Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
14
5
5 участников имеют этот альбом
С10 23521 000
1986, дата записи: 31 декабря 1981 г
Alder / 2013-01-05 10:54:08 / Редакция № 6: 2015-02-14 11:11:37
Изображение
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840 — 1893)
ЩЕЛКУНЧИК
фрагменты балета, соч. 71

Сторона 1 — 19.25
Действие I. Картина 1-я
№ 6. Уход гостей. Ночь № 7. Сражение
Действие I. Картина 2-я
№ 8. Еловый лес зимой
№ 9. Вальс снежных хлопьев

Сторона 2 — 13.25
№ 9. Вальс снежных хлопьев (окончание)
Действие II. Картина 3-я
№ 14. Па-де-де.
Фея Драже и принц Оршад (Коклюш)
№ 15. Финальный вальс и апофеоз

Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Дирижер ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ

Запись из Большого зала Ленинградской государственной филармонии 31 декабря 1981 г.

Звукорежиссер С. Шугаль, перепись Ф. Гурджи
Редактор К. Иванова
Художник В. Симаков
фото В. Барановского
Alder / 2013-01-05 10:54:08 / Редакция № 7: 2022-12-16 00:10:27
Изображение
Судьба одного из виднейших дирижеров современности, выдающегося интерпретатора сочинений Бетховена и Чайковского, Брамса и Брукнера, Шостаковича и Прокофьева, прославленного мастера крупной симфонической формы Евгения Александровича Мравинского оказалась тесно связанной с балетной музыкой. Контакты с ленинградской балетной труппой, работа в качестве пианиста в Хореографическом училище оставили в его творческой биографии значительный след. Дебютом Мравинского-дирижера в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова стала «Спящая красавица». Музыкальная общественность
высоко оценила тогда эту работу. За ней последовали два других балета Чайковского — «Лебединое озеро» и особенно удавшийся молодому музыканту «Щелкунчик» (1934 г., постановка В. Вайнонена). Дирижера заинтересовало «интимно-лирическое истолкование музыки» (И. Соллертинский), он услышал трагизм в творчестве великого русского композитора и смело пошел по пути раскрытия этого трагедийного начала, таящего очень важный и глубинный смысл.
Тщательное изучение Мравинским трех классических балетных партитур в 30-е годы, на заре его исполнительской деятельности, шло параллельно с погружением в сложную область симфонического наследия Чайковского. Жанры переплелись, взаимообогатились. Балетная музыка — как это и виделось композитору — приобрела черты хореографической симфонии.
С тех пор, хотя Мравинский покинул театр, возглавив будущий орденоносный Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, он остался верен балетному искусству Чайковского, десятки раз исполнял фрагменты балетов на концертной эстраде (а музыку «Спящей красавицы» целиком).
Из музыки «Щелкунчика» Мравинский составил своеобразную сюиту (не забудем, что он окончил Ленинградскую консерваторию не только как дирижер, а имеет также диплом композитора), отличительной чертой которой является концепционность, целостность, симфоничность, в противовес привычной для этого жанра дивертисментности. Мравинского интересуют не танцы, находящиеся на периферии основного материала, а суть конфликта. Отсюда — «протяженное дыхание», драматургическое единство сюиты.
«Щелкунчик» был поставлен в Мариинском театре в конце 1892 года хореографом Львом Ивановым, заменившим тяжело заболевшего Мариуса Петипа, который начинал вместе с Чайковским работу над балетом. В основу сюжета легла дорогая для Чайковского тема преодоления злых чар силой самоотверженной и действенной любви. За внешним обликом сказочной идиллии кроется проникновение в глубочайшие пласты жизни с ее тревогами, страхами и горечью, вторгающимися в мироощущение юных душ. Сочиняя музыку балета, композитор постоянно преодолевал тягу постановщиков к пышному театральному зрелищу, к занимательной феерии. Как справедливо заметил академик Б. Асафьев, он и в «царстве сластей» «контрабандой проводил линию симфонического развития». Так возникла впечатляющая художественная картина, в которой неразрывно сплетены прекрасное и трагическое, радость и печаль, а в ликующих кульминациях таится неизъяснимое ощущение грозящей опасности...
Мравинский очень чутко уловил именно эту особенность партитуры. В его варианте сюиты нет ничего бытового, развлекательного, нет мальчишечьих маршей и ссор, «камышовых дудочек» пастушков, экзотики «китайского» Чая и «арабского» Кофе, «хрустальности» феи Драже и других соблазнов Конфитюренбурга. Музыка начинается с того момента, когда детские и взрослые танцы у елки — позади, гости расходятся, звучит ласковая прощальная Колыбельная, все затихает. И юная героиня вступает в тревожно-таинственную сферу ночи. Призрачный блеск луны... Пугающие шорохи... Чудится самое невероятное... Прямо на глазах вырастает елка... Грандиозное нарастание звучности решено простыми, казалось бы, средствами восходящих секвенций-повторов (сходный прием — в теме любви из «Пиковой дамы»). Согласно либретто, зайцы-барабанщики бьют тревогу, куклы приходят в волнение, солдатики открывают военные действия против мышей. Но Чайковский, а вслед за ним и Мравинский эту битву игрушек решают как полную драматизма фреску, где бушуют куда более существенные сражения. Это ощущение сталкивающихся и рушащихся миров оказывается сродни последним симфониям композитора.
А затем следуют ожидаемая победа добра над злом, чудесное преображение героев, их увлекательное путешествие... С огромным мастерством написаны одухотворенные пейзажные сцены — еловый лес, кружение белых хлопьев, мелькание снежинок в неверной игре лунного света...
Лирический центр сюиты — знаменитое Pas de deux, предназначенное, согласно либретто, фее Драже и ее партнеру. Однако с давних пор установилась традиция исполнения этой выразительнейшей, сокровенной музыки главными героями. Как прорыв солнца, расцветает блестящий, искрящийся, упоительный Вальс. И наконец вновь возвращает к душевной сосредоточенности Апофеоз...
Все эти смены состояний, настроений, образов Мравинский передает на редкость выпукло, экспрессивно, сочно. Инструментовка «Щелкунчика» виртуозна. И Мравинский не оставляет без внимания ни одной детали партитуры, достигая исключительной рельефности в звучании отдельных оркестровых групп и солирующих инструментов. Каждый тембр предельно выразителен: полнокровное пение струнных, разнохарактерные деревянные духовые, мягкие валторны, грозные тромбоны, богатый набор ударных — сверкающие тарелки, рокочущим малый барабан, переливающиеся колокольчики с их воздушной звучностью, «многоликая» арфа, то
царственно-величественная, нарядно-декоративная, то хрупкая, ирреальная, завораживающая,— это инструментальное «пиршество» позволяет и вне театральной сцены ясно «увидеть» в музыке все происходящее.
Композиторский замысел и артистическое воплощение слиты неразрывно и органично, воплощая высокий этический строй музыки, ее чистоту и благородство, поэтичность и страстность.
Э. Барутчева
admin / 2013-05-21 07:44:27 / Редакция № 1: 2022-12-16 00:09:30
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 88
сторона 1
год выпуска 1989
admin / 2014-12-21 08:33:13 / Редакция № 1: 2015-02-14 11:12:08
Изображение
АОЛЗ.
год выпуска 1989
сторона 2
mariupolec / 2017-05-13 09:50:52
Изображение
АОЛЗ, ГОСТ 80
сторона 1
год выпуска 1988
vyksunec / 2015-02-14 11:12:54 / Редакция № 1: 2015-02-14 11:13:14
Изображение
АОЛЗ, 1988
зак. 60
vyksunec / 2015-02-14 11:14:59 / Редакция № 3: 2015-02-14 11:16:22
Изображение
Апрелевка Саунд-Инк, 1993
lefff5 / 2020-01-14 13:39:25
Изображение
Апрелевка Саунд-Инк, 1993
Зак. 345. Тираж 5000.
наклейка: руб. 9,00
lefff5 / 2020-01-14 13:40:17
Изображение
Апрелевка Саунд-Инк,
ст.1
lefff5 / 2020-01-14 13:40:37
Изображение
Апрелевка Саунд-Инк,
ст.2
lefff5 / 2020-01-14 13:40:50
Изображение
АОЛЗГ. Типография АЗГ. Зак. 166—О—7540
lefff5 / 2020-01-14 13:45:18
Изображение
АОЛЗГ, ГОСТ 80, год выпуска 1987. Сторона 1
lefff5 / 2020-01-14 13:45:54
Изображение
Апрелевский завод
ГОСТ 5289-80
Год выпуска 1987
сторона 1
скан лучшего качества
YAR / 2024-03-24 10:08:22
Изображение
Апрелевский завод
ГОСТ 5289-80
Год выпуска 1987
сторона 2
YAR / 2024-03-24 10:08:33
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1964-1989 (ВФГ «Мелодия») — 1953-1991. Министерство культуры СССР — ГОСТ 5289-80
АолзГ. Голубая с белой полосой