5 дней
О сайте3 1 | С10 23321 001 1986, дата записи: 1965, 1981-1984 |
1. Шесть прелюдий из соч. 87 (Д. Шостакович, переложение Р. Азархина, редакция автора); 2. Соната для контрабаса и ф-но (П. Хиндемит); 3. Тема с вариациями си минор (Б. Дварионас, переложение Р. Азархина); 4. Тема с вариациями для контрабаса соло ми минор «Памяти С. Кусевицкого» (Р. Азархин); 5. Сотворение мира, сюита из балета (А. Петров - Р. Азархин, переложение Р. Губайдуллина). Партия ф-но - Екатерина Мартыновская (3), Геннадий Проваторов (1), Мария Юдина (2); концертный ансамбль электромузыкальных инстр. п/у Вячеслава Мещерина (5) МОЗГ Зак. 424. Тир. 1000 Реставратор О. Гурова Редактор И. Слепнев Художник Е. Щапова Фото А. Гершмана |
История исполнительства на контрабасе знала немало блистательных имен солистов-концертантов: Дра-гонетти, Боттезини, Кусевицкий, Гертович, но то, чего достиг в своем искусстве Родион Азархин, поражает! В самом деле: передо мной его «старая» пластинка с концертной программой 60-х годов. Звучат скрипичные вариации «Моисей» Паганини, звучат, как и на скрипке, — на одной струне... Здесь же Интродукция и рондо каприччиозо Сен-Санса, и Ноктюрн Шопена, и «Грустный вальс» Сибелиуса, и прекрасная соната Ка-балевского. Разве кто-либо мог даже просто подумать, что это Возможно на контрабасе, считающемся самым громоздким и до сих пор еще малоосвоенным инструментом. Смелость и вера в победу плюс трудолюбие, помноженные на талант, привели к такому замечательному результату. В репертуаре Азар-хина около 400 произведений — вершины скрипичного и виолончельного искусства — классика, произведения советских, современных зарубежных авторов, те, которые Азархин сам переложил, увидев их по-новому в тембре своего инструмента, и те, которые были написаны специально для него. Все исполненное звучит полнокровно, убедительно, «без скидки» на инструмент. Слушая игру Азархина, убеждаешься, что мы просто недооценивали возможности контрабаса и контрабасиста, привыкнув к традиционному на них взгляду. Удивляешься и той щедрости, с какой Азархин предлагает плоды многолетнего труда: каждое его выступление уникально, все программы исполнены лишь однажды, даже без привычной в концертной практике обкатки. Интерес к творчеству этого исполнителя велик и за рубежом. Его пластинки выпущены в США, Японии, Голландии, ГДР и других странах. Об игре Азархина высоко отзывались Шостакович, Хачатурян, Хренников и другие большие музыканты. Я хорошо знаю Азархина по совместной работе. Он играл и записал соло из моего Концерта для оркестра. Не раз он помогал мне советами и плодотворными идеями, которыми он щедро делится. Найдя новую технологию игры, Азархин стремится поделиться своими знаниями и опытом с коллегами. Он выпустил в свет около ста своих транскрипций и редакций, расширивших и обогативших контрабасовый репертуар, две книги, статьи. А теперь еще стал сочинять музыку для контрабаса. Поистине трудно переоценить тот вклад, который сделал этот одаренный художник для развития советского исполнительского искусства. Андрей Эшпай, секретарь правления Союза композиторов СССР, народный артист СССР («Неделя», № 39, 1982 г.) |