6 дней
О сайте7 2 | С10 21265 000 1984, дата записи: 1983 |
Антон АРЕНСКИЙ (1861–1906) Сторона 1: 1. Симфония № 2 ля мажор, соч. 22 — 21:46 1. Allegro giocoso 2. Romanza. Adagio ma non troppo 3. Intermezzo. Allegretto 4. Finale. Allegro moderato Сторона 2: «Силуэты», сюита № 2 для симфонического оркестра, соч. 23 2. 1. Учёный — 3:11 3. 2. Кокетка — 3:10 4. 3. Паяц — 3:14 5. 4. Мечтатель — 5:22 6. 5. Танцовщица — 3:00 Государственный академический симфонический оркестр СССР Дирижёр Евгений СВЕТЛАНОВ Звукорежиссёр М. Кожухова Редактор Л. Абелян Художник Б. Подаревский © «МЕЛОДИЯ», 1984 Запись 1983 года. |
ЛЗГ, зак. 1079 Антон Степанович Аренский был младшим современником композиторов балакиревского кружка и Чайков ского. Ученик Римского-Корсакова в Петербургской консерватории, которую он окончил в 1882 году, Аренск! с 1883 года жил в Москве, где стал профессором кон серватории, быстро вошел в музыкальный мир. дружил с Танеевым, увлекался музыкой Чайковского. Творческое развитие Аренского проходило, таким образом, под влияниями петербургской и московской школ, тесно сочетавшимися в рамках его лирического дарования. Они выступают в его многочисленных романсах, пользовавшихся в течение долгого времени любовью слушателей и не забытых поныне. Аренский писал в разных формах оперной, симфонической и камерной музыки. Его две симфонии нечасто появляются на концертных афишах, но они, несомненно, заслуживают внимания, привлекают мелодической щедростью, ясностью языка, мастерством оркестровки. Конечно, эти произведения не столь масштабны, как симфонии Бородина, не столь драматичны, как симфонии Чайковского. Но в рамках их лирической сущности композитор высказывается в полную меру художественной убедительности Вторая симфония ля мажор, соч. 22 написана в 1889 году рукою опытного мастера, уже выработавшего свою манеру письма и художественный стиль. Она интересна и по образному содержанию, и по языку, и по формальному построению. В это время Аренский стремился к обновлению традиционной формы и успешно решил поставленную перед собой задачу. Четыре обычные части симфонии слиты в его партитуре воедино, и не только потому, что исполняются без перерыва, непосредственно переходя одна в другую, но и по особому строению и функции финала. По своему мелодическому строю симфония тесно связана с русской песенностью. Первая часть, Allegro giocoso. построена на обычном контрасте динамичной и спокойно-напевной тем. Первая из них проникнута радостно-возбужденным характером в ее изложение вторгается повелительный, лаконичный мотив (валторны и тромбоны, затем —- тромбоны и туба). Он будет появляться в дальнейшем неоднократно, активизируя движение. Все это подчеркивает ласковую приветливость второй темы. Она отступает в затухающих звучаниях, нарушаемых в конце повелительным возгласом, вводящим в разработку. В ней снова появляются обе темы, сохраняющие свой облик, опять звучит звучит призыв, после которого особенно пленяет рическое очарование второй темы, заканчивающей разработку. Вместо ожидаемой репризы действие неожиданно переключается в следующую без перерыва вторую часть — Романс. Adagio ma non troppo. В нем звучит ясная светлая мелодия, заставляющая вспомнить о лирическом мире Чайковского, столь любимого автором с фонии. Тема изложена свободно, на фоне полнозвучной выразительной гармонии, в разнообразной оркестровой фактуре. Романс непосредственно вводит в музыку третьей части — живого и бойкого Интермеццо. Allegretto. написаного в пятидольном размере, проникнутого чисто русской удалью и размахом. Интермеццо изложено трехчастной форме, где в середине появляется более спокойная мелодия. Финал, Allegro moderatо, по существу, является репризой первой части. Здесь утверждается яркий праздничный облик произведения, определившийся уже в первом его разделе. Сюита «Силуэты», написанная в 1892 году в Москве, принадлежит к числу наиболее популярных произведений Аренского, она часто исполняется как в первоначальной редакции для двух фортепиано в четыре руки, так и в оркестровом переложении, сделанном самим автором. Оба варианта равноценны, отмечены мастерством вопло щения композиторского замысла. В сюиту входят пять портретных зарисовок, написанных в изящно-непринужденной манере, привлекающих не столько психологической глубиной, сколько тонкостью и остроумием звуковых образов. В начале появляется «Ученый», охарактеризованный в серьезном, несколько патетическом тоне, в котором слышится оттенок легкой иронии по адресу псевдоакадемического педантизма. Вторая пьеса, «Кокетка» — шаловливый и задорный вальс разукрашенный контрастами ритмов и тембров. Третья часть — «Паяц» с его бубенцами, быстрыми движениями и прыжками. За ним следует «Мечтатель», в размышле-ния которого вторгаются возбужденные интонации под черкиваюшие спокойствие основного настроения. И. наконец, «Танцовщица», обрисованная средствами популярного в то время условно-испанского жанра, которыми композитор пользуется с чувством меры и такта. Произведения Аренского записаны в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова, трактовке симфонии он подчеркивает русскую характерность музыки. В сюите — богатство контрастов и смен настроений. Дирижер показывает своеобразие каждой и партитур со свойственной ему художественной убедительностью. И. Мартынов. заслуженный деятель искусств РСФСР |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-80 Сторона 1 ЭКСПОРТНЫЙ ВАРИАНТ |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-80 Сторона 2 ЭКСПОРТНЫЙ ВАРИАНТ |