начинает испытывать шансон. Светская вокальная музыка XVI века - прежде всего музыка для четрырех-пяти певцов. В Италии она стихийно возникла на флорентийских карнавальных праздниках. Распевать на четыре голоса стихи, забавные, сатирические, дифирамбические или любовные, но всегда злободневные, было большим удовольствием для его участников. Скоро простые полуимпровизированные четырехголосные песенки, где главная изю- минка заключалась в тексте, превратились в пьесы придворного репертуара, где "желание опуститься в сферу прелполагаемой вульгарности" (А.Эйинштейн) сочета- лось с профессиональностью музыкального оформленияю Одним из создателей этого полуаристократического - полупопулярного жанра был Бартоломео Тромбоччино (? - ок. 1535), принесший славу мантуанскому двору герцогов Гонзага как центру нового музыкального искусства. Светские полифонические песни Франческо Патавино, известного также под именем Франческо Санта Кроче (ок. 1487 - 1556), и Себастьяно Феста (? - 1524), напи- санные в манере, близкой Тромбончино, способствовали развитию итальянского мадригала раннего периода. Песни Уильяма Корниша (ок. 1468 - ок. 1523), музыканта при дворе Генриха VIII Тюдора, переносят нас в атмосферу музыкальных развлечений английского двора пред- шекспировского эпохи. Песни звучат в манере, часто встречавшейся в музыкальной практике XVI века: верхний голос пели, а остальные партии исполняли на тех инструментах, которые были в распоряжении собравшегося общества. М.Давиденко Ансамбль старинной музыки "Hortus Musicus", созданный в 1972 году по инициа- тиве Андреса Мустонена, - коллектив, посвятивший свою деятельность интерпрета- ции музыки прошлых веков. Ансамбль старается донести до слушателя колорит эпохи в целом и передать свое видение, отношение у исполняемому репертуару. Концерт коллектива превращается в музыкальноззрелищную композицию. "Hortus Musicus" ведет широкую концертную деятельность в СССР и за рубежом (в Финляндии, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Польше, Италии, Швеции). |