5 дней
О сайте10 | С60 21873 003 1985, дата записи: 1980-1984 |
Сторона 1 Наша самба (И. Бриль) — 7.25 Перед заходом солнца (И. Бриль) — 12.33 Сторона 2 В пути (И. Бриль) — 5.41 Серебристое облако (И. Бриль) — 9.45 Танец чаек (И. Бриль) — 1.34 Состав ансамбля: Игорь Бриль — клавишные (1—5) Александр Осейчук — альт-саксофон (1—4) Еегвний Казарян— ударные инструменты (1, 3, 4) Анатолий Соболев — контрабас (1, 3, 4) Виктор Вист — ударные (1, 2) Алексей Набатов — тенор-саксофон (2) Николай Батхин — труба (2) Алексей Гагарин — ударные (2) Ирина Отиева — вокал (2) Александр Брыксин — конго (2) Юрий Андреев — электробас (2) Звукорежиссеры: Р. Рагимов (1, 3—5), Н. Данилин (2) Редактор И. Йотко Художник Ю. Соболев. Фото М. Михальчука Третья пластинка ансамбля Игоря Бриля «Перед заходом солнца» завершает собою тематический цикл, начатый диском под названием «Утро Земли». Это не намек на драму Гауптмана и не простая хроника дня, это метафорический способ организации триптиха. Все три записи имеют сходство в построении. Каждая из них начинается с самбы, выполняющей роль и дивертисмента, и первого знакомства, в это время нам как бы предлагают рассаживаться поудобней и приготовиться к серьезному слушанию. А следующая пьеса — уже программное заявление, ядро содержания, носитель концепции. На первом диске она дала нам тематическую установку: «И настанет день». На третьей — название всей пластинке. Главной пьесой второй пластинки Бриля была композиция «Сегодня и завтра» — вещь, полная раздумий, смен настроений, устремлений и сомнений. Снова Бриль сосредоточивался на беге времени, на его ускользающих мгновениях. Движение времени и прежде всего его переломы — вот что волнует Бриля-композитора. Отсюда и внутренняя многочастность отдельных пьес, и гигантские, длиной в несколько лет, тематические связи между его пластинками. Отсюда его внимание к четкости артикуляции, к свингу (как отражению движения времени в музыке), к ровности дыхания фраз, тяготение к контрастно-составным формам. Почти все пьесы Бриля поддерживают символику передвижений. Композитор называет свои пьесы очень ответственно, ведь название — установка для слушателя. В одних пьесах есть обращение к образам пути— «Улица без конца», «В пути»; в других — попытка передать изменение цвета: поставленные одна за другой пьесы «Серебристое облако» (бледное на голубом) и «Танец чаек» (белое на темном) создают образ угасающего дня, уходящего времени. В этом контексте главная пьеса «Перед заходом солнца» не кажется уже столь необычной для Бриля, о котором привыкли говорить как о лирике и романтике. Тема здесь, начало которой полно «мерцающих» диссонансов, звучит весьма мрачно, даже грозно. Это никакая не лирика и не романтика. Это эпичность. Может быть, заклинание. Или пророчество. В ткани пьесы постоянно присутствует указание на объемность, пространственность, полицентризм. Это достигается и искусным применением полифонии, введением как бы нескольких планов звучностей, приданием реверберационного отзвука к голосу трубы и женского вокала к инструментальным тембрам. Видимо, к этой пьесе Бриль нас «готовил» двумя своими предыдущими пластинками. Пьеса уже звучит, а он как бы продолжает звать нас, потому что все изменилось и продолжает меняться. У Бриля в высшей степени необычное, странное, неожиданное соло, совсем не та легкость и гладкость, вся на улыбке и теплоте, к которым мы привыкли. Вместо этого ломаная пентатоника, угрожающий, зловещий, агонизирующий танец... Что-то случилось! А затем это скорбное, торжественное шествие в финале. И конец на доминанте, на вопросе... Открывающая вторую сторону композиция «В пути» интонационно связана с главной пьесой. Здесь наше внимание привлечено к сопоставлению движений, чередованию «идущего баса» и басового остинато. Сходен и финал — и эта пьеса оканчивается на доминанте. Следующая пьеса «Серебристое облако» продолжает тему, пространства, тему высот и далей. Ощущение это возникает и от широких интервалов мелодии темы, и от сопоставления высокого регистра альт-саксофона с низкими, взятыми смычком звуками контрабаса. Завершающая диск миниатюра «Танец чаек» — как бы продолжение фортепианного соло из главной пьесы. Только все акценты чуть смещены и характер образов более успокоенный, брезжит надежда и свет. После захода солнца непременно будет и его восход... Джазовая импровизация — искусство мгновения. Но проблема «художник джаза и время» этим не исчерпывается, она воплощается в творчестве музыканта-композитора. Эта пластинка записывалась, когда Игорю Брилю исполнилось сорок лет. Бриль принят в члены Союза композиторов. Музыкант зрелый и глубокий, он подарил нам еще одно свое творение. И мы должны отнестись к этому со всей серьезностью. Алексей Баташев МОЗГ Зак. 5. Тир. 5000 |