Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
6
1
1 участник имеет этот альбом
С10 22079 009
1985, дата записи: 1981
Alder / 2013-01-05 10:13:50 / Редакция № 9: 2021-02-05 20:40:22
Изображение
Сторона 1
Г. Ф. ГЕНДЕЛЬ (1685 —1759)
Концерт для органа с оркестром соль минор, соч. 7 № 5 — 13.40
1. Allegro ma поп troppo, е staccato
2. Adagio
3. Andante larghetto, e staccato
4. Menuet
5. Gavotte

Концерт для органа с оркестром си-бемоль мажор, соч. 7 №6 — 8.12
1. Pomposo
2. Air (Сюита для клавесина си-бемоль мажор, 2 ч.)
3. A tempo ordinario

Сторона 2
И. С. БАХ (1685 — 1750)
Концерт № 2 для органа ля минор, BWV 593 — 11.49
1. (Allegro)
2. Adagio
3.Allegro

Концерт № 4 для органа до мажор, BWV 595 — 4.37

ЕВГЕНИЯ ЛИСИЦИНА
орган Рижского Домского собора
Камерный оркестр Государственной филармонии Латвийской ССР
Дирижер Товий Лифшиц (1, 2)

Звукорежиссер Я. Кулбергс.
Редактор А. Грива
Художник Г. Грива.
Фото Л. Балодиса
Alder / 2013-01-05 10:13:50 / Редакция № 4: 2022-07-25 16:15:50
Изображение
Концерты для органа (или клавира) с оркестром были созданы Георгом Фридрихом Генделем в период его жизни в Лондоне. Исполняя в зале театра «Ковент-Гарден» свои монументальные оратории, композитор в антрактах играл на органе, часто в сопровождении оркестра. Из этих выступлений и возник новый для того времени жанр концерта для органа с оркестром. Шесть концертов, соч. 4 были написаны в 1735— 1738 годах и изданы в 1738 году, шесть концертов, соч. 7 возникли в 1740 — 1745 годах и опубликованы уже после смерти Генделя в 1760 году, еще несколько концертов (шесть изданы в 1740, три — в 1797 годах) представляют собой, в основном, транскрипции других сочинений композитора.
Концерты написаны для маленького беспедального органа-позитива, которым располагал «Ковент-Гарден». Поэтому в этих произведениях господствует не торжественно-монументальное, а камерное и прозрачное звучание инструмента. Оркестр невелик по составу — к струнным иногда добавляются флейты, гобои, фаготы. Партия органа обычно импровизировалась исполнителем, она записана весьма приблизительно и в различных изданиях изложена по-разному. В некоторых случаях композитор предписывает солисту исполнять целые части на органе без оркестрового сопровождения. В этих местах в настоящей записи звучат фрагменты клавирных сочинений Генделя.
В концертах представлена яркая гамма образов — жанровых, лирических, праздничных, драматичных. Но повсюду господствуют присущие всей генделевской музыке мужественная энергия и сила жизнеутверждения. Как и в других оркестровых концертах Генделя, строение здесь необычайно многообразно (в этом он следует Арканджело Корелли) — каждое произведение представляет собой новый вариант цикла. Рядом с масштабными частями концертного типа присутствуют словно перекочевавшие из сюит танцы — бурре, менуэт, гавот. Следуя распространенной в то время традиции, Гендель вводит темы и целые части из других своих сочинений и даже заимствует музыку иных авторов.
Открывающее Концерт соль минор, соч. 7 № 5 Allegro ma non troppo, е staccato — великолепный образец драматического стиля Генделя. Интонации протяженного оркестрового ритурнеля с его броскими и рельефными начальными фразами и ламентозными хроматизмами, напоминающими первое "Kyrie" баховской Мессы си минор, развиты в сольных эпизодах.
Ремарка Organo ad libitum предписывает исполнять сольную часть, в настоящей записи представленную небольшим связующим построением, Adagio, импровизируемым органистом.
Последующее Andante larghetto си-бемоль мажор написано в форме пассакалии — вариационного цикла на остинатную фигуру в басу. Мерный, «шагающий» басовый двутактный мотив, оставаясь неизменным, оплетается мелодиями и фигурациями верхних голосов, видоизменяющими облик и оттенки настроения пьесы.
Последние две части цикла — Менуэт и Гавот — предназначены только для оркестра без участия солирующего органа. Это яркие танцевальные пьесы, вызывающие в памяти образы генделевских сюит.
Различные варианты темы Гавота звучат во многих произведениях Генделя: пятой части Сонаты для флейты и клавесина ми минор, соч. 1 № 1, четвертой части Сонаты для флейты и клавесина соль минор, соч. 1 № 2 (ок. 1722 г.), финале Концерта для органа с оркестром соль минор, соч. 4 № 3, Кантате "Quab ti ri-veggio, oh Dio", арии Агриппины (№ 17) из одноименной оперы (1708 — 1709 гг.), арии Флавия (№7) из оперы «Флавий, царь лангобардов» (1723 г.) и (в мажорном варианте) арии Эция (№ 32) из одноименной оперы (1731 г.).
Концерт си-бемоль мажор, соч. 7 № 6 открывается величественным Pomposo с горделивой поступью оркестрового ритурнеля и нарядным блеском сольных эпизодов.
В соответствии с указанием Organo ad libitum, в качестве второй части солист исполняет тему Арии с вариациями — второй части Сюиты для клавесина си-бемоль мажор, открывающей второй сборник клавирных сюит, изданный в 1733 году. На эту светлую мелодию Иоганнес Брамс написал свои замечательные «Вариации и фугу на тему Генделя», соч. 24.
Финал Концерта, A tempo ordinario, несмотря на ритмическую прихотливость, напоминает праздничное шествие, торжественный характер которого смягчен более камерной звучностью второго
раздела, где вступает солирующий орган.

Шесть концертов для органа Иоганна Себастьяна Баха, BWV 592 — 597 возникли в годы пребывания композитора в Веймаре (1808— 1817), где им было создано большинство органных произведений. Подобно шестнадцати концертам для клавира соло, они представляют собой не оригинальные произведения, а обработки концертов других композиторов. Бах, возможно, обратился к этим транскрипциям, следуя примеру своего родственника и друга, веймарского органиста и композитора Иоганна Готфрида Вальтера (1684 — 1748), однако баховские обработки значительно превосходят вальтеровские как по совершенству письма, так и по творческому переосмыслению оригинала. Величайший органист своего времени, Бах воссоздает оркестровые произведения в новом, органном звучании, с гениальным мастерством используя все богатейшие возможности инструмента.
Три концерта — № 2, BWV 593, № 3, BWV 594 и № 5, BWV 596 являются переложениями сочинений Антонио Вивальди (1678 — 1741), творчество которого Бах высоко ценил и тщательно изучал. Работая над произведениями Вивальди (прототипами шести баховских концертов для клавира без сопровождения и Концерта для четырех клавиров с оркестром также являются вивальдиевские концерты), композитор постигал закономерности концертного жанра, столь ярко воплощенные им позднее в Итальянском концерте для клавира соло, в концертах для клавесина и скрипки с оркестром и в знаменитых Бранденбургских концертах.
Оригиналом Концерта № 2 ля минор, BWV 593 послужил Концерт Вивальди для двух скрипок и струнных, соч. 3 N° 8, RV 522, входящий в первый изданный при жизни Вивальди (в 1712 году) сборник его двенадцати концертов "L'Estro armonico" («Гармоническое вдохновение»), соч. 3. Принадлежащий к наиболее прекрасным и вдохновенным творениям великого итальянского мастера, Концерт отличается драматической напряженностью, серьезностью и глубиной содержания.
В первой части чередования величавой и мужественной основной темы (ритурнеля) у tutti и сольных эпизодов, построенных на новой печальной мелодии и моторных пассажах, колоритно переданы Бахом с помощью смен органных регистров.
Вторая часть, Adagio ре минор, основана на принципе basso ostinato. Унисонные проведения нисходящей мелодии, полной скорбной отрешенности, обрамляют прекрасный полифонический дуэт, звучащий на фоне выдержанных интонаций основной темы и словно напоминающий об оперном стиле lamento.
В энергичном и суровом финальном Allegro снова постоянно чередуются ритурнель и эпизоды, в которых мелькают новые мотивы и появляется протяженная грустная мелодия, подобные лирической оперной арии.
Концерты № 1, BWV 592 и № 4, BWV 595 — обработки скрипичных концертов герцога Иоганна Эрнста Заксен-Веймарского, племянника герцога Вильгельма Эрнста, у которого служил Бах, и ученика И. Г. Вальтера. Шесть его концертов, изданных Г. Ф. Телеманом в 1718 году, свидетельствуют об определенном хотя и весьма скромном) даровании их автора и о его знакомстве с концертами итальянских современников. «Не каждый день встречаешь вельмож, сочиняющих музыку, которую можно исполнить», — писал о нем известный музыкальный критик то времени Иоганн Маттезон.
Бах обработал для клавира и органа соло несколько концертов молодого герцога, разумеется, не для того, чтобы у него учиться. Как пишет Альберт Швейцер, Бах «любил чужую музыку почти не отдавая себе отчета в ее достоинствах, только потому, что она активизировала его художественную фантазию».
Концерт № 4 до мажор, BWV 595 представляет собой транскрипцию первой части Концерта герцога Веймарского (полностью все три части существуют в баховском переложении для клавира соло, BWV 984). Праздничная музыка первой части основана на чередованиях энергичного ритурнеля и моторных эпизодов.

Вошедшие в данную грампластинку органные концерты записаны в 1980 году в Рижском Домском концертном зале, Евгения Лисицина — солистка Латвийской государственной филармонии, лауреат Международного конкурса имени Чюрлёниса. Наряду с обширной концертной деятельностью, артистка записала уже целый ряд пластинок. Камерный оркестр Латвийской государственной филармонии под руководством Товия Лифшица гастролировал во многих городах СССР и странах Европы, активно концертирует и участвует в грамзаписях. В его репертуаре -почетное место занимают произведения старых мастеров.
melodist / 2022-12-20 01:42:27
Изображение
АОЛЗ, 1987
admin / 2018-05-24 10:05:58
Изображение
admin / 2018-05-24 10:06:02
Изображение
АОЛЗГ, 1987
Зак. 571. Тираж 7720
lefff5 / 2022-07-25 16:13:48
Изображение
АОЛЗГ, 1987
Зак. 571. Тираж 7720
lefff5 / 2022-07-25 16:14:32
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка