2 дня
О сайте4 1 | С10 23815 006 1986, дата записи: 1985 |
Симфония № 5 для баса и камерного оркестра (сл. Л. Фейхтвангера, Н. Хикмета, М. Грубиана; переводы Л. Гинзбурга, Д. Самойлова, Л. Мартынова, Б. Слуцкого, Я. Смелякова). В. Ситников (бас), Азербайджанский гос. камерный орк. им. К. Караева / С. Ганиев Зак. 88—О—2000 |
ЛЕОНИД ВАЙНШТЕЙН (р. 1945) СИМФОНИЯ № 5 ДЛЯ БАСА И КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА (1983 г.) Сторона 1 1. Песня павших (слова Л. Фейхтвангера, перевод Л. Гинзбурга) - 9.30 2. Великан с голубыми глазами (слова Н. Хикмета, перевод Д. Самойлова) — 6.40 Сторона 2 3. Если ты гореть не будешь (слова Н. Хикмета, перевод Л. Мартынова) — 5.06 4. Самое прекрасное (слова Н. Хикмета, перевод Б. Слуцкого) - 4.11 5. Mope (слова М. Грубиана, перевод Я. Смелякова) - 5.43 На русском языке АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР ИМЕНИ К. КАРАЕВА Дирижер САРВАР ГАНИЕВ Солист ВЛАДИМИР СИТНИКОВ, бас Звукорежиссер Г. Гвишиани. Редактор Н. Челидзе Художник Н. Савченко. Фото Р. Салманова Леонид Вайнштейн родился в семье музыкантов. В 1968 году он окончил Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, получив превосходное образование в классе композиции Кара Караева. Следствием этого явилась успешная и плодотворная работа в самых различных жанрах. Композитор Л. Вайнштейн — автор пяти симфоний, балета «Вдохновение», опер «Белое солнце пустыни» и «Кот в сапогах», двух оперетт и кантаты (в соавторстве с Ф. Караевым), партиты для камерного оркестра, вокально-симфонической поэмы «Вересковый мед», оратории «Возвратиться к морю я хочу» на стихи Н. Хикмета, множества камерных сочинений, романсов, песен, музыки к драматическим спектаклям (около 30) и четырем кинофильмам. Пятая симфония для баса и камерного оркестра создана в 1984 году. Премьера симфонии состоялась 27 января 1985 года в Баку на VI съезде Союза композиторов Азербайджана. Это не первое обращение Л. Вайнштейна к жанру вокальной симфонии - на стихи советских поэтов им написана Третья симфония «26 бакинских комиссаров». Тексты Пятой симфонии, прочтенные в последовательности, выбранной Л. Вайнштейном, выявляют философскую позицию автора - борца и созидателя. Композитор обогащает тексты своей музыкой, расширяя границы их воздействия на аудиторию. Первая часть написана на стихи «Песни павших» Л. Фейхтвангера в переводе Л. Гинзбурга. Мистические настроения этого стихотворения, написанного в годы войны, вырастают здесь до образа высокого обобщения бессмысленности жертв. Вторая часть - психологическое продолжение первой. Точными музыкальными средствами Л. Вайнштейн дополняет трагическую ноту стихотворения Н. Хикмета «Великан с голубыми глазами». Третья часть - призыв к борьбе и созиданию. Четвертая и пятая части, переходящие одна в другую, — эпилог симфонии. Они единое целое, выражение уверенности в будущем, надежды («Самое прекрасное» Н. Хикмета, перевод Б. Слуцкого) и веры в незыблемость жизни («Море» М. Грубиана, перевод Я. Смелякова). Разумеется, характер музыки во многом определяется настроениями и напряженностью стихотворного материала, организованного композитором (!). Но неоднократное прослушивание симфонии приводит к мысли о том, что принципы развития музыкальной материи именно симфонические. Если предположить отсутствие текстов и сделать подробный структурно-образный анализ (что в силу ясности мысли и четкости замысла нетрудно), то можно было бы придумать программу, и я не думаю, чтобы она сильно отличалась от предложенной композитором. И в этом сила воздействия его музыки - глубоко лиричной и умной. Азербайджанский государственный камерный оркестр образован в 1964 году. Основал оркестр и долгое время им руководил лауреат Государственной премии СССР, народный артист Азербайджанской ССР Назим Рзаев. В настоящее время оркестром руководит народный артист Азербайджанской ССР, профессор Сарвар Ганиев. Камерный оркестр много и охотно исполняет и записывает произведения современных советских и зарубежных композиторов. В его репертуаре и классическая музыка разных эпох. Заслуженный артист Азербайджанской ССР Владимир Ситников - талантливый певец, одинаково хорошо владеющий вокальными стилями разных эпох. А. А. Хачатуров, музыковед |