6 дней
О сайте8 2 | М10 47131 000 1986 |
1. Ариозо Кумы («Чародейка», 4 д. - П. Чайковский); 2. Ариозо Лизы («Пиковая дама», 3 д. - П. Чайковский); 3. Ария Чио-Чио-Сан. 4. Сцена смерти Чио-Чио-Сан («Мадам Баттерфлай», 2 и 3 д. - Дж. Пуччини); 5. Финальная сцена («Дафна» - Р. Штраус); 6. Финал («Свадьба Фигаро» - В. А. Моцарт) - Тиана Лемнитц (Графиня), Мария Чеботари (Сюзанна), Вилли Домграф-Фассбендер (Фигаро), Ханс Вокке (Граф), солисты и хор Берлинской городской оперы; 7. Финал («Кавалер роз» - Р. Штраус) - Паула Бухнер (Фельдмаршальша), Тиана Лемнитц (Октавиан), Мария Чеботари (Софи). На немецком (5-7) и итальянском (3, 4) яз. Венский филарм. орк. / Ф. Прохазка (3, 4), орк. Берлинской городской оперы / А: Ротер (5-7), виолончель и ф-но (1, 2). Записи ок. 1930 г. (1, 2), 1943 г. (5-7), 1948 г. (3, 4) Пластинка из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» |
М10-47131-2. Мария Чеботари, сопрано (Maria Cebotari) Музыкальное наследие. Исполнительское искусство 01 01.Ариозо Кумы (Чародейка, 4 д.) (П.Чайковский) 02.Ариозо Лизы (Пиковая дама, 6 к.) (П.Чайковский) 03.Ария Чио-Чио-Сан (Мадам Баттерфлай, 2 д.) (Дж.Пуччини) 04.Сцена смерти Чио-Чио-Сан (Мадам Баттерфлай, 3 д.) (Дж.Пуччини) 05.Финальная сцена (Дафна) (Р.Штраус) 02 06.Финал (Свадьба Фигаро) (В.А.Моцарт) 07.Финал (Кавалер роз) (Р.Штраус) На русском (1,2), немецком (5-7) и итальянском (3, 4) яз. Тиана Лемнитц, сопрано (Графиня), Мария Чеботари (Сюзанна), Вилли Домграф-Фассбендер, баритон (Фигаро), Ханс Вокке, баритон (Граф), солисты и хор Берлинской городской оперы (6) Паула Бухнер, сопрано (Фельдмаршальша), Тиана Лемнитц, сопрано (Октавиан), Мария Чеботари (Софи) (7) Виолончель и фортепиано (1,2) Венский филарм. орк. Дирижёр Феликс Прохазка (3,4) Орк. Берлинской городской оперы. Дирижёр Артур Ротер (5-7) Записи ок. 1930 г. (1,2), 1943 г. (5-7), 1948 г. (3,4) Реставратор О.Гурова Редактор П.Грюнберг Художник Б.Столяров |
Искусство Марии Чеботари составило замечательную страницу в истории вокальной культуры второй четверти XX века. У нее был исключительный голос, как писал один из критиков, «словно излучающий ласковый солнечный свет», и яркий драматический талант. Мария Чеботари (урожденная Мария Ивановна Чеботарева) родилась 10 февраля 1910 года в Кишиневе. В семье горячо любили музыку, и петь девочка начала очень рано. Мария обладала удивительным слухом и музыкальной памятью — и все, что слышала дома, на улице, тотчас же повторяла. На голос Марии обратил внимание хоровой дирижер и композитор Михаил., Березовский, который принял ее в свой хор, Одновременно с учебой в школе Мария начала посещать занятия в Кишиневской консерватории, где ее педагогом был известный молдавский певец Гаврил Афанасиу. Дебют Чеботари состоялся на одном из школьных вечеров, для этого выступления она выбрала арию Сантуццы из оперы Масканьи «Сельская честь». Незадолго до окончания консерватории, когда девушке было девятнадцать лет, произошло событие, круто изменившее ее жизнь. В Кишинев прибыла на гастроли русская драматическая труппа во главе с бывшим актером Московского художественного театра Александром Вырубовым. Весь город говорил о выступлениях этого коллектива, ставившего пьесы русских классиков. В спектакле «Живой труп» Льва Толстого, где Вырубов играл роль Феди Протасова, потребовалась исполнительница цыганских песен. Кандидатов на эту роль решили поискать среди студенток местной консерватории и провели среди них небольшой конкурс. Мария, конечно, приняла в нем участие и вышла победительницей. Так впервые в жизни выступила она на сцене профессионального театра. С этой труппой молодая певица отправилась на гастроли в Бухарест, а затем в Париж. Вскоре Вырубов и Чеботари соединили свои судьбы. В поисках работы Вырубов заключил контракт с немецкой киностудией «Уфа» и вместе с Марией уехал в Берлин. Близкий друг Вырубова, знаменитый русский баритон Георгий Бакланов дал ей рекомендацию в Берлинскую высшую музыкальную школу, где ее прослушал известный педагог, профессор Оскар Даниль и взял в свой класс. Здесь же в студии Даниля Чеботари услышал знаменитый дирижер, директор Дрезденской оперы Фриц Буш и пригласил в руководимый им коллектив. 15 апреля 1931 года она дебютировала в роли Мими («Богема» Пуччини) с огромным успехом. К певице быстро пришло признание... В Дрезден приехал Бруно Вальтер, чтобы послушать артистку, о которой ему говорили как о новой восходящей звезде оперной сцены. Результатом этого визита прославленного дирижера было приглашение Чеботари на Зальцбургский фестиваль, где в августе 1931 года она впервые выступила под управлением Бруно Вальтера в партиях Амура («Орфей и Эвридика» Глюка) и Первого юноши («Волшебная флейта» Моцарта). В декабре того же года с ней познакомилась венская аудитория — Чеботари пела сопрановую партию в «Реквиеме» Моцарта. Тогда же состоялись ее выступления на сцене Рижского оперного театра в партиях Мими и Чио-Чио-Сан. Европейскую известность имя певицы приобрело в середине 30-х годов, особенно после ее гастролей в Праге, на сцене Национального театра в январе 1935 года (интересно, что здесь Чеботари пела на русском языке партию Татьяны в «Евгении Онегине») и выступлений е труппой Дрезденской оперы в Лондоне (1936). В последние годы жизни артистка особенно часто выступала в Вене и Зальцбурге. Возобновились ее тесные творческие связи с Зальцбургским фестивалем. Она была участницей первого послевоенного фестиваля, проходившего в августе 1945 года. В шести спектаклях моцартовского «Похищения из сераля» Чеботари пела партию Констанцы, а также выступила с сольным концертом, в программу которого включила произведения Генделя, Моцарта, Шуберта, Бизе, Корнгольда. Большим событием в музыкальной жизни послевоенной Австрии было возвращение на венскую концертную эстраду Бруно Вальтера. Он дирижировал Девятой симфонией Бетховена, Второй симфонией Малера и «Те Деумом» Брукнера. Чеботари была солисткой-сопрано, и голос ее, как писал один из критиков, парил в «заоблачной вышине», покорял лучистой теплотой и задушевностью. В эти годы возобновилась прерванная второй мировой войной широкая гастрольная деятельность певицы. Вновь выступает она в Англии, Франции, Италии, Швейцарии... В январе 1947 года Чеботари становится солисткой Венской государственной оперы. Здесь к числу своих широкоизвестных ролей она добавляет партии Саффи («Цыганский барон» И. Штрауса) и фрау Флут («Виндзорские проказницы» Николаи). В декабре 1948 года певица с выдающимся успехом поет в возобновлении оперы Пуччини «Турандот». Венская опера" стала свидетелем и последней артистической работы Чеботари — роли Лауры в оперетте Миллёкера «Нищий студент». Мария Чеботари скончалась в Вене 9 июня 1949 года. Исключительно широким был репертуар Марии Чеботари — он насчитывал около 60 партий в произведениях классиков и современных авторов, а также несколько ролей в опереттах Иоганна Штрауса, Миллёкера и Зуппе. Но к творчеству Моцарта, Верди, Пуччини и Рихарда Штрауса, который был ее горячим почитателем, Чеботари испытывала особую симпатию и душевную склонность. Роли в операх этих композиторов сопровождали певицу на всем протяжении ее артистического пути. Часто обращалась Чеботари, главным образом в 30-х годах, и к русской оперной классике. Она пела Татьяну, Иоланту в операх Чайковского, Антониду в «Иване Сусанине» Глинки. На концертной эстраде певица выступала с исполнением романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова. На настоящей пластинке впервые публикуются уникальные записи Чеботари двух арий из опер Чайковского («Пиковая дама» и «Чародейка»), сделанные ею около 1930 года, еще до начала артистической деятельности, под фамилией «Чеботарева» (пластинка «Odeon» 207519, Ro 1166 и Ro 1168, из собрания ленинградца Ю. Б. Перепелкина). К концу 40-х годов голос Чеботари обрел насыщенность, яркость и блеск настоящего драматического сопрано. Может быть, никогда еще не звучал он с такой пламенной экспрессией и страстностью. Незабываемое впечатление оставляют записи этих лет, — пожалуй, лучшая страница фонографического наследия певицы. В 1971 году во время гастролей в Москве коллектива Венской государственной оперы и оркестра Венской филармонии автору этих строк довелось встретиться с Карлом Бёмом. Прославленный маэстро, рассказывая о крупнейших певцах, с которыми ему приходилось выступать, поделился своими воспоминаниями о Марии Чеботари: «Когда я думаю о таких партиях, как Чио-Чио-Сан, Виолетта, Мими, я невольно вспоминаю о Марии Чеботари. Она представляется мне самым выдающимся лирическим дарованием оперной сцены 30 — 40-х годов. К тому же она была пленительной женщиной, общение с которой доставляло истинное удовольствие. Она была необычайно богато одаренной натурой и все, что она имела, все свои силы и способности отдавала полностью, без остатка, сцене, театру, музыке». В. Тимохин Maria Cebotari (1910 — 1949) gained European popularity in the mid-19305. Her repertoire was extremely wide — about 60 parts in the classical and modern operas, some parts in the operettas by Johann Strauss, Millo-cker, Suppe. She particularly favoured the music of Mozart, Verdi, Puccini, and Richard Strauss, who was her ardent admirer. She preferred the parts in the operas by those composers throughout her career. The unique recordings of two arias from P. Tchaikovsky's operas („The Queen of Spades" and "The Sorceress") on this disc were made by M. Cebotari in 1930, when she was known as "Chebotareva", still before her artistic career. (Record "Odeon" 207519, Ro 1166 and 1168 from the collection of Yu. Perepelkin), |