5 дней
О сайте4 1 | С10 24273 005 1986, дата записи: 1985 |
НОЧНЫЕ СЕРЕНАДЫ. Фестиваль камерной музыки. ПИЦУНДА-85 Первая пластинка И. ГАЙДН (1732 — 1809) Сторона 1 Симфония фа минор Hob. I № 49 "La Passione" 1. Adagio — 6.00 2. Allegro di molto — 5.09 3. Menuet — 4.35 4. Finale. Presto — 3.25 Сторона 2 Концерт для виолончели с оркестром до мажор, Hob. VI ID № 1 1. Moderate —9.10 2. Adagio —9.02 3. Allegro molto — 6.22 Александр Рудин, виолончель (2) Государственный камерный оркестр Грузии. Художественный руководитель Лиана Исакадзе Дирижеры: Геннадий Рождественский (1), Саулюс Сондецкис (2) Звукорежиссер М. Килосанидзе. Редактор Л. Чамагуа. Художник Б. Гулуашвили Начиная с 1983 года в июле Пицунда ежегодно становится шестом проведения фестиваля камерной музыки «Ночные серенады». Этот подлинный праздник музыки создает группа солистов и дирижеров вместе с Государственным камерным оркестром Грузии — коллективом, который к каждому фестивальному концерту — как правило, через день — готовит новую программу, встречаясь с новыми дирижерами и солистами. Инициатор фестиваля — известная советская скрипачка, народная артистка Грузинской ССР, лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Ш. Руставели и премии имени 3. Палиашвили Лиана Исакадзе. Несколько лет назад став художественным руководителем и дирижером Грузинского камерного оркестра, она открыла новые грани в возможностях творчества коллектива, имевшего и к тому времени солидные традиции исполнительства, и проявила к тому же уникальные качества организатора, умеющего увлечь своей идеей и сделать единомышленниками музыкантов самых различных стилей и характеров. Программы Пицундского фестиваля — прекрасный пример этого. Они обдумываются Исакадзе задолго до концертов совместно с приглашаемыми дирижерами и солистами с учетом и драматургии каждого концерта, и построения программ всего фестиваля в целом. Грампластинки с записями Пицундского фестиваля, выпускаемые фирмой «Мелодия», могут дать лишь фрагментарное впечатление об этом событии. Но даже представленные здесь произведения, звучавшие в переоборудованном в современный концертный зал древнем храме X века, дают возможность любителям музыки почувствовать своеобразие этого фестиваля, услышать, как по-разному звучит один и тот же оркестр, проникаясь романтической взволнованностью Геннадия Рождественского, академической корректностью Саулюса Сондецкиса, властной сдержанностью Курта Мазура, возвышенной одухотворенностью Лианы Исакадзе. Е. Мачавариани Виолончельные концерты Йозефа Гайдна относятся к лучшим образцам этого жанра. Каталог сочинений Гайдна, составленный Антони ван Хобокеном, включает пять виолончельных концертов (в том числе один утерянный), но из четырех сохранившихся произведений только два концерта, в том числе представленный на этой пластинке, бесспорно принадлежат гайдновскому перу. О существовании Концерта до мажор, Hob. VI Ib № 1 до не давних пор было известно лишь по начальным двум тактам сольной партии виолончели, записанным Гайдном в каталоге своих произведений, названном им «Проект каталога». Рукописная копия Концерта была обнаружена в фондах Национального музея Праги в 1961 году. 19 мая 1962 года произведение было исполнено на Международном фестивале «Пражская весна» известным чешским виолончелистом Милошом Садло и Симфоническим оркестром Чехословацкого радио под управлением Чарлза Маккерраса. Точная дата сочинения Концерта неизвестна, но он был создан не позднее 1765 года. Предполагают, что Гайдн написал Концерт для виолончелиста Йозефа Вайгля, работавшего с 1761 по 1769 годы в оркестре князя Эстергази. Музыка Концерта до мажор выдержана в стилистике лучших произведений Гайдна 60-х годов. Три части, написанные в традиционной сонатной форме с двумя экспозициями — оркестровой и сольной, выдержаны в светлом и жизнеутверждающем характере, в каждой из частей приобретающем индивидуальную окраску. Партия оркестра (струнные, два гобоя, две валторны) развита и самостоятельна, звучание его отличается яркостью и насыщенностью. Облик первой части, Moderato, определяет пронизанная мужественной энергией, маршевой пунктирной ритмикой главная тема — побочная партия лишь на момент вносит лирический оттенок. В разработке минорный лад сообщает музыке сумрачный колорит, быстро исчезающий с приближением репризы. Вторая часть, Adagio фа мажор, вся окрашена в лирические тона — ариозные мелодии главной и побочной тем не контрастируют друг с другом. Просветленная, богато орнаментированная виолончельная кантилена лишь в разработке омрачается мимолетными печальными интонациями. Финальное Allegro molto от начала до конца проникнуто бурной жизнерадостностью, стремительной пульсацией, моторным движением, объединяющим родственные друг другу главную партию и побочную тему с ее неожиданными полутенями минора, яркую драматичную разработку. Партию виолончели отличают здесь виртуозный размах и праздничный блеск. Симфония № 49 фа минор "La Passione" написана в 1768 году, в начале «романтического кризиса» — так французский музыковед Теодор де Визева охарактеризовал период творчества Гайдна конца 60-х — начала 70-х годов XVIII столетия. Наряду с яркой индивидуализацией музыкального языка композитора этот период отличает резкая интенсификация драматического начала. Неизвестно, было ли причиной этого внезапного «омрачения» какое-то событие в личной жизни Гайдна или же композитор, подобно большинству великих художников, чутко реагировал на тревожный «дух времени». Первоначально Симфонию № 49 приблизительно относили к 1773 году, однако обнаруженный автограф позволил установить точную дату — 1768 год (первое известное издание вышло в 1 786 году в Лондоне). Имеющееся в некоторых рукописных копиях название "La Passione" свидетельствует о том, что симфония предназначалась для страстной недели. Название "II Quakuo di bel’ hurnore" в других копиях до сих пор не объяснено. Стилевые особенности Симфонии указывают на влияние некоторых черт музыки эпохи барокко, уже не встречающихся в 70-х годах. Это произведение — последняя из шести симфоний Гайдна, где по сравнению с классическим строением симфонического ЦИКЛ! первые две части как бы меняются местами: за медленной частью следует сонатное Allegro (своеобразная модификация старинного цикла типа «церковной сонаты» — sonata da chiesa). Строение тем быстрых частей (второй и четвертой), словно складывающихся из цепи кратких мотивов, также родственно музыке «докпассического» периода. Состав оркестра аналогичен Концерту для виолончели. И тем не менее Симфония № 49 современна в лучшем смысле этого слова, потрясая необычайной силой драматического пафоса, глубиной и выразительностью музыкальных образов. Лейтинтонация «до — ре-бемоль — си-бемоль — до» слышится в начальных темах всех четырех частей, придавая циклу цельность и единство. «Центром тяжести» произведения является первая часть — Adagio в сонатной форме — вдохновенная трагическая поэма, вызывающая в памяти многие страницы баховских «Пассионов». Главная тема — воплощение глубокой, но сдержанной мужественной скорби. Мажорная побочная партия чередует взрывы страстной экспрессии с горестными трепетными вздохами, прерываемыми выразительными паузами. Драматические краски сгущаются в разработке и репризе. Траурные интонации «вздохов» завершают Adagio, оттеняя предшествующую трагедийную кульминацию. Мощная энергия, бурная стремительность господствуют во второй части, Allegro di molto. Грозная и напряженная главная тема с ее властными начальными ходами на широкие интервалы, упрямыми повторами мотивов сменяется двумя более спокойными, напевными мелодиями побочной партии, которым, однако, сообщают драматический оттенок полифоническое изложение (имитации, бесконечный канон) и, внезапные вторжения tutti. Третья часть, Menuet, далека от своего танцевального прообраза. Суровая поступь музыки крайних разделов сближает ее* с траурным шествием. Резкий контраст вносит фа-мажорное Trio — единственное светлое интермеццо во всем произведении, где ласковая безмятежность, мажорный вариант лейтинтонации, колоритные тембры валторн еще сильнее подчеркивают трагическую силу обрамляющих построений. Великолепная главная тема предельно лаконичного Presto в сонатной форме — финала Симфонии — словно предвещает патетические мелодии Бетховена. Быстро проносящаяся побочная тема подобна краткому развивающему эпизоду — взволнованная мелодия главной партии определяет эмоциональный тонус заключительной части одного из самых прекрасных и вдохновенных творений Гайдна. |