2 дня
О сайте7 3 | М10 45317 003 1983 |
Сторона 1 ИВАН АЛЧЕВСКИЙ, тенор Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844-1908). Песня Индийского гостя («Садко», 4 к.) —3.04 Ш. ГУНО (1818-1893). Каватина Фауста («Фауст», 2 д.) — 4.13 А. ДАРГОМЫЖСКИЙ (1813-1869). Каватина Князя («Русалка», 3 д.) —4.16 Дж. МЕЙЕРБЕР (1791-1864). Речитатив и романс Рауля («Гугеноты», 1 д.) —4.37 Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844-1908). Речитатив и ария Садко («Садко», 1 к.)— 5.58 Р. ВАГНЕР (1813-1883). Рассказ Лоэнгрина («Лоэнгрин», 3 д.) — 4.13 Сторона 2 П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893). Ария Ленского («Евгений Онегин», 2 д.) — 4.21 ЛЕВ КЛЕМЕНТЬЕВ, тенор Ж. БИЗЕ (1838-1875). Ария Хозе («Кармен», 2 д.) — 2.57 А. БОРОДИН (1833—1887). Каватина Владимира Игоревича («Князь Игорь», 2 д.) — 4.30 А. РУБИНШТЕЙН (1829-1894). Строфы Нерона («Нерон». 2 д.) — 3.50 Дж. МЕЙЕРБЕР (1791-1864). Речитатив и романс Рауля («Гугеноты», 1 д.) — 4.01 Дж. ВЕРДИ (1813—1901). Канцонетта Ричарда («Бал-маскарад», 2 д.) — 3.00 П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893). Ариозо Германа («Пиковая дама», 2 к.) —2.49 Фортепиано (1—10). Оркестр (11 —13) Записи «Gramophone and Typewriter», 1903 (1—7, 9, 10), 1902 (8) rr., «Gramophone Company Ltd», 1909 r. (11—13) Реставрировано при содействии ИРЛИ АН СССР Реставраторы: Е. Дойникова, В. Шифф, А. Осипов, Г. Матвеев Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Бепов © «МЕЛОДИЯ», 1983 Всесоюзная студия грамзаписи ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК 05.01.84. ЛФОП 1. 3. 1664—18 400. Из серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства" Часть IV. Вокалисты |
В начале столетня русская оперная сцена располагала целой плеядой выдающихся артистов, в том числе замечательными тенорами. Среди них обращает на себя внимание творческий путь и искусство двух артистов — Ивана Алексеевича Алчевского и Льва Михайловича Клементьева. Оба прожили короткую жизнь, оба провели на оперной сцене немногим более пятнадцати лет, успев за это время сказать веское слово в искусстве, завоевав признание и слушательской аудитории и строгих, взыскательных авторитетов. Иван Алексеевич Алчевский родился 27 декабря 1876 года в Харькове в семье крупного горнозаводчика. В юности его педагогом был старший брат Григорий Алексеевич, ученик С. И. Танеева. Не связывая с пением планов на будущее, Иван Алчевский в 1896 году поступил на естественный факультет Харьковского университета. Трагическое семейное событие (банкротство и самоубийство отца) резко изменило его судьбу. Чтобы обеспечить мать и младшую сестру, он отправляется в Петербург с целью стать солистом Мариинского театра. Это ему удается В салоне меценатки Ю. Ф. Абаза он исполняет песню Индийского гостя („Садко" Н. Римского-Корсакова) перед представителями театра и получает дебют, который состоялся 18 сентября 1901 года. Алчевский имел успех и был принят в труппу прославленного театра. Через два месяца он уже пел заглавную партию в „Фаусте" Ш. Гуно. Не рассчитывая только на природные данные, артист уезжает летом 1902 года в Париж к знаменитому артисту и педагогу Жану де Решке; повторяя эти „учебные" поездки в 1903 и 1904 годах, Алчевский заметно повысил свою вокально-техническую подготовку. Уже в свой второй сезон он выступил в шести операх, в том числе таких сложных вокально и сценически, как „Гугеноты" Дж. Мейербера и „Лоэнгрин" Р. Вагнера. Неудовлетворенный звучанием голоса и своей сценической работой, Алчевский неожиданно покидает театр и снова отправляется во Францию, где работает и над голосом и над оперными партиями на этот раз под руководством великой певицы Фелии Литвин. В сезоне 1906/06 года по рекомендации Литвин артиста приглашает театр „Ла Монне" в Брюсселе. Алчевский покоряет публику исполнением партий Лоэнгрина в одноименной опере Р. Вагнера, Рауля в „Гугенотах" Дж. Мейербера и Ромео в „Ромео и Джульетте" Ш. Гуно, затем в операх К. В. Глюка „Альцеста" и „Армида" вместе с Ф. Литвин. Летом 1906 года артист гастролирует в лондонском „Ковент-Гарден", в его репертуаре „Фауст", „Лоэнгрин", партию Ленского в „Евгении Онегине" П. Чайковского Алчевский исполнил в ансамбле с великим баритоном М. Баттистини и знаменитой чешской певицей Э. Дести-новой. Затем следует приглашение в Нью-Йорк, в труппу „Манхэттен опера", располагавшую сильным составом певцов, конкурировавших с солистами „Метрополитен опера". Алчевский выступил в трех операх: „Фауст", „Динора" Дж. Мейербера, „Наваррка" Ж. Массне. Летом 1907 года артист вернулся на родину, сезон 1907/08 года он проводит в основном в театре С. И. Зимина в Москве, выступал гастролером в Большом театре и частных антрепризах, а в мае 1908 года снова выступает в Париже в роли Шуйского в дягилевской премьере „Бориса Годунова" с Шаляпиным в главной роли. С июля 1908 года Алчевский — солист парижской „Гранд опера". В 1909 году в дягилевском сезоне он поет вместе с Шаляпиным в „Псковитянке" и „Борисе Годунове". В 1910 году Алчевский вступает в труппу Большого театра, сразу же взявшись и за драматические (Садко, Радамес) и лирические (Ромео, Фауст) партии. Алчевский не был похож на современных ему теноров прежде всего характерной особенностью голоса: баритональные середина и нижний регистр в сочетании со звонким, „теноровым" верхним регистром, простиравшимся до „ре" второй октавы. Голосу Алчевского была свойственна необычайная подвижность, филигранная, „бисерная" техника. Записи певца, выполненные в начале его карьеры в 1903 году, свидетельствуют о природных возможностях голоса Алчевского, о его тонкой артистической интуиции. В каждой арии его голос обнаруживает новые, характерные для данного персонажа и музыкального текста краски. К сожалению, тогда вокальное мастерство Алчевского еще не достигло того совершенства, которое обеспечило ему международное признание через несколько лет. После 1903 года артист не обращался больше к записи, оставив лишь восемь арий. Семь из них представлены на этой пластинке. Последние годы перед первой мировой войной Алчевский проводит на сцене Большого театра, где успешно выступил в партиях Зигфрида в „Гибели богов" и „Зигфриде" Р. Вагнера (1911 и 1912 гг.), а также во Франции. В „Гранд опера" ему сопутствует триумфальный успех в партиях Радамеса, Тангейзера, Лоэнгрина. в Марселе он покоряет публику исполнением ролей Рауля, Фауста, Ромео, дебютирует в партии Парсифаля в одноименной опере Р Вагнера (1914 г.); Алчевский продолжал сотрудничество с „русскими сезонами" Дягилева: летом 1914 года в Лондоне он выступает в „Псковитянке" с Ф. Шаляпиным и В. Петровым. Осенью 1914 года певец вернулся на родину и сразу с блеском выступил в Одессе и Харькове, исполнив даже баритоновую партию Демона в одноименной опере А. Рубинштейна. Затем последовали выступления в Петербургском Народном Доме: Хозе в „Кармен", Рауль в „Гугенотах", Фауст в опере Ш. Гуно, Герман в „Пиковой даме" П. Чайковского (одна из лучших партий артиста). Последние партии Алчевского — Андрей в „Запорожце за Дунаем" С. Гулак-Артемовского (Большой театр), Иоанн Лейденский в „Пророке" Дж. Мейербера и Дон Жуан в „Каменном госте" А. Даргомыжского в постановке В. Э. Мейерхольда (Мариинский театр, 1916—1917 гг.). Концертный репертуар певца был чрезвычайно разнообразен: от русских и украинских песен до новейших камерных произведений Дж. Энеску и С Прокофьева. Большой знаток фортепианной и симфонической музыки, страстный почитатель творчества А. Скрябина, Алчевский был одним из самых эрудированных оперных артистов своего времени. Выдающийся артист скоропостижно скончался во время своих весенних гастролей в Тифлисе и Баку 26 апреля 1917 года. Прах его был перевезен и захоронен на родине, в Харькове. Огромную популярность завоевал в начале века выдающийся артист, один из лучших теноров русской оперы Лев Михайлович Клементьев. Он родился 20 марта (1 апреля) 1868 года в Петербурге. Будучи гимназистом увлекся опереттой и стал завсегдатаем кулис театра, где выступала труппа С. А. Пальма (ныне Большой драматический театр имени М. Горького). Завязалось знакомство юноши с артистами и антрепренером. Это помогло Клементьеву получить дебют, и в начале 1887 года он впервые выступил на сцене в роли Баринкая („Цыганский барон" И. Штрауса). Голос дебютанта понравился, и Пальм пригласил Клементьева в труппу, но на небольшие роли' Чтобы получить профессиональную вокальную подготовку, Клементьев начинает заниматься у артиста К. И. Кржижановского, который, убедившись в исключительной вокальной одаренности ученика, стал готовить его к большой оперной сцене. Не прерывая занятий, Клементьев продолжает выступать в опереточных антрепризах: в 1887—1888 годах в Одессе, летом 1888 года в труппе артиста оперетты В. И. Родона в Харькове, а в 1889 году на сцене Тифлисского оперного театра в труппе В. Л. Форкатти. Здесь 18 ноября 1889 года он исполняет партию Фет-Али в премьере оперы А. Г. Рубинштейна „Попугай" (его партнерами были известные артисты М. К. Максаков и П. А. Лодий). В сезоне 1890/91 года Клементьев снова в Петербурге, на положении премьера в труппе С. А. Пальма, в следующем сезоне поет в Москве, в оперетте М. В. Лентовского, и, наконец, после блестящего дебюта в партии Германа (17 апреля 1892 года) зачисляется в труппу Большого театра. Уже в свой первый сезон в Большом театре Клементьев исполнял партии Германа, Ленского, Князя („Русалка" А. С. Даргомыжского), Джеральда („Лакме" Л. Делиба), Фауста (в одноименной опере Ш. Гуно), 26 января 1893 года участвует в первой постановке „Снегурочки" Н. А. Римского-Корсакова (партия Бобыля), 27 апреля того же года исполняет партию Молодого цыгана в премьере оперы С. В. Рахманинова „Алеко". В дальнейшем его репертуар пополнился партиями Синодала в „Демоне" А. Рубинштейна, Водемона в „Иоланте" П. Чайковского, Собинина в „Иване Сусанине" М. Глинки, Хозе в „Кармен" Ж. Визе, Рауля в „Гугенотах" Дж. Мейербера, Тангейзера в одноименной опере и Зигмунда в „Валькирии" Р. Вагнера, Ричарда в „Бале-маскараде" и Радамеса в „Аиде" Дж. Верди. 4 января 1901 года Клементьев участвовал в премьере оперы Ц. Кюи „Анджело" (партия Родольфо) в ансамбле с Ф. Шаляпиным, Н. Сали-ной, Л. Собиновым. Несмотря на выдающееся положение в Большом театре, Клементьев ушел из него, тяготясь чиновной атмосферой казенной сцены, и начал беспокойную жизнь гастролера. В 1902 году он выступает в антрепризе У. Гвиди на сцене театра Петербургской консерватории, в сезоне 1903/04 года — в труппе артиста М. Е. Медведева в помещении московского театра „Аркадия". Здесь 12 октября 1903 года он впервые выступил в „Нероне" А. Рубинштейна. Заглавная партия этой очень популярной тогда оперы считается лучшей в репертуаре артиста. Исполнительские достижения Клементьева не менее значительны и в других операх русской и западноевропейской классики, но успеха, равного успеху в „Нероне", он не имел никогда. В конце 1903 года артист поет свою „коронную" партию в Московском „Товариществе частной оперы", в 1905 году в антрепризе А. Дракули в Нижнем Новгороде, в следующем сезоне — вместе с итальянскими артистами — в Петербургской „Новой опере" А. Церетели, в 1907—1909 годах на сцене Петербургского Народного Дома. Кроме партии Нерона артист часто выступал в своих любимых партиях Хозе и Германа. 21 января 1906 года Клементьев разделил успех с Титта Руффо в операх „Паяцы" Р. Леонкавалло и „Сельская честь" П. Масканьи, исполненных в один вечер на сцене Мариинского театра силами „Новой оперы" А. Церетели. Летом 1910 года артист появился в роли Париса („Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха) в петербургском театре „Летний Буфф". Скитальческая жизнь, пренебрежение здоровьем предопределили ранний конец. Будучи тяжело больным, артист не отказался от выступлений в Тифлисе и 7 октября 1910 года не смог закончить концерт, потеряв сознание во время исполнения арии Ленского. Через шесть дней последовала преждевременная кончина выдающегося артиста, завоевавшего любовь публики и товарищей по сцене не только вдохновенным искусством, но и своими человеческими качествами Клементьев был похоронен в Петербурге, в Некрополе Александро-Невского кладбища при огромном стечении народа. Знаменитые строфы Нерона „О печаль, о тоска" исполнил выдающийся артист грузинской оперы Вано Сараджишвили прямо у могилы артиста. Лев Клементьев был одним из самых ярких представителей русского оперного искусства рубежа XIX—XX веков, сочетавшим искусство выразительного пения с темпераментной, страстной сценической трактовкой ролей. Его голос, лирико-драматический тенор большого, свыше двух октав диапазона, служил ему безотказно. Вокальная техника артиста безупречна и выдерживает сравнения с лучшими образцами европейского вокала разных школ (кроме занятий у Кржижановского, Клементьев летом 1889 и 1890 годов учился у Оливьери в Париже и у Пеццо в Милане). Благодаря первоклассной школе, певец исполнил за свою недолгую сценическую жизнь свыше пятидесяти ролей в операх и классических опереттах, никогда не теряя певческой „формы". Искусство артиста достаточно хорошо прослеживается и в несовершенных записях начала века. В 1902 году, записав для ..Gramophone and Typewriter" арию Хозе, Клементьев заявил, что больше никогда не будет сотрудничать с граммофонной промышленностью. К счастью, этого не случилось. В конце 1903 года, когда исполнение партии Нерона так взволновало публику, артист осуществил запись шести произведений: в 1909 году Клементьев повторил Строфы Нерона, а также записал еще три арии и два романса. Ю. Б. Перепелкин При реставрации использованы записи из фонда Центрального Театрального музея им. А. А. Бахрушина и из собрания Ю. Б. Перепелкина. |