48 сек.
О сайте3 | М40 45807 000 1984, дата записи: 1983 |
С. ДАУКАНТАС (1793—1864) Читает ЛАЙМОНАС НОРЕЙКА Сторона 1 Деяния древних литовцев и жемайтов. Говор литовцев и жемайтов — 4.47 Образ жизни древних литовцев, аукштайтов и жемайтов, фрагменты — 18.40 Сторона 2 Краткое поучение, как бороться с пожаром. Предисловие — 3.31 Песни жемайтийские. Предисловие. Мать и дочка. Прощание дочери — 8.57 Азбука говора литовцев, аукштайтов и жемайтов 1. Волк и овчина. 2. Пастух-лгун. 3. Медведь — пчелы — 3.03 Письмо Мотеюсу Валанчюсу — 4.41 Повествование о деяниях литовского народа в древности. Предисловие — 4.04 На литовском языке Звукорежиссер В. Бичюнас Редактор 3. Нутаутайте Художник Р. Тарабилда. Фото О. Паедайте Запись 1983 г. Известным чтец Лаймонас Норейка на сей раз представил нашему вниманию Симонаса Даукантаса (1793—1864), первого литовского историка, народного просветителя, писателя. В годы жизни С. Даукантаса отдельные жанры литовской литературы еще не сформировались полностью. Его исторические произведения близки художественной литературе, написаны образным языком с явным влиянием романтизма. Из многогранного письменного наследия Даукантаса чтецом выбраны важнейшие темы. Оригинальная актерская интерпретация помогает глубже понять автора и его эпоху. В литературном наследии Даукантаса большой интерес представляют четыре труда по истории Литвы, собрание фольклорного материала, словари, несколько учебников и книжек с хозяйственными наставлениями. Культурная деятельность автора проходит в труднейших условиях, что и звучит в предисловии к «Повествованию» и в письме Валанчюсу Под воздействием идей эпохи Просвещения и антифеодальной крестьянской борьбы Даукантас изобличает бесправность крепостного права, стремится подготовить народное сознание к самостоятельной общественно-политической жизни. Для пробуждения подавленного самосознания он прежде всего защищал родной язык, возрождал его к общественной жизни (выдержка из ««Деяний», письмо Валанчюсу). Автор идеализирует прошлое как пример человеческого бытия, которое ставится контрастом мрачной действительности. Даукантас призывает народ верить в собственные силы. Это отражается в выдержке из «Образа», где поэтическое описание лесов было вершиной тогдашней литовской прозы. Находясь под влиянием классицизма, Даукантас обогащает литовскую литературу переводами и обработками античных авторов. В «Азбуке», предназначенной для первых литовских школ, рассказы отшлифованы до изящества, они в течение целого столетия неизменно включались в учебники родного языка. Глубокий гуманизм творчества Даукантаса, его прогрессивное историческое и художественное мышление является ценным интеллектуальным наследием. Артистическое слово Лаймонаса Норейки вызывает это наследие к новой жизни. Витаутас Меркис |