2 дня
О сайте5 3 | С10 21801 005 1985, дата записи: 1984 |
И. С. БАХ (1685—1750) Сторона 1 Итальянский концерт фа мажор, BWV 971 —13.12 1. (Allegro) 2. Andante 3. Presto Партита (Французская увертюра) си минор, BWV 831 1. Ouverture — 7.43 Сторона 2 2. Courante 3. Gavotte I, II 4. Passepied I, II 5. Sarabande ⎬ —20.05 6. Bourree I, 11 7. Gigue 8. Echo ФЕЛИКС ГОТЛИБ, клавесин фирмы "Lindholm" Звукорежиссер Э. Шахназарян Редактор И. Слепнев © «МЕЛОДИЯ», 1985 Всесоюзная студия грамзаписи Запись 1984 г. зак. 180 |
«Итальянский концерт» и «Французская увертюра» образуют вторую часть знаменитого сборника "Klavierubung" и относятся к числу немногих баховских сочинений, опубликованных при жизни автора (что свидетельствует об их высокой оценке Бахом). Сборник был напечатан весной 1735 года. Вот полный заголовок титульного листа (в переводе на русский язык): «Вторая часть Klavierubung, состоящая из Концерта в итальянском стиле и Увертюры на французский манер для клавичембало с двумя мануалами. Любителям для увеселения духа изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом...» «Итальянский концерт», BWV 971 построен по образцу широко популярных в то время концертов итальянских композиторов (например, А. Вивальди) с последованием частей: быстро — медленно — быстро. Этот концерт как бы завершает ту область баховского творчества, которая началась с его обработок для клавира соло шестнадцати концертов (преимущественно итальянских авторов), была продолжена в концертах кётенского периода (скрипичные, а также «Бранденбургские» концерты) и далее была развита в созданных в Лейпциге концертах для одного и нескольких клавиров с оркестром. Первая часть открывается звонкой упругой темой, которая сообщает импульс всему дальнейшему развитию. Все движение построено на гибком взаимодействии между эпизодами forte и мелодическими образованиями, идущими в менее яркой звучности. В основе этой блестящей части лежит сопоставление света и тени, виртуозно-моторного, ритмически четкого движения с имитационными моментами, причудливые мелодические арабески. Вторая часть — Andante ре минор. Здесь в особенной степени дает о себе знать жанровый прототип этого концерта — медленная часть воспринимается как скрипичное соло в сопровождении басов. В основе лежит причудливо извивающаяся экспрессивная мелодическая линия, ритмически изощренная, изобилующая разнообразными сложнейшими украшениями (они все выписаны нотами, так как выходят далеко за пределы «типовых», обозначаемых при помощи условных значков). В этой части особенно ярко выступает импровизационный характер солирующего голоса в сопоставлении с неуклонной поступью баса. Третья часть, Presto, — вихревой финал; музыка развивается в чередовании динамических пластов forte и piano и в их одновременном сопоставлении (в разных руках). Основной характер финала — радостное упоение «игрой». Французская увертюра, BWV 831 является собственно клавирной партитой (сюитой), первая часть которой написана в манере «французской увертюры»: с медленными вступлением и заключением (идущими в торжественном движении в пунктирном ритме) и быстрым фугированным центральным разделом. Объединяя в одном сборнике эти оба произведения, И. С. Бах хотел сопоставить живой, огненный итальянский стиль с французским — галантным, несколько церемонным в самой увертюре и преисполненным грации и изящества — в остальных частях. Первоначально эта сюита была написана в до миноре, о чем свидетельствует ранняя рукопись (копия, написанная рукой Анны Магдалены Бах, жены И. С. Баха). Существуют различные предположения относительно причины транспонировки в си минор. Возможно, Баху не хотелось издавать еще одну Партиту в до миноре — ведь в первой части "Klavieruibung" уже была напечатана под № 2 Партита до минор. Кроме того, тональный контраст фа мажор — си минор (тритон!) мог в значительной степени подчеркнуть различие «итальянского» и «французского» произведений в данном сборнике. За первой частью, собственно увертюрой, следует целый венок танцев (как это обычно бывало в сюитах). В первом из них — куранте — интересной особенностью являются остроумные «перебои» метра. Прекрасную возможность для исполнителя выявить контраст характера в рамках одного танцевального движения, проявить изобретательность в выборе регистровки предоставляют пары танцев. В сюите имеются два гавота, два паспье, два бурре (каждый второй танец обычно рассматривается как контрастная середина — после него снова повторяется первый). В качестве эмоционального кульминационного центра сюиты выступает медленная сарабанда, построенная на напряженных, драматических интонациях. Последняя танцевальная пьеса — стремительная жига. Но на этом сюита не кончается. Примечательной особенностью всей второй части "Klavierubung" является то обстоятельство, что автор сам снабдил пьесы динамическими указаниями. Из текста титульного листа явствует, что произведения, включенные в эту часть, предназначались для исполнения на чембало с двумя клавиатурами. Динамические указания Баха предписывают игру на какой-нибудь одной клавиатуре (forte, piano) или же на двух разных. Во Французской увертюре, как и в Итальянском концерте, динамические контрасты также входят в намерения автора. Например, Бурре I снабжено указанием forte, а Бурре II — piano; Гавот II предписывается играть piano (вероятно, в Гавоте I громкая игра подразумевалась сама собой). Особенно изобилует динамическими указаниями завершающая сюиту нетанцевальная пьеса «Эхо». Она рассчитана на непрестанное чередование forte и piano (эффект эхо), достигаемое постоянной сменой клавиатур. «Французская увертюра» — самая крупная из клавирных сюит И. С. Баха. Название ее по первой части (Увертюра), тональность си минор, отсутствие обычной в клавирных сюитах аллеманды, значительное увеличение общего количества танцев, введение жанровой пьесы «Эхо» в качестве заключения — все это скорее приближает сочинение к типу баховских оркестровых сюит. Феликс Готлиб — хорошо известный пианист-ансамблист и клавесинист. Он воспитанник Московской консерватории, ученик профессоров Э. Г. Гилельса и Т. Д. Гутмана, а до этого, в Центральной музыкальной школе профессора А. Б. Гольденвейзера. На протяжении многих лет Готлиб выступал в ансамбле с такими исполнителями, как виолончелист Д. Шафран, скрипачи В. Спиваков, И. Груберт и М. Секлер, канадская певица Г. Габора. Как солист-клавесинист Готлиб выступает сравнительно недавно, однако он уже успел исполнить в Москве и во многих городах нашей страны целый ряд программ, в которых почетное место занимают произведения И. С. Баха: весь цикл (кроме Третьей части, предназначенной для исполнения на органе) "Klavierubung" (первая часть — шесть партит, вторая часть, записанная на настоящем диске, четвертая часть — «Гольдберг-вариации»), монументальный цикл «Искусство фуги», а также камерные ансамбли — сонаты для скрипки, виолончели и флейты и чембало. Помимо этого, в репертуаре клавесиниста произведения Д. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, а также композиторов XX века: Б. Мартину, М. де Фальи, Ф. Мартена, Д. Мийо и других. Н. Копчевский На лицевой стороне конверта: Н. Турнье. Концерт. Оформление художника Е. Радкевич |