3 дня
О сайте3 2 | С10 21555 004 1985, дата записи: 6 сентября 1983 г |
Сторона 1 1. Sinfonia. Andante. Allegro vivace. Andante. Allegretto— 17.12 Сторона 2 — 15.15 2. Ostinato. Andantino 3. Finale. Vivace МАРИНЭ ЯШВИЛИ Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер ГИНТАРАС РИНКЯВИЧЮС Запись из Большого зала Ленинградской государственной филармонии 6 сентября 1983 г. Звукорежиссер Г. Цес * Редактор К. Иванова Художник Т. Капустина Вячеслав Лаврентьевич Наговицин родился в 1939 году в Магнитогорске. В 1958 году он окончил Ленинградское музыкальное училище имени Мусоргского по классу скрипки, а начиная с 1956 года посещал семинар самодеятельных композиторов при Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР (класс И. Я. Пустыльника). В 1963 году Наговицин закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора В. Н. Салманова и по классу скрипки профессора М. М. Белякова, а позднее аспирантуру по композиции у профессора Д. Д. Шостаковича. В настоящее время В. Наговицнн— преподаватель Ленинградской консерватории по композиции и полифонии. Одновременно он ведет занятия в семинаре самодеятельных композиторов. В. Наговицин — автор многих произведений в различных жанрах. Среди его сочинений — Симфония и «Праздничная увертюра» для большого симфонического оркестра, два струнных квартета, Соната для флейты и фортепиано, три фортепианные сонаты, Токката в форме фуги дли фортепиано, написанная для III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (удостоена второй премии среди сочинений, созданных к конкурсу), ряд пьес для различных инструментов, обработки бурятских народных песен, музыка к театральным постановкам, хоры и другие произведения. В творческом облике Наговицина немало черт, общих для композиторского поколения, входившего в жизнь в конце 50-х — начале 60-х годов. Вместе со своими сверстниками композитор увлеченно постигал тайны «звуковой материи», необычайно разросшейся и усложнившейся в XX веке, осваивал современные системы композиции. У своих замечательных педагогов он учился подчинять техническое мастерство художественным целям. Яркая композиторская индивидуальность Наговицина проявляется, с одной стороны, в заразительной эмоциональности, богатом мелодическом воображении и чуткости к инструментальному колориту, с другой — в суровой самодисциплине строителя, умеющего сочетать красоту линий и трезвость расчета. В одном из первых критических откликов справедливо говорилось о «строгом искусстве» композитора. Концерт для скрипки с оркестром (1970) автор посвятил Д. Д. Шостаковичу. Замысел и первые эскизы произведения относятся к 1965 году, когда Наговицин совершенствовался в аспирантуре у Д. Д. Шостаковича; завершена партитура в 1970 году. Первое исполнение Концерта (солист Г. Кнеллер, оркестр под управлением Ю. Симонова) состоялось в 1976 году на XII фестивале «Ленинградская музыкальная весна». Партитура сочинения издана в 1978 году. Посвящение концерта Д. Д. Шостаковичу не было только данью благодарности учителю. Прежде всего, Наговицина роднит с Шостаковичем этическая и философская наполненность музыки, ее высокая эмоциональная «температура». Сближает их и трактовка концерта как инструментальной драмы, «симфонизация» жанра при сохранении ведущей роли яркого и впечатляющего виртуозного начала. В этой связи иные порою заметные, порою едва уловимые стилистические параллели с музыкой Шостаковича воспринимаются, скорее, как внешние знаки глубоко внутреннего родства. Трехчастная композиция концерта весьма необычно «расширена» автором. Заглавие первой части, Sinfonia, не случайно, ибо она, в свою очередь, является как бы замкнутым сонатно-симфоническим циклом внутри концерта. Темповые и динамические контрасты намечают внутреннее членение формы на разделы, которые можно условно определить как Вступление, Соната, Интерлюдия и Эпилог. Концерт многотематичен. В основе первой части и всего произведения в целом — двенадцатитоновая серия. Интонируемая вначале валторной, как эпиграф к сочинению, она приобретает черты напряженной патетической декламации в монологе солирующей скрипки. В дальнейшем многократные и многообразные превращения темы-серии (вместе с тем всегда узнаваемые и слухом соотносимые с первообразом), их развитие и противоборство составляют основу конфликтной музыкальной драматургии Концерта. В первой части преобладают сонатные принципы изложения материала. После экспозиционного Вступления и наиболее «разработочного» раздела — драматически насыщенной Сонаты с ее «кричащими» кульминациями—Интерлюдия воспринимается как реприза, замыкающая круг развития, как возвращение к исходному состоянию. Тем неожиданнее Эпилог — расширенная кода. Очищающее и умиротворяющее ее воздействие достигается не возвышенной просветленностью, а, напротив,— жанровым «снижением» исходного тематизма. На фоне переменного, спотыкающегося ритма сопровождения вновь и вновь кружит в каком-то причудливом танце меланхоличная попевка, напоминая о мелодически протяженной побочной партии сонатного аллегро. Для второй части концерта, Ostinato, композитор избрал форму вариаций. Своеобразие так называемых вариаций Soprano ostinato заключается в том, что тема вариаций, упорно выпеваемая дуэтом флейт (в среднем эпизоде части тема кульминирует в мощном туттийном звучании), повторяется совершенно неизменно. Неизменен и ритм ровных четвертей — мерный ход времени. Сопровождающие же голоса (среди которых и голос солирующей скрипки с ритмически преображенной основной темой-серией) непрерывно обогащают тему ostinato фактурно и гармонически. Внезапно выбегающий из тишины последних тактов Ostinato голос кларнета-пикколо открывает пеструю и разнохарактерную круговерть финала, по форме приближающегося к рондо-сонате. В его тематизм искусно вплетены весьма вольные «цитаты» из Первого скрипичного концерта и из Четвертой симфонии Шостаковича. После ряда драматических коллизий основная тема завершает произведение в лучезарной до-мажорной коде И. Райскин |